Кавабэ, Тиэко
- 1 year ago
- 0
- 0
Франко-монгольские союзы неоднократно заключались с середины XIII столетия по начало XIV века, в особенности после седьмого крестового похода . Для тогдашних правителей Европы и Монгольской империи это был вполне логичный союз против общего врага — мусульман .
Монголы проявляли симпатию к европейскому христианству, так как в их среде было распространено несторианство . Европейцы, в свою очередь, положительно относились к помощи с востока, поскольку среди них была распространена вера в существование мифического пресвитера Иоанна , правителя легендарного христианского царства на востоке, который мог бы помочь им в борьбе за Святую землю.
Для изучения монголов к ним были направлены европейские миссионеры, такие, как Плано Карпини .
Дипломатические связи в указанный период между монголами и франками были весьма активны, а формы сотрудничества — разнообразны . Тем не менее, несмотря на все усилия, так и не удалось заключить долговременный военный союз. Современные историки расходятся во мнениях по поводу того, насколько такой союз мог бы оказаться эффективным и какую выгоду он мог бы принести европейцам . Основная проблема состояла в том, что монголы обычно рассматривали своих партнёров по переговорам в лучшем случае как вассалов , в худшем же — как врагов, которые пытались добиться отсрочки неизбежного завоевания их территории, что оставляло их потенциальным союзникам небольшое пространство для манёвров.
Наиболее успешным из всех дипломатических усилий можно считать отношения сюзеренитета , когда вассальную роль по отношению к монголам приняло княжество Антиохия :
« Хетум I попытался объединить латинских князей вокруг идеи франко-монгольского альянса, но ему удалось убедить лишь Боэмунда VI из Антиохии» .
Прочие государства крестоносцев предпочли сохранять нейтралитет ввиду опасности, грозившей со стороны мамлюков :
«Большинство баронов Святой земли отказались вступить в альянс с монголами, за исключением царя Киликийской Армении и Боэмунда VI, князя Антиохии и графа Триполи» .
Другими христианскими вассалами монголов были Грузия и Киликийское армянское государство . Как только они приняли условия монголов, те потребовали от союзников предоставить войска для войны под монгольскими знамёнами, и грузины с армянами охотно откликнулись на призыв воевать против мусульман.
Наиболее важный результат христиано-монгольского сотрудничества имел место в 1260 году, когда большая часть Сирии была на короткое время завоёвана совместными усилиями монголов, христиан Киликийской Армении и Антиохии :
«1 марта Китбука вступил в Дамаск во главе монгольского войска. Вместе с ним находились король (Киликийской) Армении и князь Антиохии. Жители старинной столицы халифата увидели впервые за шесть столетий трёх христианских владык, победоносно шествующих по улицам города».
С другой стороны, франки из Акко избрали необычную для себя прежде политику пассивного перемирия с мамлюками , что позволило последним продвинуться на север в Палестину и нанести монголам решающее поражение в битве при Айн-Джалуте . Монголы вновь вторглись в Сирию между 1281 и 1312 годами, несколько раз обращаясь за содействием к крестоносцам, но безуспешно :
«Союз с монголами, несмотря на шесть дополнительных посольств в период между 1276 и 1291 годами, так ни к чему и не привёл. Зачатки коалиции против мамлюков угасли из-за бездействия со стороны Запада, который оказался бесполезным союзником. Франки не рассматривали монголов как партнёров по новому крестовому походу, который так и не состоялся».
В конце концов, не принеся ожидаемых плодов, франко-монгольские альянсы так и не сложились. Мамлюки одержали победу, изгнали из Палестины крестоносцев и монголов в 1303 году, что было окончательно закреплено подписанием между ними и монголами Алеппского трактата в 1323 году.