Interested Article - Ыльчи Мундок

Ыльчи́ Мундо́к ( кор. 을지문덕 , 乙支文德 , Eulji Mundeok , Ŭlji Mundŏk ; 2-я половина VI — 1-я половина VII века ) — государственный деятель и полководец древнекорейского государства Когурё , организатор ряда побед над китайскими (суйскими) захватчиками в когурёско-суйских войнах , автор древнейшей сохранившейся корейской поэзии « » .

Биография

Ыльчи Мундок родился в середине VI века и умер после 618 года н. э., однако точные даты его жизни неизвестны. Исторический труд «Хэдон мёнджанджон» ( кор. 해동명장전 ? , 海東名將傳 ? , «Летопись знаменитых корейских полководцев»), написанный в XVIII веке при правлении династии Чосон , говорит о его происхождении от «горных сёкда» (石多山) в Пхеньяне . Ко времени его рождения, королевство Когурё было богатым и воинственным государством, постоянно воюющим со своими соседями — китайскими царствами к северу и западу и корейскими государствами Силла и Пэкче соответственно к юго-востоку и юго-западу от себя. Ыльчи Мундок (некоторые корейские учёные предполагали, что «ыльчи» (乙支/을지) в его имени — указание на какой-то титул или придворный ранг Когурё) был высокообразованным для своего времени человеком, владеющим также и политическим, и военным учением и сделавшим успешную придворную карьеру, поднявшись в итоге до поста старшего министра ( ) Когурё.

В рассматриваемые времена, во внутренних войнах трёх корейских государств поддерживался определённый баланс сил, сохранявшийся до 668 года , когда союзничество Танской династии сдвинула преимущество в пользу Силла , а государство Когурё прекратило своё существование . В 589 году Суйская династия заново объединила Китай после более чем 3-х веков, прошедших с распада Ханьской империи . Империя Суй начала проводить активную внешнюю политику, в частности, потребовав в 596 году от Когурё разрыва всех союзов с тюрками, прекращения набегов на приграничные районы империи Суй и признания Суй своим сюзереном. В ответ в 597 году когурёский правитель в союзе с племенами мукри вторгся на суйскую территорию в районе современной провинции Хэбэй , что, в свою очередь, вылилось в поход в 598 году суйских сил на Когурё, отраженный как когурёскими войсками, как и, не в последнюю очередь, необычайно сильными дождями и штормом на море.

Битва на реке

В 604 году на престол Суйской династии взошёл император Ян-ди . Узнав о тайных переговорах Когурё с восточно-тюркскими племенами, он посылает королю требование персонально явиться и склониться перед империей Суй, а не получив желаемого ответа, начинает готовить новое вторжение. Для нового похода на Когурё он собрал огромное войско: « Книга Суй » утверждает, что в районе Пекина собралось 1,13 миллиона мобилизованных солдат и более двух миллионов вспомогательных войск; выступление армии с места сбора заняло 40 дней, а её колонны растянулись на 400 км. Однако когурёская армия, не вступая в бой, отступила за реку Ляохэ .

Когда суйская армия подошла к Ляохэ, то лёд уже сошёл. Было приказано построить три моста, но они оказались слишком короткими, и когда суйские войска пошли по ним в атаку, то попали в когурёскую засаду и были отброшены. Однако мосты были удлинены, суйские войска форсировали Ляохэ и приступили к осаде когурёских крепостей. Перед походом Ян-ди запретил генералам принимать самостоятельные решения о передислокации войск и потребовал запрашивать его разрешения на любые перемещения. В результате суйские войска не могли действовать в соответствии с меняющейся военной ситуацией, и к лету 612 года ни одна из когурёских крепостей в Маньчжурии не была взята. Тогда Ян-ди решил изменить стратегию и, не тратя силы на взятие крепостей в Маньчжурии, отправить крупную армию и флот прямо на когурёскую столицу. Морем было отправлено около 200 тысяч солдат; ещё 305 тысяч двинулось по суше.

Флот достиг реки Тэдонган первым. Адмирал Лай Хуни попытался взять город самостоятельно, но попал в когурёскую засаду, подстроенную посланным для этого Ыльчи генералом , и был вынужден отступить и дожидаться сухопутных сил. Сухопутные войска, передвигаясь по враждебной территории, были вынуждены нести с собой всё продовольствие (так как когурёсцы перехватывали транспорты из Китая), и когда армия, наконец, подошла к Пхеньяну , сильно уменьшившаяся из-за голода, дезертирства и постоянных атак когурёсцев, то генералы Юй Чжунвэнь и пришли к выводу, что с оставшимися в их распоряжении войсками Пхеньяна не взять. Когда отступавшая суйская армия начала переправляться через обмелевшую реку Сальсу (ныне Чхончхонган , по приказу Ыльчи Мундока была разрушена возведённая ранее выше по течению дамба, и многие суйские солдаты утонули. Остатки суйской армии были атакованы когурёсцами, которые, согласно хроникам, гнали разбитого врага 200 км. Из 305-тысячной армии вернулось лишь около 2,7 тысяч человек.

В последующие два года Ян-ди вновь пытался посылать войска на покорение Когурё, но не преуспел и был вынужден согласиться на предложенный Йонянхо мир. При этом бесславная война с её огромными потерями (в сумме около 3 миллионов человек) привела в империи Суй к широкому народному выступлению против правящей династии, а впоследствии смерти императора городе Цзянду от рук офицера стражи Линху Синда (令狐行達) и провозглашению новой династии Тан .

Память об Ыльчи Мундоке

Медаль Ыльчи с серебряной звездой образца 1952—1963 годов (награда Эдвина А. Досса, США)

Как полководец, сумевший за счет своих лидерских и тактических способностей победить многократно превосходящие силы и отразить суйское нашествие, Ыльчи Мундок на всем протяжении письменной истории Кореи почитается как её наиболее выдающийся военный лидер.

Мундок рассматривается как величайший герой Кореи уже в старейшей сохранившейся летописи корейской истории « Самгук саги » (Хроники трёх королевств), составленной в 1122—1145 годах группой книжников под руководством Ким Бусика (金富軾) по указанию корёского вана Инджона.

Его короткая саркастическая поэма, посланная военачальнику вражеской армии перед её уничтожением, сейчас известна как и также считается старейшей сохранившейся корейской поэзией.

Во время правления короля Хёнджона эпохи Корё , недалеко от Пхеньяна было установлено святилище, посвященное Ыльчи Мундоку. После смены династий, в эпоху Чосон он оставался не менее почитаем. О нём неоднократно положительно отзывались как учёный и чиновник Ранней Чосон Ян Сонджи, так и историк конца эпохи Ан Чонпок. Позднее в 1680 году чосонский король Сукчон повелел поставить ещё одно святилице в честь полководца.

В 1908 году , вскоре после того, как Корея стала колонией Японии , корейский историк и общественный деятель Син Чхэхо (1880—1936) провёл исследование по жизни Ыльчи Мундока и опубликовал его биографию в контексте национального движения Кореи. В новой истории Кореи Ыльчи остаётся одним из наиболее значительных корейских героев; один из наиболее известных корейских историков 20 столетия подчёркивал, что действия полководца по отражению китайских сил в Когурёско-суйских войнах были одним из ранних примеров борьбы корейского государства против иностранного владычества.

В новейшей истории Кореи в честь Ыльчи Мундока называется одна из главных транспортных артерий Сеула — магистраль вместе с расположенными на ней несколькими станциями Сеульского метрополитена , — а также вторая степень , иногда называемая просто «Медаль Ыльчи» .

В честь Ыльчи также были названы регулярные учения армии Южной Кореи , фокусирующиеся на отражении потенциальной атаки сил КНДР и впервые проведенные под его именем в 1969 году . Позднее имя было унаследовано проводимыми каждые 1-2 года крупнейшими в мире компьютеризованными совместными учениями Южной Кореи и США Ulchi-Focus Lens , позднее переименованными в .

Ыльчи Мундок в массовой культуре

Образ Ыльчи Мундока использовался, по крайней мере, в двух исторических сериалах-дорамах корейского телевидения:

  • Студия KBS 1TV , 1992—1993 — сериал « » ( Самгук Ги ) — роль исполняет .
  • Студия SBS , 2006—2007 — сериал .

Примечания

  1. 25 мая 2008 года. (кор.) на сайте Министерства общественной администрации и безопасности Республики Корея .
  2. . Дата обращения: 6 ноября 2012. 6 ноября 2012 года.

Литература

  • Асмолов, Константин Валерианович, «Система организации и ведения боевых действий Корейского государства в VI—XVII в. Эволюция воинской традиции» (диссертация на соискание степени кандидата исторических наук). — Москва, 1997.
  • Konstantin V. Asmolov,. «The System of Military Activity of Koguryô» (англ.) // . — Seoul , 1992. — Vol. 32(2). — P. 103-116. — ISSN .
  • Richard A. Gabriel, Donald W. Boose,. «The Korean Way of War: Salsu River» // «The Great Battles of Antiquity: A Strategic and Tactical Guide to Great Battles that Shaped the Development of War». — : Greenwood Press , 1994. — P. 461-481. — 714 p. — ISBN 0-313-28930-1 . .
  • David Andrew Graff,. . — London : Taylor & Francis , 2001. — 304 p. — ISBN 0-415-23954-0 . .
Источник —

Same as Ыльчи Мундок