Interested Article - Садж (жанр)
- 2021-02-17
- 1
Садж ( араб. سـجـع ) — третий род литературы, рифмованная проза в классических арабской , персидской и литературах.
Зародился в доисламский период, когда под саджем понимались ритмичные рифмованные высказывания прорицателей-священников (кахинов), произнесённые в экстатическом состоянии, обычно с использованием устаревших слов. А. А. Долинина пишет в своей книге «Бади' аз-Заман ал-Хамадани и его макамы»: «Садж' отличается не только наличием рифмы, но и ритмом, создающимся не как в поэзии — путем чередования комбинаций долгих и кратких слогов, а за счет равного количества слов в рифмующихся отрезках, а также параллелизма употребляемых грамматических форм и синтаксических конструкций; естественно, что ритмообразующую роль играет и рифма».
Наряду с предсказаниями встречался в описаниях небесных светил и явлений природы.
Характерен для ранней арабской ораторской прозы, в том числе проповеди ( хутба ).
Садж часто использовался в деловой и личной переписке, в народной прозе (« Тысяча и одна ночь ») и достиг наивысшего расцвета в жанре макамы ( Бади аз-Заман аль-Хамадани , Абу Мухаммед аль-Касим ибн Али аль-Харири ) и оставался востребованным до XX века .
Долинина в той же книге резюмирует: «Cадж' звучит в устах еще доисламских прорицателей, вклинивается в ораторскую речь, иногда расцвеченную и просто рифмой, без четкой ритмизации; более того, священная книга мусульман Коран — сплошь рифмованная речь. После несколько настороженного отношения к садж’у в раннеисламскую эпоху вкус к рифме берет своё, и во времена расцвета украшенного стиля, о которых у нас идет речь, литературные произведения обильно уснащаются садж’ем, иногда полностью вытесняющим обычную прозу, что характерно для эпистолярного жанра, в частности для посланий ал-Хамадани».
Примечания
- // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- Квятковский А. П. от 6 июля 2018 на Wayback Machine // Поэтический словарь
- // Dictionary of Oriental Literatures 3, p. 302
- 2021-02-17
- 1