Interested Article - Енох (сын Иареда)

Ено́х ( др.-евр. חנוך ‏‎, Хано́х , Эно́х — посвящённый ) — ветхозаветный персонаж, живший до Всемирного потопа , седьмой патриарх , начиная от Адама . Потомок Сифа , сын Иареда и отец Мафусаила , дед Ламеха , прадед Ноя ( Быт. ). Его пророчество «идёт Господь со тьмами святых Ангелов Своих сотворить суд над всеми» передаёт новозаветный текст ( Иуд. ). В награду за благочестие и веру Бог «взял его» с земли, освободив от вызванной грехами прародителей смерти ( Евр. ). Явление его, с пророком Илией , ожидается перед вторым пришествием Христовым .

Предание о Енохе сохранилось как у иудеев, так и у других народов. Под именем Еноха известна так называемая « Книга Еноха », одна из весьма распространённых и содержательных иудейских апокрифических книг . В мусульманской традиции он предсказал великий потоп, который произошёл во времена Ноя ( Нуха ) .

Варианты написания имени

Помимо написания Ено́х и Хано́х , встречается написания: Ихнух , Хенок , Энох .

В исламской традиции отождествляется с Идрисом .

Хронология

Согласно Иосифу Волоцкому , жил за более чем 4000 лет до н. э. По Книге Бытия , в возрасте 365 лет за благочестие был взят живым к Богу ( Быт. ) .

О персонаже

Родословная

О предках

Енох является «седьмым от Адама» ( Быт. , Иуд. ). Предки Еноха: Адам , Сиф , Енос , Каинан , Малелеил и Иаред . Иареду было 162 года, когда он родил Еноха ( Быт. ).

Из десяти « праотцов » Енох жил меньше всех и был первым в их истории, кто «ходил пред Богом» — выражение, повторяющееся дважды ( Быт. , ). То же самое сказано и о его правнуке Ное . Апостол Павел перефразировал это выражение словами «угодил Богу» и уточнил, что «переселён был так, что не видел смерти» .

О жене

В Книге Юбилеев упоминается жена Еноха — Адни, дочь Даниала и (не названной по имени) тётки Даниала .

Армянский историк Мхитар Айриванеци упоминал жену Еноха — Яднер .

О детях

Потомки Еноха: сын Мафусал , внук Ламех , правнук Ной родил в 500 лет Сима , Хама и Иафета (праправнуки Еноха) .

В Книге Яшера (Праведного) :

  • называются потомки Хенока (Еноха):
    • в переводе Breanainn: Матушлах (Мафусал), и Элимелек и их сёстры Мелка и Наама ;
    • в переводе с иврита на английский Моисея Самуэля: Мафусал, Елисей и Елимелех, и их сестры Мелка и Нама .
  • упоминается сын Хенока (Еноха) Елишай или Елиша .

Почитаемый разными народами и религиями

Известно предание о царе Наннаке (Аннаке), который жил за 300 лет до потопа (ср. продолжительность жизни Еноха на земле по Библии — 365 лет) и умолял богов помиловать род человеческий, обречённый на погибель .

Енох упоминается в Коране и исламской религиозной традиции как пророк Идрис . Древние иудеи и арабские писатели считали Еноха, к которому прилагали эпитет учёного, изобретателем письменности, арифметики и астрономии . Евсевий Кесарийский передаёт знания греков, что Атлант (Атлас; царь Атлантиды ), зачинатель астрологии , и Енох — один и тот же персонаж; и что сын Еноха — Мафусал — обучался у ангелов .

Взятый Богом

Пятая глава Книги Бытия , представляющая собой родословную от Адама до Ноя с сыновьями, про всех остальных предков Ноя — в отличие от Еноха — говорит «и он умер» . Эти неоднозначные высказывания истолковываются, а также интерпретируются в более поздних небиблейских преданиях, как указания на то, что в отличие от других патриархов Енох не умер, так как Бог взял его на небо, освободив от вызванной грехами прародителей смерти, в награду за благочестие .

В православном богословии есть мнение, что Енох и Илия были вознесены не на небо, но в некое сокровенное место, в котором и ожидают наступления последних дней , описанных в Откровении Иоанна Богослова . Явление Еноха с пророком Илией ожидается христианами перед Вторым пришествием Иисуса Христа . Согласно церковному верованию, Енох снова придёт на землю, дабы уплатить долг природе, то есть умереть; и он, вместе с пророком Илиёю, всегда и всюду признавался одним из « двух свидетелей » ( Откр. ), которые по окончании своего свидетельства будут убиты » ( Откр. ) .

Праотец Енох

В XVII столетии в Москву в Посольский приказ по дипломатическим каналам из разных европейских стран неоднократно доставляли сообщения о появлении Еноха и Илии. В Европе эти известия распространялись в протестантской среде. Они играли роль агитационных сочинений, направленных против Рима. В России почвой для их распространения стал раскол в Русской православной церкви . Старообрядцы переписывали скопированные в Посольском приказе тексты до конца XVIII в. За распространявшимися в народе документами охотилась Тайная канцелярия .

Мнения агадистов

В еврейской экзегезе имеются два направления в толковании краткого библейского сообщения ο кончине Еноха: рационалистическое, принимающее выражение « и его нет, ибо взял его Господь », за метафору внезапной смерти Еноха, и мистическое, понимающее данное выражение в смысле вознесения Еноха на небо живым (подобно рассказу ο кончине пророка Илии ) .

Первое отражается в словах агадиста (IV век): Енох был человек « податливый » ( חנף ): тο он был праведником, то нечестивцем, поэтому Бог решил положить конец его колебаниям и взял его тогда, когда он был праведным . Агадисты прибегали к такому толкованию, когда им приходилось диспутировать с , которые в библейском сообщении ο кончине Еноха хотели видеть прообраз вознесения святого на небо. Так, когда минеи утверждали, что Енох не умер, приводя в доказательство аналогичное библейское выражение про Илию: «Господь возьмёт твоего господина» ( 4Цар. ), раввин Абагу (аморай IV века) привёл другое место из Библии, где выражение « Бог берёт человека » означает смерть ( Иез. ). Также выражение « и его нет » для обозначения внезапной смерти, встречается в книге пророка Иcaии ( Ис. ) и Псалтири ( Пс. ). Другой агадист, раввин Иосе, в опровержение мнения некоей римской матроны, утверждавшей, что Енох не умер, возражал, что прибавление: « и его нет, ибо взял его Господь » доказывает, что речь идёт ο смерти Еноха, ибо, в противном случае, ο его кончине не должно было бы быть никакого сообщения .

Другие толкования — мистические :

  • у Бен-Сиры : «образ покаяния для всех родов» ( Сирах. ), «не было на земле никого из сотворённых, подобного Еноху, — ибо он был восхи́щен от земли» Сирах. );
  • в Послании к Евреям : «Верою Енох переселён был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» ( Евр. );
  • у Иосифа Флавия : «Прожив около трёхсот шестидесяти пяти лет, он отошёл к Богу, почему и нет сообщения о его смерти» ( Иудейские древности , I, 3, 4);
  • в книге Юбилеев : «И он был взят из среды сынов детей человеческих, и мы привели его в рай Едем к славе и почести» (Книга Юбилеев, 4);

Также в талмудическом трактате (раздел I) говорится, что Енох вошёл живым в рай. переводит: «и его нет среди обитателей земли, ибо он впал в летаргический сон ( אתנגיד ) и вознёсся на небо по слову Божию, и дано было ему имя Метатрон , великий писец» .

Сказания ο Енохе содержатся в особых Мидрашах ο нём .

Мнения библейских критиков

Аналогичные представления ο вознесении выдающихся людей на небо встречаются и у других народов древности :

Ассириологи приводят библейский рассказ в связь с вавилонским мифом ο царе Эн-Мендуране (Evedorachos у Бероса ). Этот мифический царь (седьмой царь из первобытных царей, как Енох — седьмой патриарх) был некогда властителем вавилонского города Сиппара ; бог солнца Шамаш посвятил его в божественные тайны, в «тайну неба и земель», и сделал его, таким образом, родоначальником вавилонских священников-провидцев и астрологов .

Другие считают, что Енох — родоначальник мидианитского племени того же имени, и у этого племени евреи позаимствовали легенды ο Енохе. Мидианиты были родственны кенитам , мифический родоначальник которых будто бы был Каин . Таким образом, Енох является ветвью каинитов, и центр этого племени был город Енох. Библейский Енох, по имени которого назван первый город на земле, был сыном Каина . Но существование этого города в Мидиане не доказано .

Апокрифы имени Еноха

Под его именем известны так называемые « Первая книга Еноха », Вторая книга Еноха ( Славянская Книга Еноха , или Книга Тайн Еноха ) и Третья ( Еврейская книга Еноха , или Книга Небесных Дворцов ). Первая из них относится к самым распространённым и содержательным иудейским и христианским апокрифическим книгам. О ней упоминается у древних писателей — Тертуллиана , Иринея Лионского , Оригена , Климента Александрийского .

В течение долгого времени о содержании книги Еноха можно было судить лишь по цитатам и отзывам. Однако в XVIII веке был открыт её полный текст на эфиопском языке — на эфиопском языке она полностью сохранилась в силу того, что входила и входит в канон Библии эфиопской православной церкви . С того времени она неоднократно издавалась как в подлиннике , так и в переводах. Текст датируют II I веками до н. э. ; он представляет собой богатый источник для изучения религиозного миросозерцания иудеев той эпохи. Как видно из сравнения послания Иуды и книги Еноха , ей пользовались и раннехристианские писатели .

Во Второй книге Еноха описывается, как Енох в возрасте 365 лет в сопровождении 2 ангелов был вознесён к Богу . В книге описывается небесное путешествие Еноха через 7 небес, возвращение, рассказ детям об увиденном, затем приводятся наставления Еноха, рассказано о жизни его потомков и об установлении священнического служения .

Согласно Третьей книге Еноха, Енох был взят живым на небо и стал «небесным писцом» — ангелом Метатроном , главой ангелов . В Третьей книге Еноха рабби Ишмаэль спрашивал у Метатрона, почему он именуется по имени его Создателя семьюдесятью именами. Он ответил, что «потому что я Енох, сын Йареда. Когда поколение Потопа стало грешить… Святой, будь Он благословен, взял меня из среды их» .

См. также

Примечания

  1. // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора . — М. , 1891—1892.
  2. Али-заде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
  3. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  4. например, в Синодальном переводе Быт.
  5. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  6. Абу-ль-Фадль Аллами . Акбар-наме . . от 15 сентября 2019 на Wayback Machine . . от 24 августа 2019 на Wayback Machine , Глава: Ихнух, пер. группы переводчиков под руководством И. О. Клубковой
  7. Книга Яшера (Праведного), глава 2:37

    И Малелеэл, сын Каинана, пожил шестьдесят пять лет, и он породил Йареда; и Йаред пожил шестьдесят два года, и он породил Хенока.

  8. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  9. . Дата обращения: 7 июля 2019. 7 июля 2019 года.
  10. Иосиф Волоцкий. Просветитель, Слово десятое.
  11. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
  12. « Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом » ( Быт. ).
  13. Евр.
  14. , абзац 3.

    …взял он себе жену именем Адни, дочь Даниала, дочь сестры его отца. И … она родила ему сына, и он нарек ему имя Мефусалаг.

  15. , 1287.

    Енох и Яднер, 165 лет, родили Мафусаила.

  16. Быт.
  17. . от 10 марта 2019 на Wayback Machine .

    И потомки Хенока эти: Матушлах, Элиша и Элимелек, три сына; и их сестрами были Мелка и Наама,

  18. . от 9 июля 2021 на Wayback Machine .

    И вот родословие Еноха, Мафусал, Елисей и Елимелех, трое сыновей, а их сестры были Мелка и Нама. И жил Мафусал восемьдесят семь лет и родил Ламеха.

  19. . от 10 марта 2019 на Wayback Machine . Перевод Breanainn.

    И Ламеку было сто восемьдесят лет, когда он взял Ашмуа (Ashmua), дочь Елишая (Elishaa), сына Хенока, его дяди, и она зачала.

  20. . Перевод с иврита на английский Моисея Самуэля. от 9 июля 2021 на Wayback Machine .

    И Ламех был ста восьмидесяти лет, когда он взял Ашмуа, дочь Елиши сына Еноха, дяди его, себе в жены, и зачала она.

  21. Быт.
  22. Дата обращения: 1 марта 2023. 25 сентября 2018 года.
  23. Марьям ( Саблуков )
  24. Eusebius, , IX, 17
  25. Быт.
  26. ср. Евр.
  27. Диакон Петр Михалев. от 6 августа 2012 на Wayback Machine Православие.ру, 2.8.2012.
  28. Шамин С. М. «Сказание о двух старцах»: к вопросу о бытовании европейского эсхатологического пророчества в России // Вестник церковной истории . — 2008. — № 2 (10). — С. 221—248.
  29. Beresch. r., XXV, 1
  30. Синодальный перевод: « В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала. […] И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. »
  31. « И было ко мне слово Господне: сын человеческий! вот, Я возьму у тебя язвою утеху очей твоих […] вечером умерла жена моя »
  32. Beresch. r., ib.
  33. היכלות רנתי, ספר חנוך,ספר היכלות, חיי חנוך изд. Jellinek’а в Бет-Гамидраше, II, IIΙ, ΙV, V.
  34. Phaleg et Canaan, II, 13
  35. Рrоv., VI, 10
  36. см. Дильман, Август , Die Genesis, 1886, 115
  37. Быт.
  38. Дата обращения: 1 марта 2023. 20 апреля 2023 года.
  39. полный текст на эфиопском языке был издан Августом Дильманом , 1853
  40. Иуд.
  41. Ен.
  42. Турилов А. А. и другие. // Православная энциклопедия . — М. , 2008. — Т. XVIII : « Египет древний Эфес ». — С. 475—480. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-032-5 .
  43. «Книги Еноха. Тайны неба и земли». — ЭКСМО. М. 2003. — С. 35
  44. 3 Енох, 4: 1 — 2 и след.

Литература

Источник —

Same as Енох (сын Иареда)