Преображение Урала
- 1 year ago
- 0
- 0
Преображе́ние Госпо́дне ( греч. Μεταμόρφωσις τοῦ Κυρίου καὶ Θεοῦ καὶ Σωτῆρος ἡμῶν Ἰησοῦ Χριστοῦ — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа) — описанное в Евангелиях явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе; праздник христианской церкви. Об этом событии сообщают все евангелисты , кроме Иоанна ( Мф. , Мк. , Лк. ).
Православные церкви, использующие юлианский календарь , в том числе Русская православная церковь , празднуют Преображение Господне 6 (19) августа , использующие новоюлианский календарь — 6 августа . В Католической церкви празднуется 6 августа. В Армянской апостольской церкви праздник является переходящим от 28 июня до 1 августа . В Православной церкви входит в число двунадесятых праздников . В русской народной традиции называется также Яблочный Спас или Второй Спас.
Преображение описано в каждом из синоптических Евангелий , причём описания эти очень похожи.
Евангелия повествуют, что Иисус пророчески произнёс: «...истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» ( Мк. ), а спустя шесть дней взял троих ближайших учеников: Петра , Иакова и Иоанна , и поднялся вместе с ними на гору помолиться. Там во время молитвы Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его , как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» ( Мф. ). При этом явились два ветхозаветных пророка — Моисей и Илия , которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» ( Лк. ). Увидев это, восхищённый Пётр сказал: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи : Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» ( Мк. ). После этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака голос :
Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте
— Мф.
Спускаясь с горы, Иисус запретил ученикам говорить об увиденном ими, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых» ( Мк. ).
Преображение есть явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа , то есть откровение всех Лиц Святой Троицы . Преображение показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества — божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста , оно произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Своё пришествие на облаках во славе с ангелами» .
Символичным является и явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти» , предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй» .
Радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне… Тройственное было здесь свидетельство: глас Отца, Моисей и Илия. Они предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга, — Пророки на Апостолов, и Апостолы на Пророков, святой Моисей видел освещенного Симона — Петра, домоправитель, поставленный Отцем, взирал на домоправителя, поставленного Сыном; Ветхозаветный девственник Илия видел новозаветного девственника Иоанна; тот, кто вознесся на огненной колеснице, взирал на того, кто возлежал на пламенных персях Христовых. Таким образом, гора представляла собой Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих .
Ряд богословов ( Косма Маюмский , Иустин Попович ) считают, что при Преображении было преображено и всё человеческое естество, так как Бог стал человеком и «преобразил» Божий образ каждого человека, удаляя с него «осадок» первородного греха : « Невыразимо явив на Фаворе неприступный свет, Владыка Христос наполнил тварь радостью и обожил человеков » .
Событие Преображения Господня были в центре богослово-философского спора по вопросу об «умной» молитве и Фаворском свете между сторонниками возродившего исихастскую практику Григория Синаита : Григорием Паламой , монахом Давидом, Феофаном Никейским, Николаем Кавасилой и патриархами Калистом и Филофеем — с одной стороны, и Варлаамом Калабрийским , Никифором Григорой , Акиндином — с другой.
Гора, на которой произошло Преображение ( Мк. , Мф. , Лк. ), евангелистами не названа.
Церковное Предание единогласно указывает на гору Фавор , находящуюся в Галилее , в 6 км на юго-восток от Назарета . Так, в том, что Преображение Спасителя совершилось на горе Фавор, были убеждены Ориген (III век, «Комментарий на 88-й псалом»), святитель Кирилл Иерусалимский (IV век, «Огласительные поучения») . Cвятитель Кирилл Иерусалимский пишет в «Огласительных поучениях» о свидетелях Преображения Илие и Моисее :
Мы представим и двух свидетелей, которые на горе Синайской стояли пред Господом. Моисей находился в расселине камня и Илия некогда был также в расселине камня. Они быв на горе Фаворе вместе с преображавшимся Господом глаголаста при учениках исход Его, егоже хотяше скончати во Иерусалиме (Лк. 9, 31).
— Святитель Кирилл, Архиепископ Иерусалимский. Огласительное поучение двенадцатое
Святая равноапостольная царица Елена , мать римского императора Константина I Великого , совершила паломничество на Фавор в 326 году. По её указанию на горе Фавор был построен храм во имя Христа и свидетелей Преображения — апостолов Петра , Иакова и Иоанна . После разрушения первого храма греческие епископы долгое время ежегодно совершали литургию на его развалинах .
В 385 году паломничество на Фавор совершил блаженный Иероним , позже он писал о Фаворе, как месте Преображения, в письмах к Марцелле и к Евстохии .
С VIII века в богослужебном обиходе используется канон празднику Преображения выдающихся песнописцев-богословов — преподобных Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского . Считается, что каноны были составлены по поручению священноначалия Иерусалимской церкви, специально для храма Преображения Господня, воздвигнутого на Фаворе во времена императора Юстиниана .
Показав изменение человечества при втором и страшном Твоем пришествии со славою, Ты преобразился на горе Фаворской, и Моисей и Илия беседовали с Тобою. И Ты призвал троих учеников, и (они) поразились, увидев славу Твоего блистания, Владыко. Ты, осиявший их Своим светом, просвети души наши .
— Каноны празднику Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Седален. Глас 4 .
Святые отцы согласно именуют явленный Господом во время Его Преображения Божественный свет — Фаворским светом .
На горе Фавор расположены два действующих монастыря, православный и католический . Православный греческий женский монастырь Преображения Господня основан архимандритом Иринархом в 1844 году. Расположенная на территории монастыря церковь Преображения была освящена патриархом Иерусалимским Кириллом в день Преображения Господня в 1862 году. Францисканский мужской католический монастырь появился в начале XX века, монастырь известен базиликой Преображения Господня , построенной по проекту Антонио Барлуцци .
Некоторые (согласно другим авторам — большинство ) из современных исследователей называют горой Преображения не Фавор, а один из отрогов горы Ермон .
В современном богословии в пользу горы Ермон, как горы Преображения, выдвигаются следующие аргументы:
Во-первых, гора Фавор — не слишком высокая (588 метров над уровнем моря). Сторонники того, что горой Преображения не была гора Фавор считают, что во времена Иисуса её окрестности были густо населены, а на её вершине располагалась крепость . Поэтому она не была подходящим местом для молитвенного уединения.
Во-вторых, хронология предшествующих событий ( Мк. , Мк. , Мк. ) говорит, что Иисус с учениками двигался из Вифсаиды на север к Ермону, а не на юг, к Фавору .
Кроме того, как известно, Преображение было кульминационным моментом в земном служении Иисуса Христа. Именно с горы Преображения началось Его восхождение на Голгофу. Логично предположить, что путь на Голгофу (на юг) начинался с самой северной точки Израиля (горы Ермон). Согласно Евангелию от Марка ( Мк. ), после Преображения Иисус с учениками проходили Галилею, что также говорит в пользу горы Ермон, а не Фавор .
Ещё один, косвенный, аргумент: в Мк. упоминается, что в момент Преображения одежды Христа сделались «блистающими, весьма белыми, как снег» . Упоминание снега в качестве сравнения может быть случайностью. Однако в случае с горой Ермон (вершина которой в зимнее время, два-три месяца в году покрыта снегом) снег мог быть перед глазами учеников Иисуса в том случае, если Преображение было зимой, а в случае с Фавором — нет .
Это мнение разделял епископ Кассиан (Безобразов) , оговаривая, что версия не свободна от возражений. «Но совокупность данных обеспечивает ей несомненные преимущества перед традиционным пониманием» , — писал он .
В Католической энциклопедии 1913 года сообщалось, что Иосиф Флавий , руководивший строительством укреплений на Фаворе, не упоминает о населённом пункте на горе Фавор, а сообщает лишь, что гора называлась Итаврион . Согласно синоптическим Евангелиям Иисус Христос преобразился спустя 6—8 дней после посещения Кесарии Филипповой , что предполагало длинное путешествие, в то время как гора Ермон находится не слишком далеко от этого города .
В Международной стандартной библейской энциклопедии 1915 года сообщалось, что гора Ермон во времена Иисуса Христа находилась за пределами Палестины, на языческой территории. В этих обстоятельствах непонятно, почему Иисус Христос должен был совершать трудное восхождение на эту гору . Согласно Евангелиям , когда на следующий день Иисус спустился с горы, Его встретила толпа, которая была явно еврейской, на что указывало присутствие в ней книжников ( Мк. , Лк. ), в то время как непонятно, откуда появилась еврейская толпа в языческом регионе .
По преданию, праздник Преображения Господня был установлен в Армении в IV веке святителем Григорием Просветителем и первоначально отмечался лишь на христианском Востоке . Согласно богослову Михаилу Скабаллановичу праздник получил начало во время правления императора Маврикия (582—602 годы) (самые ранние подлинные беседы на этот праздник — святителя Андрея Критского ) . Распространению и возвышению праздника способствовала светская власть.
Каноны на Преображение, написанные преподобными Иоанном Дамаскиным и Космой Маюмским показывают, что в VIII веке в Палестине этот праздник уже существовал .
Священноинок Симеон в комментарии на Канон Преображения указывает, что сохранился кондак (V—VII веков) на праздник Преображения Господня, созданный неизвестным автором. Заглавный стих и первый икос этого кондака включены в канон Преображения (это 7-е кондак и икос канона). Автор комментария пишет, что имеются сведения, что праздник Преображения, совершаемый 6 августа, был первоначально праздником храма на горе Фавор, куда сходились клир , местные жители и паломники от других храмов и монастырей Иерусалима .
В Константинополе праздник утвердился при императоре Льве Философе около 900 года .
Православная церковь празднует Преображение 6 августа ( 19 августа ), хотя причина выбора именно этой даты остаётся неизвестной. Возможно, это была дата освящения часовни в IV веке на горе Фавор в честь Преображения Господня . На 40-й день после Преображения всегда празднуется Воздвижение Креста Господня .
Церковь приурочила праздник Преображения ко времени окончания сбора винограда в регионах Средиземноморья, чтобы вытеснить из народного обихода языческие торжества в честь Вакха . На праздник была установлена молитва Богу на освящение плодов нового урожая, хотя этот обычай не связан с богословской и исторической основой церковного праздника .
На Западе праздник Преображения начал местно отмечаться по крайней мере с VIII века . В Католической церкви для всеобщего почитания праздник установлен папой Каликстом III в 1457 году в ознаменование победы христианского войска венгерского регента Яноша Хуньяди над турками под Белградом 22 июля 1456 года, что остановило турецкую экспансию в Европу на 70 лет. Известие о победе дошло до Рима 6 августа 1456 года , поэтому на Западе праздник Преображения был перенесён с 14 июля на 6 августа .
В Ассирийской церкви Востока Преображение Господне празднуется 6 августа. В Армянской апостольской Церкви праздник Преображения празднуется в 7-ое воскресенье после Пятидесятницы .
Преображение Господне принадлежит к числу двунадесятых великих праздников .
Преображение отмечается 6 августа ( 19 августа ). Праздник имеет один день предпразднства и семь дней попразднства . Отдание праздника совершается 13 августа ( 26 августа ). Праздник приходится на Успенский пост .
Вечером накануне дня праздника совершается Всенощное бдение . На Великой Вечерне читаются паремии праздника, совершается лития . На праздничной Утрени совершается полиелей , читаются каноны выдающихся песнописцев-богословов — прп. Иоанна Дамаскина и прп. Космы Маюмского . В день праздника совершается Литургия . Цвет богослужебных одежд в этот праздник — белый, символизирующий в этот день божественный нетварный фаворский свет .
В народной традиции восточных славян Преображение называется Вторым Спасом или Яблочным Спасом . Народное название праздник приобрёл по причине того, что, согласно Типикону (послед. 6 августа), в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет, — яблоки, после чего их разрешалось употреблять в пищу. Освящение плодов проводится в конце праздничной Литургии и является выражением дара Богу от благословлённой Им природы .
В стихирах на этот праздник воспроизводится внешняя обстановка этого евангельского события (молитва Христа, сон учеников, явление пророков и т. д.), а также поясняется его внутренняя (символичная) сторона — то, что Христос преобразился для того, чтобы уверить учеников в Своём Божестве и показать, что и человек может « облистать светом очерневшее Адамово естество » .
На церковнославянском | На русском | На греческом | |
---|---|---|---|
Тропарь праздника | Преѡбрази́лсѧ є҆сѝ на горѣ̀, хрⷭ҇тѐ бж҃е, / показа́вый ᲂу҆ч҃никѡ́мъ твои̑мъ сла́вꙋ твою̀, / ꙗ҆́коже можа́хꙋ: / да возсїѧ́етъ и҆ на́мъ грѣ̑шнымъ / свѣ́тъ тво́й присносꙋ́щный, / моли́твами бцⷣы, / свѣтода́вче, сла́ва тебѣ̀. | Ты преобразился на горе, Христос Бог, показавший ученикам Твоим Славу Твою, насколько они могли видеть; да воссияет и нам грешным Свет твой, вечно Существующий, по молитвам Богородицы. Податель Света, слава Тебе! | Μετεμορφώθης ἐν τῷ ὄρει, Χριστὲ ὁ Θεός, δείξας τοῖς Μαθηταῖς σου, τὴν δόξαν σου καθὼς ἠδύναντο· λάμψον καὶ ἡμῖν τοῖς ἁμαρτωλοῖς, τὸ φῶς σου τὸ ἀΐδιον, πρεσβείαις τῆς Θεοτόκου, Φωτοδότα δόξα σοι. |
Кондак праздника | На горѣ̀ преѡбрази́лсѧ є҆сѝ, / и҆ ꙗ҆́коже вмѣща́хꙋ ᲂу҆ч҃ницы̀ твоѝ, / сла́вꙋ твою̀, хрⷭ҇тѐ бж҃е, ви́дѣша: / да є҆гда́ тѧ ᲂу҆́зрѧтъ распина́ема, / страда́нїе ᲂу҆́бѡ ᲂу҆разꙋмѣ́ютъ во́льное, / мі́рови же проповѣ́дѧтъ: / ꙗ҆́кѡ ты̀ є҆сѝ вои́стиннꙋ ѻ҆́ч҃ее сїѧ́нїе. | На горе преобразился Ты, и насколько могли ученики Твои, славу Твою, Христос Бог, увидели; чтобы, видя Тебя распинаемого, поняли добровольность страдания, миру же проповедали, что Ты воистину Сияние Отца. | Ἐπὶ τοῦ ὄρους μετεμορφώθης, καὶ ὡς ἐχώρουν οἱ Μαθηταί σου, τὴν δόξαν σου Χριστὲ ὁ Θεὸς ἐθεάσαντο· ἵνα ὅταν σὲ ἴδωσι σταυρούμενον, τὸ μὲν πάθος νοήσωσιν ἑκούσιον, τῷ δὲ κόσμω κηρύξωσιν, ὅτι σὺ ὑπάρχεις ἀληθῶς, τοῦ Πατρὸς τὸ ἀπαύγασμα. |
Задостойник | Ржⷭ҇тво̀ твоѐ нетлѣ́ннѡ ꙗ҆ви́сѧ: / бг҃ъ и҆зъ бокꙋ̀ твоє́ю про́йде, / ꙗ҆́кѡ плотоно́сецъ ꙗ҆ви́сѧ на землѝ, / и҆ съ человѣ́ки поживѐ. / тѧ̀, бцⷣе, тѣ́мъ всѝ велича́емъ. | Порождение Твоё нетленно явилось: Бог из чрева Твоего произошёл, как Носитель плоти явился на земле, и с людьми жил. Тебя, Богородица, поэтому все величаем. | Ὁ τόκος σου ἄφθορος ἐδείχθη, Θεὸς ἐκ λαγόνων σου προῆλθε, σαρκοφόρος, ὃς ὤφθη ἐπὶ γῆς, καὶ τοῖς ἀνθρώποις συνανεστράφη, σὲ Θεοτόκε· διὸ πάντες μεγαλύνομεν. |
Формирование традиционной православной иконографии Преображения Господня завершилось к IX веку. На иконах Христос изображается на вершине скалы, но стоит не на, а над ней — как бы парит в воздухе. По бокам от Него — тоже в воздухе — стоят Моисей и Илия . Под скалой изображены апостолы в очень экспрессивных позах — они закрыли свои лица и лежат на земле, не смея взирать в сторону Учителя, от которого исходит ослепительно яркий неземной свет .
Одежды Иисуса изображаются сияющими белизной, эта особая белизна описана во всех синоптических евангелиях :
и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. ( Мф. )
Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить ( Мк. )
И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею ( Лк. )
Вокруг Христа на иконах изображается мандорла — тёмный нимб , на фоне которого Иисус символически изображается как просфора на дискосе во время литургии . Чем ближе пространство мандорлы ко Христу, тем она темнее, а чем от него дальше, тем больше в ней света. Загустевающая ближе к образу Христа темнота на иконах Преображения и Воскресения отражает православное учение о природе Фаворского света . Мандорла в православной иконографии Преображения — это символ того Божественного мрака, в который вошёл Моисей на горе Хорив , о чём писал Григорий Нисский в сочинении «О Жизни Моисея законодателя» .
Три острых луча, которые протягиваются от мандорлы к апостолам, символизируют «стрелы Божества», о которых говорится в ирмосе четвёртой песни канона Преображению Господню Иоанна Дамаскина:
Из плоти Твоей исходили стрелы Божества. Поэтому избранные от апостолов и пророков взывали: слава силе Твоей, Господи
— Каноны празднику Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Песнь 4-я 2-го канона. Ирмос.
Моисей и Илия изображаются по обеим сторонам от Христа как сослужащие ему священник и диакон . По толкованию отцов Церкви, Илия, который не умер, но был во плоти взят Господом на небеса, представляет собою мир живых, тогда как Моисей представляет собою мир мёртвых . Ученики обычно изображаются испуганными увиденным ими преображением Христа и явлением двух пророков . Однако Пётр может иметь радостное выражение лица в соответствии с его евангельскими словами: «Равви! хорошо нам здесь быть».
На некоторых русских иконах по бокам и снизу от основного сюжета размещены дополнительные вставки — как апостолы с Христом восходят на гору, как Христос поднимает упавших от страха учеников, и как они с Учителем сходят с горы.
В более поздних иконах под влиянием католической традиции символизм православных иконописных образов утрачивается, Христос изображается в сиянии света, исходящего от его одежды .
Согласно 48-й главе Типикона , в Православной церкви существует запрет на вкушение винограда и большинства других плодов нового урожая до Преображения Господня:
Надо знать о том, что имеем Предание от святых отцов : начиная от праздника Преображения вкушать виноград в тех местах, где он существует. Виноградные гроздья приносим в церковь, и после литургии священник их благословляет: читает молитву на благословение виноградных гроздьев. Внимание! Если кто из братьев съест виноград раньше праздника Преображения, то за своё непослушание получит запрещение: не есть виноград весь месяц август (то есть до 1 (14) сентября ), так как нарушил заповеданный устав, таким образом и все остальные научатся соблюдать устав святых отцов. Это запрещение для тех монастырских братьев (монастырей), где оно существует. Виноград едим три раз в неделю на трапезе : в понедельник, среду и пятницу. Такой устав (запрещение) существует и по отношению к инжиру и к другим плодам , в тех местностях, где они созревают. Данный запрет не распространяется на инжир прошлогоднего урожая, который едим .
В Православной церкви существует обычай приносить виноград, яблоки и другие плоды на праздник Преображения в храм. После литургии совершается каждение плодов, затем священник читает две молитвы из Служебника — «во причащении гроздия (винограда)» и «о приносящих начатки овощей», после чего кропит плоды святой водой , таким образом освящая их.
Поскольку в Древней Руси не было виноградников, то запрет с винограда был перенесён на яблоки, а в отдельных местах, согласно словарю Даля , запрет существовал на все плоды, кроме огурцов.
В Римско-католической церкви Преображение имеет статус «праздника», более низкий по сравнению с «торжеством». Преображение отмечается 6 августа.
Литургические облачения священников в праздник Преображения — белые, как и в другие праздники, посвящённые Спасителю и Богородице.
Богослужебные молитвы этого дня как описывают события Преображения, так и подчёркивают его символику.
Входное песнопение | В облаке светлом Дух Святой явился, и слышен был глас Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте |
Коллекта | Боже, в славном Преображении Единородного Твоего Сына Ты подтвердил тайну веры свидетельством Моисея и Илии и чудесным образом предзнаменовал будущую славу усыновлённых Тобою детей; сподобь нас, рабов Твоих, внимать гласу Возлюбленного Сына Твоего и обрести Его наследие |
Молитва над Дарами | Молим Тебя, Господи, освяти преложенные нами дары, чтобы они стали Таинством Единородного Твоего Сына, преобразившегося во славе, и сиянием Его света очистили нас от скверны грехов |
Причастное песнопение | Когда явится Господь, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть |
Преображение ( Вардавар ) является одним из главных праздников Армянской апостольской церкви и одним из самых любимых в народе.
По армянскому церковному преданию, св. Григорий Просветитель назначил праздник Преображения на первый день армянского календаря — 1-е число месяца навасард ( 11 августа ). В этот день отмечался языческий праздник, и некоторые его элементы сохранились в обрядах народного празднования Преображения. Так, например, в этот день принято обливать друг друга водой, выпускать голубей и т. д., но Церковь дала этим обычаям христианское толкование как воспоминание о Потопе и о голубе Ноя .
В VI веке католикос ( 574 — 604 ), учитывая, что в эти же августовские дни отмечалось и Успение Богоматери, включил праздник Преображения в пасхальный цикл и назначил его на 7-е воскресенье после Пятидесятницы. Таким образом праздник стал переходящим (от 28 июня до 1 августа ) .
В отличие от других главных христианских праздников, тема Преображения Христова не нашла широкого отражения в художественной литературе. Известно стихотворение «На день Преображения Господня» святителя Филарета (Дроздова) . Стихи о Преображении Господнем и августовских праздниках писали Александр Блок «Преображение» (1901), Иван Мятлев «Наш Спаситель…», Сергей Ширинский-Шихматов «На Преображение Господне» (1823). Ретроспектива исторических сюжетов связанным с праздником Преображения представлена в стихотворении Александра Городницкого «19 августа» (1996) . Преображение зачастую лишь только упоминается в литературных произведениях, но не является их ключевой темой (например, стихотворение «Август» Бориса Пастернака . Среди прозаических произведений русских писателей, описывающих празднование Преображения, «Яблочный Спас» — эпизод романа « Лето Господне » Ивана Шмелёва , рассказ Василия Никифорова-Волгина «Яблоки» .
Преображение Господне — один из самых ярких новозаветных сюжетов в церковной и светской живописи . Иконографическая традиция изображать по обе стороны Иисуса двух ветхозаветных пророков Моисея и Илию, а ниже ― апостолов Петра, Иоанна и Иакова появилась в VI веке . Мозаика в конхе апсиды базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе , в Равенне , сохранила следы влияния эллинистического аллегоризма. Христа здесь прообразует расположенный в центре композиции крест, рука ― эмблема Бога Отца, в верхней части композиции, отсылает к строкам евангельского текста о голосе Бога Отца, свидетельствующего об Иисусе ( Мф. ). Учеников, свидетелей Преображения: Иакова, Иоанна и Петра прообразуют три белых ягнёнка, смотрящие на крест. А двенадцать агнцев внизу композиции напоминают о двенадцати апостолах . К первой половине VI века относится мозаика в конхе апсиды базилики Преображения Господня монастыря Святой Екатерины , содержащая реалистичные изображения Христа и апостолов. Свидетелям чуда Преображения, Петру, Иакову и Иоанну, в византийских и западных памятниках VI—XII веков усвоены более или менее определённые положения, оттеняющие особенности личных характеров каждого из трёх апостолов .
C XIII―XIV столетий фигуры учеников начинают изображать более эмоционально. На византийских иконах этого времени всю композицию пронизывает движение, динамизм. Ослеплённые Божественным светом апостолы изображаются в резких ракурсах, а иногда даже вниз головами. Этот иконографический тип распространяется, как указание на нетварность света Преображения в ответ на споры о Фаворском свете . Такое расположение фигур закрепилось в каноническом представлении сюжета и было воспринято русскими мастерами . На иконе Преображения Спасо-Преображенский собора Переславля Залесского , в мандорлу вписана пятиконечная звезда, которая образно передает «облако света», указывающее на трансцендентный Источник божественных энергий .
Перенесенная на Запад, византийская схема долго оставалась основным источником вдохновения для западных художников и образцом для подражания ( Дуччо ди Буонинсенья и др.) . Потребность реалистического изображения действительности приводила мастеров западноевропейского Возрождения к отказу от символического изображения пейзажа. Так на картинах Джованни Беллини , гора Преображения превращается в небольшой, поросший травой холм среди мирной долины .
Человеческая реакция на чудо, на открывшуюся избранным Тайну, становится для художников Возрождения главным содержанием Преображения Господня. На полотне Рафаэля Санти , написанном для алтаря собора Cвятых Юста и Пастора в Нарбонне , над которым художник работал вплоть до своей смерти в 1520 году, не только апостолы потрясены происходящим и ослеплены ярким светом, но также участниками и свидетелями чуда становятся изображённые в нижней части полотна участники сцены исцеления бесноватого отрока . Это «первое монументальное изображение Преображения Христа, полностью свободное от традиционного иконографического контекста» , на многие годы стало источником вдохновения для мастеров позднего возрождения и барокко . Стремительным движением, огромной энергией пронизан образ Преображения на полотнах Тициана и Рубенса .
В русском церковном искусстве отход от византийского канона под влиянием западноевропейской живописи отмечается с середины XVII века. В XVIII веке постепенно проявились и закрепились на долгое время влияния стиля барокко, рококо и классицизма. В XIX веке в церковном искусстве нарастает переход от традиционных иконописных приемов к академическому стилю, над росписями и мозаиками в храмах работают профессиональные художники. Самой известной работой на сюжет Преображения стала написанная в 1807 году в академической традиции картина А. И. Иванова .
Большинство иконописцев конца XX века ― начала XXI века, как правило, используют классическую традицию иконописцев «рублевской эпохи» (XV век) или на более древние византийские образцы .