Interested Article - Катакомбная культурно-историческая общность

Катако́мбная культу́рно-истори́ческая о́бщность — этнокультурное объединение эпохи средней бронзы ( XXV XX вв. до н. э. ), распространённое в степной и лесостепной полосе от Приуралья и Северного Кавказа до низовий Дуная . Была изначально выделена как археологическая культура в 1901 1903 гг. В. А. Городцовым .

Позднее исследователями были выделены локальные варианты, которые были выделены в самостоятельные археологические культуры. В научный оборот было введено понятие «катакомбная культурно-историческая общность». Представлена памятниками следующих катакомбных культур:

  • раннекатакомбной (XXV—XXIII вв. до н. э.),
  • донецкой (XXIII—XX вв. до н. э.),
  • харьковско-воронежской или среднедонской (XXVIII/XXVII—XX вв. до н. э.),
  • ингульской (XXVIII—XX вв. до н. э.).

История исследования

Василий Алексеевич Городцов (первооткрыватель катакомбной культуры)

Первооткрывателем катакомбной культуры является В. А. Городцов , который в 1901—1903 годах в процессе исследования курганных древностей Северского Донца обратил внимание на погребения в катакомбах — специфическое погребальное сооружение, состоящее из вертикального колодца (входной ямы), дромоса (проход в виде коридора) и погребальной камеры (место погребения). В соответствии с конструктивными особенностями погребального сооружения, выделенная им культура получила название катакомбной . Самые южные памятники известны в степях Крыма, а наиболее северные — около Курска и Ельца. Катакомбные поселения известны на Дону (около Ростова-на-Дону), Кибикинское близ Луганска, Терновское около Камышина на Волге и т. д. Позже исследователи обратили своё внимание на неоднородность катакомбных памятников на различных территориях, что способствовало выделению в 50-60-х годах XX века ряда локальных вариантов . С накоплением археологического материала создались предпосылки для осмысления локальных вариантов в качестве самостоятельных археологических культур единой катакомбной культурно-исторической общности, что в конечном итоге и было проделано в начале 70-х годов XX века исследователями Л. С. Клейном и О. Г. Шапошниковой .

Происхождение катакомбной общности

Проблема происхождения катакомбной культуры (позднее катакомбной культурно-исторической общности) была поставлена в начале XX века В. А. Городцовым, почти сразу после открытия на Северском Донце подкурганных захоронений в катакомбах, но до сих пор остаётся дискуссионной. Исследователями обсуждаются автохтонная и миграционная теории происхождения племён катакомбной общности. Приверженцы автохтонной теории считают, что появление катакомбной общности следует связывать с дальнейшим развитием местного ямного населения . Сторонники миграционной теории высказывают мысль о том, что катакомбные племена восходят генетически к ямному , но возникают под сильным миграционным воздействием популяций Предкавказья.

Раннекатакомбная культура

Понятие «раннекатакомбного времени» и «раннекатакомбной культуры» широко используются исследователями, хотя и не имеет чётко сформулированного статуса. В раннекатакомбное время в среде ямных племён распространяется обряд погребения в катакомбах, но эти изменения не сопровождаются сменой населения. На это указывают антропологические материалы и характер материальной культуры, которая всё ещё насыщена ямными чертами. Отмечается определённое сосуществование позднеямной и раннекатакомбной культур, с последующим доминированием последней.

Тип хозяйства

Тип хозяйства носителей катакомбной культурно-исторической общности определялся экологическими условиями степной и лесостепной зон. Так, в степи укоренилось пастушеское или отгонное скотоводство кочевого типа, которое было основано на разведении крупного и мелкого рогатого скота. В лесостепи распространяется модель пастушеского или стойлового скотоводства с преобладанием в стаде крупного рогатого скота и свиней .

Зернотёрки свидетельствуют о мучной пище.

Материальная культура

Для катакомбной культурно-исторической общности характерны родовые посёлки и невысокие (до 1 м) курганные могильники без кремации. Катакомбное погребальное устройство, ритуальные керамические курильницы , орнамент в виде шнурового штампа, плоскодонные кубки, скорченное трупоположение на боку . В погребениях встречаются деревянные повозки . Керамический инвентарь несёт в себе элементы культур шаровидных амфор и шнуровой керамики Центральной и Восточной Европы. Глиняная посуда катакомбников отличается от примитивной и однообразной по форме посуды древнеямной культуры. Известны плоскодонные горшки с выпуклыми боками и зауженной шейкой, поверхность которых украшена орнаментом, нанесённым оттисками кручёной верёвки, зубчиками гребёнки или просто острым предметом. Мотивы орнамента — треугольники, зигзаги, но чаще встречаются круги и спирали, отражающие космические представления древних земледельцев о солнечном божестве и таинственных растительных началах, превращающих зёрна в стебли, которые в свою очередь рождают множество таких же зёрен.

На территории Донбасса располагался металлургический центр [ источник не указан 57 дней ] . Это подтверждают также находки в донецких катакомбных погребениях каменных колотушек, которые применялись для дробления руды перед промывкой и плавкой. В инвентаре катакомбной культуры представлены предметы из бронзы: листовидные ножи, топоры с проушинами, шилья и бронзовые украшения, но большинство орудий труда ещё делали из камня и кости. В бронзовом инвентаре катакомбной культуры прослеживаются северокавказские традиции, в самих катакомбах — влияние средиземноморского мира.

В дмитровском кургане № 6 в Запорожской области у входа в погребальную камеру была найдена деревянная повозка катакомбников с целиком сохранившимся колесом возрастом 5 тысяч лет . Двухколёсная повозка с сохранившимся колесом диаметром 0,6 м известна из катакомбного погребения « » (ок. 5 тыс. л. н.) в запорожском селе Марьевка . В погребальном комплексе в Ростовской области обнаружена четырёхколёсная повозка, изготовленная в XXIII веке до н. э. (более 4200 л. н.) .

Этническая принадлежность

Относительно этнической принадлежности носителей катакомбной культуры нет сколько-нибудь достоверных сведений. Автохтонная версия происхождения катакомбников выводит эту культуру из более ранней ямной культуры . Ямная культура в свою очередь отождествляется некоторыми исследователями с носителями предков индо-иранских языков .

Л. С. Клейн выдвинул гипотезу о том, что катакомбная общность представляла собой ранний этап культур-носителей индоарийских языков , соответственно, индо арии , начавшие миграции в Индию и другие регионы, являлись прямыми наследниками носителей катакомбной культуры. В то же время, в самой Индии собственно катакомбные захоронения не найдены, и причины изменения погребального обряда при сохранении других признаков Л. С. Клейну неизвестны. Однако, он считает, что в Ригведе есть упоминания и о катакомбном способе погребения: «Придет день, и меня положат в землю, как вкладывают перо в стрелу» (РВ Х, 18.16). Он считает, что это сравнение не подходит к обычному опусканию покойника в яму, а скорее имеет в виду его задвигание вбок — в катакомбу. О том же, по его мнению, говорит упоминание о «земляном доме» с «камнем-затычкой», запирающим вход (РВ V, 5.81; X, 18.4), — это типичная для катакомбных могил каменная пробка (забивка) входного отверстия в катакомбу .

Антропология

Черепа катакомбной стадии выделяются брахикранией и более высоким сводом, чем в ямной культуре .

Мужские черепа характеризуются высокой мезокранной черепной коробкой, сильно профилированным широким лицом, широкими скулами, высоким переносьем, очень большим выступанием носовых костей. В степном Приднепровье выделяются три краниологических варианта:

  • брахикранный — не находит аналогов эпохи бронзы
  • мезокранный — обнаруживает отдалённое сходство с черепами Афанасьевской культуры Алтая
  • долихокранный — сходен с группами культур Ноуа и Срубной

В финале средней бронзы антропологический тип, характерный для катакомбников, практически исчезает, что может быть связано с катастрофическими изменениями климата .

Палеогенетика

В 2014 году у представителей катакомбной культуры D1.11 (3720±70 л. н.) и D1.12 (3900±80 л. н.) определили митохондриальную гаплогруппу H , у R3.13 (3940±60 л. н.) — митохондриальную гаплогруппу U5 .

У образца RISE552 (2849—2146 лет до н. э.) из местонахождения Улан IV в Ростовской области определена Y-хромосомная гаплогруппа I2a2a1b1b (L699, L703) >I2a2a1b1b1b-Y5669 и митохондриальная гаплогруппа T2a1a . У катакомбников RK4002 (2831—2489 лет до н. э.), RK4001 (2451—2203 лет до н. э.) из курганного могильника «Расшеватская-4» и SA6003 (2474—2211 лет до н. э.) из могильника Шарахалсун-6 в Ставропольском крае определили Y-хромосомную гаплогруппу R1b1a2 и митохондриальные гаплогруппы U4d3 , U5a1i и U2e3a соответственно . У представителей катакомбной культуры определили непереносимость лактозы . Для двух катакомбников из курганов Ергенинской курганной группы близ посёлка Ергенинский в Калмыкии (XXV—XXIII века до нашей эры) анализ STR показал, что обе особи принадлежали к Y-хромосомной гаплогруппе R1b-M343. Анализ вариации митохондриальной ДНК показал, что образец K2P1 имел митохондриальную гаплогруппу H, а образец К4P5 — митохондриальную гаплогруппу N .

ГИМ. Древние скотоводы… Фото: Кекеев Э. А.

Галерея

Предметы катакомбной культурно-исторической общности . Из коллекций Государственного Эрмитажа и Государственного исторического музея

Примечания

  1. Городцов В. А. Результаты археологических исследований в Изюмском уезде Харьковской губернии, 1901 года // Труды XII АС. — М., 1905. — Т. 1. — С. 174—341.
  2. Попова Т. Б. Племена катакомбной культуры // Труды Государственного Исторического музея. — М., 1955. — С. 65-105.
  3. Латынин Б. А. К вопросу о памятниках с так называемой многоваликовой керамикой // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. — Л., 1964. — Вып. — С. 53-71.
  4. Шапошникова О. Г. О культурной принадлежности поселений эпохи ранней бронзы степного Поднепровья // Материалы по археологии Северного Причерноморья. — Одесса, 1971. — С.118-122
  5. Катакомбная культура // БРЭ. Т.13. М.,2008.
  6. Дата обращения: 5 ноября 2016. 6 ноября 2016 года.
  7. Мельник В. И. Особые виды погребений катакомбной общности. М., 1991.
  8. . Дата обращения: 23 февраля 2016. 5 марта 2016 года.
  9. . Дата обращения: 23 февраля 2016. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  10. Дата обращения: 23 февраля 2016. 23 марта 2018 года.
  11. Клейн Л. С. Время кентавров. Степная прародина греков и ариев СПб.: Евразия, 2010. — 496 с. ISBN 978-5-8071-0367-3 .
  12. Шишлина Н. И. от 19 октября 2014 на Wayback Machine
  13. Долженко Ю. // Scriptorium nostrum. 2018. № 1 (10).
  14. Мимоход Р. А. и др. Палеоэкология–культурогенез–металлопроизводство: причины и механизмы смены эпох в культурном пространстве юга Восточной Европы в конце средней–начале поздней бронзы // Российская археология . 2022. №. 1. С. 24-38.
  15. Казарницкий А. А. // Camera praehistorica. 2022. № 2 (9). С. 134–144.
  16. Jeff Pashnick . от 27 июля 2021 на Wayback Machine , 8-2014
  17. . Дата обращения: 25 июля 2021. 25 июля 2021 года.
  18. Morten E. Allentoft et al. от 30 апреля 2016 на Wayback Machine , 2015
  19. Chuan-Chao Wang et al. от 18 мая 2018 на Wayback Machine , 2018
  20. Chuan-Chao Wang et al. от 15 июля 2021 на Wayback Machine , 04 February 2019 (Supplementary Data 1)
  21. Burger J. et al. от 7 декабря 2020 на Wayback Machine // Current Biology , 2020, 30, 1-9
  22. от 28 июля 2021 на Wayback Machine , 08.09.2020
  23. Maria A. Ochir-Goryaeva et al. от 18 июня 2021 на Wayback Machine , 2021 ( от 24 июня 2021 на Wayback Machine )

Литература

  • Катакомбная культура // Большая российская энциклопедия. — М. , 2008. — Т. 13.
  • Михайловское поселение // Большая российская энциклопедия. — М. , 2012. — Т. 20.
  • : [ 14 августа 2015 ] // Советская археология . — 1989. — № 2. — С. 136–150. — ISSN .
  • Особые виды погребений катакомбной общности / Отв. ред. В. Шилов. — М. : Наука , 1991. — 136 с. — 950 экз. ISBN 5-02-010034-X .

Ссылки

Источник —

Same as Катакомбная культурно-историческая общность