Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах
- 1 year ago
- 0
- 0
Храм I — майяский пирамидальный храм, расположенный в древней столице Мутульского царства Тикале на территории современной Гватемалы . Другие названия этого мемориала — Храм Великого Ягуара (благодаря изображению на деревянной притолоке правителя, восседающего на ягуаре) и Храм Ах-Какао (Ах-Какао — прозвище похороненного в храме Хасав-Чан-Кавиля I ). Выстроен из известняка в типичном для Тикаля стиле. Храм сооружён в нарушение обычаев: он построен у восточной стороны главной площади, хотя по традиции погребальные сооружения возводили севернее акрополя .
Храм посвящён Хасав-Чан-Кавилю I, правителю Тикаля 682—734 годов . Его захоронение было обнаружено в процессе раскопок в глубине храма , причём храм был построен уже вокруг него. Строительством руководил сын и наследник Хасав-Чан-Кавиля Икин-Чан-Кавиль . Вероятно, оно было запланировано ещё при жизни погребённого в нём правителя .
Высота храма составляет 47 метров . Он имеет девять ступеней , которые могут символизировать девять подземных миров . У храма есть резные обломы и вставки в углах. Крутая лестница идёт от земли до святилища на вершине . На самом верху расположено святилище, в котором находятся деревянные притолоки с искусной резьбой. Возможно их украшением руководил сам Хасав-Чан-Кавиль в процессе подготовки к созданию данного памятника . Притолоки вырезаны из дерева саподиллы , один из них (№ 3) изначально был выкрашен в красный цвет . Древесина, избранная для притолок, очень твёрдая и тяжёлая, саподиллы произрастают в округе . Притолоки сделаны из досок, установленных в небольшие ниши. Они обрамляют три дверных косяка. Внешняя притолока оставлена без украшений, однако следующие имеют тонкую резьбу. Две из досок были сняты со своих мест в XIX веке и их местоположение неизвестно . Ещё две снял Альфред Модсли , отправивший их в Британский музей , где они находятся до сих пор . На одной из притолок вырезано изображение сидящего человека, над которым находится огромная змея .
На святилище установлен характерный для архитектуры майя кровельный гребень, частью которого является скульптура сидящего правителя Хасав-Чан-Кавиля (трудноразличима) . Кровельный гребень состоит из двух параллельных частей, между которыми находится пустое пространство, снижающее вес строения . Вес кровельного гребня держат несущие стены . В передней части гребень покрывали каменные блоки, на которых вырезали гигантскую фигуру правителя, а по бокам от него располагались свитки и змеи . Кроме этого там же располагалась лепнина . В святилище находятся три узких тёмных комнаты, куда можно попасть через единственный дверной проход . Помещения расположены одно за другим в ряд, они имеют высокие ложносводчатые потолки , подпёртые деревянными брусьями из саподиллы .
Захоронение Хасав-Чан-Кавиля было обнаружено в 1962 году . Археологи проникли в него через крышу по туннелю от основания лестницы храма . Оно получило официальное название «Захоронение № 116». В целом, оно представляет собой просторную комнату в глубине пирамиды, ниже уровня главной площади города. Более половины помещения занимает скамья, на которой на плетёном коврике лежит тело Хасав-Чан-Кавиля вместе с украшениями. Захоронение содержит богатые подношения: шкуры ягуаров, предметы из жадеита , раскрашенную керамику, редкие раковины, жемчужины, зеркала и другие произведения искусства . Тело правителя покрывало множество жадеитовых украшений, включая огромное четырёхкилограммовое ожерелье, состоящее из 114 очень крупных бусин, изображённое на скульптурных портретах Хасав-Чан-Кавиля .
Среди прочих подношений — декоративный мозаичный сосуд из жадеита, на крышке которого находится скульптурный портрет правителя. Вместе с ним в захоронении обнаружены 37 человеческих костей с искусной резьбой письмом майя , сложенных у правой ноги Хасав-Чан-Кавиля . На одной из них написано о союзниках Тикаля, включая Копан и Паленке , на других содержится имя и генеалогия правителя. На одной из костей находится резной портрет пленника Ош-Ха-Те-Ишиля, вассала главного соперника Тикаля, Калакмуля . На костях имеются изображения , которое несут в подземный мир в каноэ . Также на одной из костей содержится длинный список дат смерти знатных жителей соседних государств .
Кроме того, было обнаружено, что в постклассический период погребальное помещение было открыто, дабы сделать в нём новое захоронение. Помимо всего прочего, туда поместили кадильницы майяпанского типа, а также керамические кадильницы типа, распространённого в Петене в постклассический период. При этом после XV века такие разновидности не использовались .
Тикаль был обнаружен в 1848 году, в 1877-м из многих храмов, включая Храм I, было вынесено значительное количество предметов . Альфред Модсли составил карту центральной части города в 1881—1882 годах, отметив и пять главных храмов (однако он присвоил им названия по буквам алфавита). Теоберт Малер провёл первое топографическое исследование Тикаля и назвал Храм Великого Ягуара «Первым великим храмом». провёл второе исследование в 1911 году и в целом повторил именование Малера; именно Тоззер назвал этот храм «Храмом I» .
В 1955 году Пенсильванский университет провёл археологические раскопки в руинах храмов I и II и подготовил их к открытию для туристов . Работа над Храмом I продолжалась до 1964 года . В 1986 году Национальный проект «Тикаль» ( исп. Proyecto Nacional Tikal ) провёл реставрацию крыши храма .
В рамках празднования «конца света» 2012 года современные майя провели огненную церемонию перед храмом на главной площади города 21 декабря. Церемонию посетило около 3000 человек .