Interested Article - Архитектура майя
- 2020-01-16
- 1
Архитектура майя — важная часть культуры мезоамериканской цивилизации майя .
Архитектура майя отличалась по городам и временным периодам.
Стены зданий, как правило, окрашивались в красный цвет. Важной частью зданий был так называемый «майяский свод», делавшийся с помощью сужения потолка.
Материалы
В основном архитектурные постройки майя строились из известняка . В строительстве употреблялся цемент , создаваемый из смеси извести , песка и воды. Этот же состав, смешанный с каменной пылью, создавал разновидность штука , которым покрывали стены и потолки, после чего резцом наносили на него иероглифы и изображения .
История развития
Архитектура майя появилась в так называемый формативный период . На тот момент она развивалась под сильным воздействием других культур. Постройки того времени были обычными хижинами, расположенными на низких платформах для защиты от наводнений, без окон и с одной дверью. Даже жилища жрецов и вождей, а также храмы, поначалу отличались от остальных хижин лишь высотой платформы и каменной/штуковой облицовкой на стенах .
В поздний доклассический период появились ступенчатые пирамиды, состоявшие из нескольких платформ, установленных поверх друг друга . Примером такой постройки является пирамида E-VII в городе Вашактуне . Пирамида E-VII была небольшой и ступенчатой. Лестницы вели к этой пирамиде со всех сторон, они были окаймлены балюстрадами , а также были украшены огромными масками ягуара , сделанными из алебастра . Ягуар был выполнен в ольмекском стиле, а следовательно, был примером зависимого искусства. Пирамида была облицована штуком . Хотя пирамида была богато украшена, храм на её верхушке был обычной хижиной и разрушался под воздействием времени .
Расцвет архитектуры майя произошёл в классический период, когда повсюду строились церемониальные комплексы (известные как акрополи), имевшие в своем составе дворцы, пирамиды и даже площадки для игры в мяч .
Даже после изобретения майя каменных стен крыша оставалась пальмовой , пока в классический период не был изобретен майяский свод .
Конструкции
Элементы зданий
Вокруг входов во все дворцы и храмы на стенах либо колоннах сохранились некие подобия каменных колец. В свое время их использовали для крепления веревок, на которых держались навесы, служившие подобием двери. В конструкции некоторых зданий использовались также выступающие навесы, защищавшие от дождя и ветра рельефы на стенах .
« », также известный как «ложная арка» или «ступенчатый свод» , или « ложный свод » , делался с помощью сужения крыши . Добивались этого сужения особой кладкой кирпичей, в результате которой каждый ряд кирпичей слегка выступал над нижним. Стены сужали, пока в потолке не оставалось лишь небольшое отверстие, которое затем закрывали плитой .
Типы зданий
Одной из известных конструкций майя является храм . Храмы устанавливались на вершинах пирамид (высота пирамид достигала 50-60 метров), изображавших гору, где, согласно поверьям майя, находилась пещера их предков. По этой причине в пирамидах часто были гробницы, располагавшиеся под или в пирамиде (иногда гробницы были прямо под полами храмов, а иногда пирамиды специально строили над природными пещерами). Храмы же были предназначены для изображения выхода из пещеры. К храмам вели длинные лестницы . Храмы, в основном, были квадратными и достаточно тесными , с одной либо несколькими дверями и без окон. Особенностью храмов был так называемый « ». Он сооружался на крыше храма. Как правило, на кровельном гребне располагались все либо большая часть декоративных украшений храма. Это была высокая конструкция, предназначением которой было подчеркивать идею о приближении к небу и вертикальность храма .
В некоторых городах располагались обсерватории. Обсерватории были башнями, круглыми либо квадратными, в них находились лестницы, которые вели в комнаты для наблюдений .
Также в городах майя имелись так называемые дворцы. Предназначение этих построек не установлено точно, скорее всего, они служили для знати и жрецов. Дворцы, как правило, располагались на специальных платформах, в них было несколько помещений . Все они, кроме одного в Паленке, имели только один этаж. В них не было окон, часто комнаты были расположены так, что система переходов между ними была похожа на лабиринт (не исключено, что это было создано с целью сделать дворцы похожими на пещеры) .
Площадки для игры в мяч были частью большинства памятников майя. Площадки были украшены скульптурами, возможно, использовавшимися в игре. Также на площадках имелись кольца, возможно, появившиеся под влиянием культуры тольтеков . Внутри площадок на платформах имелись скамейки .
Различные стили
В основном архитектура майя имела одинаковые черты во всех своих городских центрах, однако в деталях регионы различались .
Стиль Петена
Для стиля Петена свойственна большая крутизна наклона лестниц и стен пирамид. «Кровельные гребни» в Петене были чрезвычайно большими, для того, чтобы удерживать их на крыше, храмы Петена имели чрезвычайно толстые стены, иногда достигавшие толщины в 7 метров. Подобная архитектура производила впечатление на народ снаружи, но её недостатком было чрезвычайно малое пространство внутри храмов — иногда свободное пространство там имело один метр ширины . Также архитектуре Петена свойственны внешние лестницы и украшение зданий огромными масками из штука .
Стиль Паленке
Несмотря на то, что Паленке был расположен на территории бассейна Усумасинты , его стиль выделяется из стиля Усумасинты, поскольку он распространился и за пределы этого государства, вплоть до реки Грихальвы . Этот стиль был распространен в городах: Бонампак , Киригуа , Копан , и Тонина . Одной из особенностей архитектуры Паленке был портик с тремя-пятью входами, создаваемыми с помощью колонн . Кроме того, козырек зданий в Паленке далеко выступал вперед, кровля была наклонной, на фасадах располагались рельефы из штука (их предназначением была защита от дождя) .
Стиль Рио-Бек
Стиль региона Рио-Бек испытывал влияние стилей Петена и . Влияние Петена выразилось в массивных «кровельных гребнях», крутых лестницах и грубо сделанных плитах, из которых состояли внутренние стены. Влияние Ченеса выразилось в тщательно обработанных камнях во внешних стенах . Самой архитектуре Рио-Бека была свойственна отделка высоких фундаментов и зданий в форме стилобатов — усечённых пирамид, имевших фигурные лестницы .
Стиль Усумасинты
Особый стиль сложился в бассейне реки Усумасинты . Находясь под сильным влиянием архитектуры Петена , он также испытал влияние архитектуры Паленке (одного из государств на территории бассейна Усумасинты). В государстве Пьедрас-Неграс «кровельные гребни» были необычайно массивны, а у пирамид один откос был меньше другого, что было свойственно архитектуре Петена. Однако, при этом, в Пьедрас-Неграсе были портики с тремя входами, что было особенностью архитектуры Паленке. В то же время, в государстве Йашчилан преобладало влияние Паленке .
См. также
Литература
- Русскоязычная
- Альберто, Рус . . — М. : Мысль , 1986. — 255 с.
- Соди, Деметрио. . — М. : Знание , 1985. — 208 с.
- Ершова, Галина Гавриловна . Древняя Америка: полет во времени и пространстве: Мезоамерика. — М. : Алетейя, 2002. — 392 с. — ISBN 5-89321-092-1 .
- Веретенников, А. В. Глава 1. Архитектурные памятники и скульптура майя // Города майя и ацтеков / Гл. редактор С. Н. Дмитриев. — илл.. — М. : Вече, 2003. — (Памятники всемирного наследия). — 5000 экз. — ISBN 5-9533-0062-X .
- На других языках
- Коллектив авторов. / Редактор Houston, Stephen D.. — Dumbarton Oaks, 1998. — 562 с. — ISBN 0884022544 .
Примечания
- от 24 апреля 2023 на Wayback Machine // РИА Новости , 22.04.2023
- ↑ , с. 22.
- ↑ , Архитектура майя.
- ↑ , с. 23.
- ↑ , Майя.
- ↑ , с. 115.
- , с. 24.
- ↑ , с. 116.
- , с. 27.
- 2020-01-16
- 1