Interested Article - Наземные коммуникации майя

Сюда перенаправляются запросы сакбе и сакбеоб. Статья описывает коммуникации майя, расположенные на земле. О морских и речных коммуникациях этой цивилизации можно узнать в статье Водные коммуникации майя
Остатки сакбе на полуострове Юкатан

Наземные коммуникации мезоамериканской цивилизации майя включали в себя дороги различных типов, мосты, дорожные станции, сакральные места для почитания богов, места для сбора пошлин и некоторые другие постройки.

Мощёные дороги майя имели название сакбе ( исп. Sacbé , во множественном числе — сакбеоб ( исп. Sacbéob )) и представляли собой основательные дороги из щебня , гальки и известняка , которые соединяли важнейшие части государства майя — города , , крупные участки посевов и т. п. Основательные дороги на возвышении строились как правило в низинах, которые заливались водой в сезон дождей . Там, где этого не требовалось, строились дороги с небольшим возвышением или вровень с землёй. В горной местности прокладывались тропы.

Характеристика

Карта майяских торговых путей

Описание и предназначение

Сакбе представлял собой насыпную мощёную дорогу из различных . Для строительства использовались известняк , галька , щебень . Сверху всё покрывалось толстым слоем грубого штука .

В отличие от с фиксированной шириной 7,3 м , у мезоамериканского аналога она варьировалась от пяти до двадцати метров. Высота дорожной насыпи варьировалась от 0,6 до 2,5 м в зависимости от возвышения земли над уровнем моря (в низинах требовалось возвести крупную насыпь, чтобы в сезон дождей дорогу не залило водой). В чём сами майя измеряли длину своих дорог, неизвестно. Остатки транспортной системы дошли и до нашего времени .

Чунчукмиль , руины дороги

Майя также возводили и каменные мосты — их можно и сейчас увидеть в Паленке , , Эль-Бауле и Агуатеке . Так как во многих регионах протекали полноводные реки, мосты были необходимы для нормального функционирования дорожной системы .

Многие пути пересекали все майяские земли и выходили к побережью. Испанцы были удивлены, что сакбе были проложены даже через непролазные джунгли и по ним можно было идти без опасения заблудиться. Известна была мощёная тропа из Кампече к озеру Бакалар — центру судостроения майя, где возводились каноэ — основа майяского флота. Существование дорог сакбе подтверждают и аэрофотосъёмки, и записи Эрнана Кортеса , и свидетельства многих испанских путешественников .

Дороги могли иметь как церемониальное, так и экономическое значение, а некоторые преследовали обе цели, как например дороги в Тикале (строились в период с 400 по 900 г. ), которые также выполняли функции дамбы и водоёма. По верхней части дамбы как раз и двигались церемониальные процессии .

Также имеются свидетельства о существовании у майя дорожных станций и постоялых дворов , так как на многих сакбе через определённые промежутки времени располагались крестовые валы. О известно хорошо, а вот майяская практически не исследована. Однако известно, что глава города должен был содержать постоялый двор для путешественников и следить за тем, чтобы там всегда было в достатке воды, дров, кукурузы, съестного и некоторых других припасов .

Через каждые 8 километров майя располагали специальный маркер-столбец, чтобы обозначать расстояние. Можно судить, что 8 км в нашей системе — это единица измерения для дальних расстояний у майя. Помимо того, если доверять свидетельствам испанца Диего де Ланды, эти столбцы имели и сакральное значение — странники зажигали копал в честь Эк-Чуаха , Великого Шамана и Бога Полярной Звезды, покровителя путешественников и торговцев .

О дорожной системе гонцов майя практически ничего не известно, хотя подобные структуры у инков и ацтеков широко известны исследователям. Однако на основании обрывочных сведений можно предположить, что система гонцов всё же была, а сами переносчики заворачивали письма в свои волосы . Грузы майя переносили на спине, так как их цивилизация не знала тягловых животных. Вожди путешествовали в плетёных паланкинах , богато украшенных перьями .

Арка, конец сакбе перед городом Кабах

Перед городами могли возводиться арки — они символизировали начало пути, долгой дороги, в особенности на церемониальных и центральных трактах.

Процесс возведения

Планы строительства сакбе, мостов и других дорожных объектов составлял инженер , он же и руководил процессом возведения. Изначально рабочие прокладывали подушку из грубо обработанного известняка вперемешку со щебнем и галькой вдоль всего пути. Камни могли иметь массу от 11 до 136 кг . Сверху утрамбовывался влажный . На финальном этапе работ дорогу покрывали грубым штуком . В ходе строительства использовался и каток. Пятитонный образец, вырезанный из камня, был обнаружен возле города .

Повинностью по строительству и ремонту дорожной системы облагались окрестные поселения майя. Труд поселенцев был непростым — растительность часто захватывала целые километры путей и их приходилось расчищать от неё, кладка сакбе распадалась и её необходимо было восстанавливать. В районах с густой растительностью сквозь дороги могли даже прорастать деревья. Мосты через реки со временем ветшали и их необходимо было чинить, а порой и возводить заново. Что же касается работ по прокладке новых дорог, для их осуществления, как правило, приезжал инженер или целая группа, которая выполняла проектировочное задание по приказу местного вождя, а в случае особо крупной сакбе — по указанию царя. Население близких к месту строительства земель было обязано принять участие в работах .

Строительство велось достаточно быстро — по расчётам каждый индеец мог переносить в день до 680 кг материалов. За месяц можно было проложить десятки километров дороги. Так, в 1564 году испанцы решили проложить дорогу Мерида - Мани , и 80 км было покрыто за три месяца тремя сотнями индейцев .

Известные сакбе

Фрагмент сакбе в

Наиболее длинный участок из сохранившихся соединяет города Коба и (в эпоху расцвета достигал ). Это один из немногих сакбе, который был изучен не археологами-энтузиастами, а крупной государственной экспедицией. Длина данного сакбе превышает 100 км . Путь начинается в Яшуне, в 21 километре к юго-западу от Чичен-Ицы. Дорога возвышается над уровнем земли от 0,6 до 2,5 м на разных участках, а ширина её — 10 м . На всём промежутке дорога шесть раз меняет своё направление. Обнаруженные в местах поворотов руины городов дали понять, что сакбе строили с целью соединить ряд поселений .

Альберто Рус в своих трудах охарактеризовал сакбеоб как дорожную сеть майя, которая играла важную роль в торговле. Он отметил, что в сельве , горах и равнинах строились обычные дороги, а в низинах, которые часто заливались дождём — основательные, на возвышении. Также он перечислил некоторые важные пути :

  • Вокруг Кобы ;
  • От Кобы до (длина — около 100 км);
  • От до Исамаля ;
  • От Тоохо через весь полуостров до его восточного побережья напротив Косумеля (город , если быть точным);
  • От Тоохо на северное побережье;
  • От Ушмаля до Кабаха ;
Остатки кладки перед городом Кабах
  • От Ушмаля до Ошкинтока ;
  • Путь из Шикаланго на юг. Им следовал Кортес в своем походе в (Гондурас). Торговый путь продолжался и дальше, в Никарагуа и Панаму. Известно, что именно этот сакбе был важным торговым путём.

В городе Коба и его окрестностях сходилось целых шестнадцать дорог. На некоторых из них стояли ворота и специальные постройки, где, очевидно, собирали пошлины, а также располагались наблюдатели, которые контролировали ситуацию на дорогах возле города .

Церемониальная дорога в Лабне (180 м в длину, 8 м в ширину) соединяла главный храм с более мелким, известным своими вратами. Сакбе в Цибильчальтуне шире в два раза и практически на тысячу лет древнее .

История

Остатки дороги, Юкатан

Первые торговые пути майя появились во II тыс. до н. э. Между горными районами Гватемалы и побережьями обоих океанов изначально были проложены тропы, вдоль которых позднее была построена торговая дорожная система . Уцелели карты сухопутного пути, который вел из древнего города Шикаланго, крупного торгового центра майя, в современный Гондурас .

Сакбе, построенные в классический период ( 300 900 гг. ), связывали города в глубине материка с прибрежными. Уже в этот период большинство городов майя соединяли между собой сакбе. Многие дороги сходились в городах Петен и Коба, к этому времени уже существовала крупная мощёная дорога Тикаль - Уашактун - Четумаль , выходившая к морю .

После упадка цивилизации майя сакбеоб стали приходить в негодность. Их остатки замечали испанские поселенцы. В Новое время колонизаторы активно ими пользовались и на их основе закладывали свою транспортную систему. Дороги майя и инков не имели равных в Западном полушарии вплоть до 1792 года , когда открылась .

Остатки дороги майя в Лабне

В 1517 году испанская экспедиция побывала на острове Косумель, который известен своим святилищем. Как отметили исследователи в своих заметках, на острове были проложены качественные дороги из крупных камней, приподнятые над землёй .

В XVI веке Диего де Ланда описал, что из в Исамаль когда-то, по-видимому в период расцвета майяской цивилизации, вела дорога. Другой исследователь в 1633 году рассказал, что Исамаль был крупным религиозным центром, и дороги оттуда вели во все стороны света и самые дальние уголки государства — в Табаско , Гватемалу, Чьяпас . Также он отметил, что ко времени написания его заметок многие участки дорог хорошо сохранились. Более того, из описаний 1883 года следует, что дороги даже к этому времени всё ещё не исчезли — описан путь из Исамаля в , к морю и острову Косумель . Через Поле шли путники, так как на острове неподалёку находилось важное святилище .

Согласно отчётам XVI—XVII вв., испанские путешественники и поселенцы активно пользовались дорогами в северной части Юкатана и знали их расположение .

В 1688 году Диего Лопес де Когольюдо писал в своих заметках :

Остатки мощёных дорог майя пересекают всё их царство от одного океана до другого. Со всех земель стекались люди на остров Косумель, чтобы выполнить свой долг перед богами и принести им жетву, чтобы обратиться к ним за помощью, и просто для почитания иных…

О сакбе в районе Исамаля и Косумеля писали также Диего де Ланда , Ройс, Шарне и многие другие учёные .

Сакбе в Чичен-Итце

В ноябре 1841 года Джон Стефенс , который исследовал , отметил, что города в нём соединены между собой сакбе, которые сходятся в Ушмале — центральном городе. Отсюда же вели дороги в Майяпан и Чичен-Ицу . Из храма Кукулькана в последнем выходит церемониальная дорога длиной 270 м и шириной 10 м , которая ведёт к церемониальному колодцу .

В 1883 году Дезире Шарне писал, что обнаружил остатки сакбе от Исамаля к морю, откуда переправлялись на остров Косумель. Об этой же дороге упоминал Виктор фон Хаген в 1960 году. Археологические раскопки дороги провели в 1995-1997 гг. члены организации . Исследования в регионе проходили также в 1999 и 2002 гг. Было обнаружено много хорошо сохранившихся фрагментов сакбе, что подтвердило более ранние записи и догадки о дорожной сети майя в регионе .

Дорога в Чичен-Ице

По данным учёного-майяниста Виктора фон Хагена , о наземных коммуникациях майя известно мало не столько потому, что они разрушились от времени, сколько потому, что исследований в области было проведено крайне мало. Единственные археологические раскопки на государственном уровне проводились только на участке Коба-Яшуна, прочим же занимались одиночки вроде самого фон Хагена .

На месте многих сакбе позже были построены дороги европейского типа, а затем и автомагистрали . Некоторые современные автотрассы проходят по местам древних дорог майя.

Обычаи

В культуре майя и инков был такой обычай, как . Заключался он в том, что гость или путник неприкосновенен, пока сам не настроен воинственно. Распространялся этот обычай и на центральные тракты. Так как они были церемониальными и играли важную роль в религии, то согласно верованиям майя боги защищали путников, которые по ним передвигаются. За нарушение запрета и нападения на путешественников следовало наказание, в том числе как за нарушение воли богов. При этом не имело значения, по союзной или вражеской территории проходит дорога .

На некоторых дорогах майя регулярно проходили религиозные процессии. По праздникам они двигались от одного храма к другому. Как правило, эти дороги выделялись тонкостью работы, чтобы боги были довольны индейцами.

Примечания

  1. . Дата обращения: 8 февраля 2016. 21 сентября 2015 года.
  2. , с. 320.
  3. , с. 323-324.
  4. .
  5. , с. 322.
  6. , с. 325.
  7. , с. 326-327.
  8. , с. 326.
  9. , с. 324.
  10. , с. 327.
  11. Jennifer Mathews. (англ.) . FAMSI (2001). Дата обращения: 5 февраля 2016. 16 июня 2011 года.
  12. , с. 323-325.
  13. .
  14. , с. 235-240.
  15. , Глава 5. Майя — «финикийцы нового света».
  16. , с. 321-322.
  17. , с. 319-320.
  18. , с. 323.
  19. , с. 319-327.
  20. , с. 319.

Литература

  • В. фон Хаген . Наземные коммуникации майя // Ацтеки, Майя, Инки. Великие царства древней Америки / Перевод с английского Л. А. Карповой. — М. : Центрполиграф, 2013. — 539 с. — ISBN 978-5-9524-4841-4 .
  • А. Рус Луилье . // Народ Майя / Перевод с испанского Э. Г. Александренкова, научный редактор и автор предисловия В. И. Гуляев. — М. : Мысль, 1986. — 286 с.
  • Р. В. Кинжалов . // . — Л. : Наука , 1971.
  • Гуляев, Валерий Иванович . // Древние майя: загадки погибшей цивилизации. — М. : Знание, 1983. — 176 с.
Источник —

Same as Наземные коммуникации майя