Линк, Келли
- 1 year ago
- 0
- 0
Линк Рэй ( англ. Link Wray , полное имя: Фред Линкольн Рэй младший , англ. Fred Lincoln Wray Jr ; 2 мая 1929 , , Северная Каролина , США — 5 ноября 2005 , Копенгаген , Дания ) — влиятельный американский гитарист и композитор , записывавший в основном инструментальные рок-н-ролльные композиции, в том числе с группой Link Wray and his Ray Men . Его творчество оказало огромное влияние на развитие гаражного рока , сёрфа , хард-рока и гитарной музыки вообще.
Наиболее влиятельная композиция Линка Рея — выпущенная в 1958 году « Rumble ». В этом инструментальном треке впервые в рок-музыке были применены так называемый « power chord » и эффект фузза на электрогитаре. Благодаря своему тяжёлому для того времени саунду «Rumble» также иногда называют первой песней гаражного рока . Открытие Линком Реем дисторшн -эффектов овердрайва и фузза , гитарного фидбэка , а также замена джазовых аккордов на « power chord » и стало его главным вкладом в развитие гитарного рока .
Огромное количество рок-музыкантов признавалось во влиянии, оказанном на них Линком Реем. Нил Янг говорил: «Если бы я мог вернуться назад во времени и попасть на какой-то один концерт, это были бы Link Wray and his Raymen». Пит Таунсенд ( The Who ) сказал: «Если бы не было Линка Рея и его „ Rumble “, я бы никогда не взял в руки гитару». Практически все ведущие рок-музыканты 60-х, а также многие представители панк-рока и сайкобилли испытали влияние творчества Линка Рея. Джимми Пейдж в фильме « Приготовьтесь, будет громко » вспоминает: «Знаете, я слушал любые записи с гитарой, когда был ребёнком… Гитара звучала, и все эти различные подходы и эхо… Но когда я впервые услышал „Рамбл“, это было настолько глубокое! Действительно глубоко!»
Линк Рей родился 2 мая 1929 года в семье Фредерика «Фреда» Линкольна Рея ( англ. Frederick («Fred») Lincoln Wray ) и Лилли М. Норрис ( англ. Lillie M. Norris ) . Линк Рей рассказывал: «Я был в руках у Сатаны уже с момента рождения. Моя мать была инвалидом, и повивальная бабка говорила ей: „Чтобы сохранить твою жизнь, мы должны убить младенца“… В конце концов они взяли металлические щипцы, чтобы вытащить меня из неё, и у меня остались шрамы с обеих сторон головы» .
По национальности Линк — на три четверти индеец племени шауни ( англ. shawnee ) . Его мать никогда не ходила в церковь, но участвовала в особых христианских обрядах, восходящих к индейским традициям; от неё он и унаследовал эту своеобразную религиозность. Линк с самого детства был знаком с блюзами и госпелами , однако впервые услышал звук слайд-гитары в возрасте восьми лет от работника странствующего карнавала — негра по имени Хэмбон ( англ. Hambone ), который помог настроить новую гитару брату Линка Рэю и произвёл огромное впечатление на всю семью своим исполнением блюза . В 1943 году семья Линка переезжает в Норфолк , Виргиния , где Фредерик Рей устраивается работать на судостроительную верфь. В возрасте 14 лет Линк с братом Рэем впервые пытается собрать группу для исполнения традиционного джаза . В это время огромное впечатление на Линка Рея произвела гитарная манера Чета Эткинса . В возрасте 15 лет за двенадцать долларов Линк Рей провёл целую ночь, обучаясь игре на гитаре у кантри-энд-вестерн музыканта Текса Риттера . В 1945—1947 годах Линк играл свинг с Шериффом Тексом Девисом ( англ. Sheriff Tex Davis ).
Когда Линка Рея призвали на службу в армию, он попал на Корейскую войну . Там Линк Рей заболел туберкулёзом, в результате чего лишился лёгкого.
В 1956 году семья Линка Рея переезжает в Вашингтон , а оттуда — в Accokeek, Maryland.
После возвращения из армии Линк со своими братьями Дагом и Верноном формирует свою первую группу — Lucky Wray and the Lazy Pine Wranglers . Прозвище «Lucky», «счастливчик» принадлежало старшему из братьев Реев Вернону по причине его удачливости в азартных играх ; в то время Вернон играл в группе на ударных и пел. Позже они меняют название на Lucky Wray and the Palomino Ranch Hands . После переезда в Вашингтон к группе присоединяется басист Шорти Нортон; одно время с ними также играл Дикси Нил . Они играли кантри и свинг , но Линк Рей утверждал, что значительное влияние на них оказали блюзовые исполнители Лидбелли и Элмор Джеймс . Вернон взял псевдоним Рей Вернон ( англ. Ray Vernon ). Группа сотрудничала с местными композиторами и в 1956 г. приняла участие в ежедневном телешоу Milt Grant’s House Party .
В 1956 году Lucky Wray and the Palomino Ranch Hands делают свои первые записи на . Примерно в то же время местный лейбл Kay издал эти и новые записи как EP .
Постепенно стиль группы меняется. Белый музыкант, исполнявший рок-н-ролл , в то время мог достичь успеха либо с поп-ориентированным, либо с кантри -ориентированным звучанием. Линк Рей же пытался исполнять «чёрный» блюз жёстко и агрессивно, идя совсем по другому пути привлечения к подобной музыке массового слушателя. Тем не менее, влияние «белого» рок-н-ролла — рокабилли на музыку Lucky Wray and the Palomino Ranch Hands было велико. Также на формирование стиля Линка повлиял рок-н-ролльный гитарист ( англ. Duane Eddy ) . Тогда же из-за потери лёгкого врачи запрещают Линку Рею петь; вокальные партии становятся полностью обязанностью Вернона, а Линк всё больше сосредотачивается на работе с гитарой.
В 1958 году после провала карьеры поп-певца из группы уходит Вернон; группа превращается в трио без вокалиста и меняет название на Link Wray and his Ray Men . Вернон становится менеджером Ray Men , которые уже выступают на разогреве у многих именитых артистов, включая Фэтса Домино , Рики Нельсона и The Diamonds . На концерте в Фредериксберге ( Виргиния ) перед The Diamonds и была впервые исполнена ставшая легендарной композиция « Rumble ». Эта инструментальная композиция на основе 12-тактового блюза была результатом долгой работы: Линк Рей говорил, что идея появилась у него вскоре после возвращения из армии, в 1956 г. ; в окончательном варианте песня родилась из очень сырой попытки сыграть песню стиля «stroll» (подобные композиции в немалом количестве исполняли те же The Diamonds ). Существовало несколько ранних версий « Rumble » (первая из которых называлась «Oddball», а другая под названием «Ramble» позже была выпущена на компиляции «Rumble! The Best Of Link Wray»). На первом же концерте «Rumble» произвела фурор и по требованию публики была сыграна ещё четыре раза.
В организации выступлений группы участвовал диск-жокей Милт Грант ( англ. Milt Grant ), который фактически и исполнял обязанности менеджера Ray Men . Он отослал запись «Rumble» продюсеру с . Тот пригласил Линка Рея для сессий записи, о чём вскоре пожалел — ведь Линк, чтобы добиться перегруженного и «живого» звука, делал дыры в колонках и усилителях (позже этот эффект использовали самые тяжёлые исполнители начала 60-х — The Kinks и The Sonics ), а также ставил микрофон прямо рядом с колонками (Линку казалось, что в противном случае звук получается «too clean» — «слишком чистым»). Помимо крайнего неприятия, которое у Блейера вызвало такое обращение с аппаратурой, продюсер решил, что бас фальшивит, и отклонил запись. Однако запись необычайно понравилась его дочери, и она способствовала выпуску её как сингла 31 марта 1958 года . Она же предложила назвать окончательный вариант «Rumble». Этот вариант названия содержал намёк на мюзикл « Вестсайдская история » и на сленге значил «бандитская перестрелка» (в противоположность «ramble» — «прогулка»; именно со сценами перестрелок из «Вестайдской истории» у дочери Арчи Блейера возникали ассоциации при прослушивании «Rumble»).
Действительно, звучание « Rumble » для того времени было необычайно жёстким. Пит Таунсенд говорил: «Я помню, что в первый раз было довольно тяжело её слушать. Именно она привела к возникновению бешеного гаражного саунда» . Наряду со зловещим, мрачным звучанием гитары, где сочетались гитарный «перегруз» и эффект вибрато , «опасное» название привело к тому, что « Rumble » была запрещена к проигрыванию на нескольких радиостанциях (из опасений, что она приведёт к повышению подростковой преступности) — первый и один из немногих случаев в рок-музыке , когда подобный запрет касался инструментальной композиции. Даже когда группа выступала в крупном шоу, ведущий Дик Кларк не решился произнести название композиции вслух. Однако запреты только подогревали интерес публики, и песня стала хитом как в США (заняв 16 место в национальных чартах ), так и в Великобритании .
Считается, что вклад Линка Рея в развитие гитарного рок-саунда был бы огромен, даже если бы он не записал ни единой композиции после «Rumble» . Именно здесь впервые был применён « power chord », на котором в рок-музыке , как правило, строятся риффы . Применение здесь необычайно мрачного и тяжёлого для того времени звука, по сути, стало отправной точкой для развития классического рока как такового (ведь первая композиция классического рока, « You Really Got Me » The Kinks , стала таковой именно благодаря новаторскому применению риффа, построенному на « power chord »). Ну а поскольку в « Rumble » были заложены основы тяжёлого гитарного звука, и хэви-метал , и панк-рок напрямую происходят от этого сингла. Также очевидно, что звучание « Rumble » повлияло на становление сёрф -музыки (наряду с Диком Дейлом Линка Рея можно считать создателем этого жанра) . « Rumble », по некоторым версиям, считается первой песней в стиле гаражного рока — её жёсткий саунд, несомненно, оказал влияние на гараж 1960-х. Ранние ( 1964 - 1966 гг.) The Who также испытали огромное влияние Линка Рея, в чём признавался лидер группы Пит Таунсенд ; действительно, агрессивный гитарный звук и стиль гитарных соло этой влиятельной группы британского вторжения очень напоминает « Rumble » и другие ранние рок-н-ролльные инструменталы Линка Рея. Помимо Пита Таунсенда, в значительном влиянии на них « Rumble » и Линка Рея признавались почти все ведущие рок-музыканты 1960-х — Пол Маккартни , Джимми Пейдж , Джефф Бек , Джимми Хендрикс , Марк Болан , Нил Янг , Боб Дилан . Продюсер Ричард Готтерер сказал: «Это была решающая запись, она изменила множество последующей гитарной музыки, выпущенной после неё» .
На концертах Линк Рей исполнял свои первые композиции в ещё более тяжёлом варианте, активно используя всевозможные гитарные эффекты, фузз и фидбэк . Сценический образ Линка Рея — чёрная кожаная куртка, тёмные очки — предвосхитил агрессивный имидж The Rolling Stones и других групп 60-х.
Продюсер « Rumble » был далеко не в восторге от жёсткого звука Link Wray and his Ray Men и тем более от обвинений в разжигании подростковой преступности. С целью «улучшить» их звук он хотел поручить их команде, записывавшей Everly Brothers . Однако мягкий поп-рок саунд не устраивал Линка Рея, и он перешёл на Epic Records . Когда в конце 1960 г. контракт с Epic закончился, Линк и Вернон основали собственный лейбл Rumble Records, на котором выпускают лишь один сингл «Jack The Ripper» / «The Stranger». В дальнейшем был заключён контракт с независимым лейблом Swan Records ; подписание этого контракта совпадает с пиком популярности Линка Рея, на волне которой президент лейбла Берни Бинник ( англ. Bernie Binnick ) даёт музыканту полную творческую свободу. Продюсировал записи на Swan Records Вернон.
Вторым синглом Линка Рея стал «Dixie Doodle» / «Rawhide». «Dixie Doodle» была концертным попурри из песен «Dixie» и «Yankee Doodle Dandy»; «Rawhide» была собственной композицией Линка Рея, в которой сочетались прото- сёрфовая гитара и бит в стиле тяжёлого блюза . В многом благодаря «Rawhide» сингл занял 23 место в чарте , став вторым и последним синглом Линка Рея, попавшим в Топ-40. Вслед за ним в 1959 - 1965 гг. Link Wray and his Raymen выпускают ряд по-прежнему интересных и тяжёлых синглов, которые в большинстве своём стали классикой инструментального рока. Несмотря на следование, по большей части, традиционным аккордным схемам, записи звучали изобретательно и разнообразно. Лишь немногие из них оказались неудачными: например, «Trail Of The Lonesome Pine» и «Clair-De-Lune» (последняя даже была аранжирована при участии оркестра), о которых сам Рей позже вспоминал с отвращением.
Первой выпущенной Линком Реем вокальной композицией (и, по причине болезни, одной из немногих в его раннем творчестве) стала «Ain’t That Lovin' You Babe» — кавер-версия блюза Джимми Рида . Линк Рей продемонстрировал сильный вокал, напоминающий ритм-энд-блюзового исполнителя ; в песне слышно тяжёлое дыхание певца, вызванное потерянным лёгким.
Также популярными стали синглы того же времени «Ace Of Spades» и особенно «Jack The Ripper» — главный, после « Rumble », шлягер Линка, который был навеян популярным в то время в Балтиморе танцем «грязное буги» ( англ. dirty boogie ). В отличие от « Rumble », напоминавшей уличную драку, саунд «Jack The Ripper» вызывал ассоциации с автомобильной гонкой. Звук гитарного усилителя Линка был записан в конце длинной гостиничной лестницы, чтобы добиться максимального эффекта эха. В 1963 г. сингл «The Black Widow» / «Jack The Ripper» достиг 64 места в чартах . Также вышедший в 1963 г. сингл «Run Chicken Run» отличался оригинальной гитарной партией, имитирующей цыплячье кудахтанье. «Big City After Dark» стал одним из лучших блюзов Линка Рея благодаря «кричащей», тяжёлой и рваной гитарной партии.
На концертах Линк Рей исполняет много рок-н-ролльной и ритм-энд-блюзовой классики. К сожалению, сохранившиеся записи почти не охватывают этот аспект творчества гитариста, о котором Эд Кинер говорил: «Сложно даже представить себе соул 60-х, сыгранный в манере Линка Рея. Это неописуемо».
В 1960 году выходит первый лонгплей Линка Рея — «Link Wray And The Wraymen», материал которого составили ранние синглы и некоторый новый материал. Затем выходят следующие пластинки: «Great Guitar Hits» (1962), «Jack The Ripper» (1963), «Sings And Plays Guitar» (1964). В 1963 году вышел сборник первых записей Линка Рея, включая « Rumble » — «Early Recordings» (в 2006 г. он был переиздан ). Во второй половине 60-х выходит только один релиз — «Yesterday And Today» (1969), состоявший наполовину из старых хитов, наполовину — из нового материала .
Начиная с 1965 года, популярность Линка Рея у массовой аудитории стала убывать. В дальнейшем его карьера состояла лишь из периодических всплесков более или менее широкой популярности (в основном в Европе), однако для андерграунда Линк всегда оставался уникальной, культовой фигурой.
В начале 1970-х Линк Рей со своим братом Верноном переезжает в Аризону (в конце десятилетия они переедут в Сан-Франциско ). В 1971 году происходит возвращение гитариста к активной творческой деятельности. На лейбле Polydor он выпускает рутс-роковый альбом «Link Wray», на котором активно используются элементы кантри , ритм-энд-блюза , фолк-рока ; Линк приспосабливает свой саунд к достижениям рок-музыки конца 1960-х . В аранжировках активно применялись пианино и мандолина, а звучание гитары вместо тяжёлого, прифуззованного стало мягким (были использованы акустическая гитара, слайд-гитара). На этом альбоме Линк Рей много поёт, причём тексты многих песен говорят о его трудном детстве бедного индейского мальчика. Но попытка столь резкой смены стилистики не увенчалась успехом, и альбом занял в рейтинге Billboard только 116 место .
Влияние кантри и кантри-рока заметно и в следующем лонгплее — «Be What You Want To» (1972), в записи которого принял участие гитарист Grateful Dead Джерри Гарсия . Альбом 1973 года «Beans and Fatback» был ближе к ранним работам Линка Рея, более тяжёлым и рок-н-ролльным. Звучание гитары на «Beans and Fatback» вновь стало напоминать ранние синглы Линка. В начале 70-х Рей отправляется в тур с рокабилли -музыкантом Робертом Гордоном . Выходят новые пластинки «The Link Wray Rumble» (1974) и «Stuck in Gear» (1976).
В 1979 году выходит альбом «Bullshot», на котором заметно влияние Боба Дилана и исполнена кавер-версия его песни «It’s All Over Now, Baby Blue». Однако, и здесь оставались жёсткие гитарные номера, звучавшие почти как настоящий хард-рок (например, «Switchblade» и новые версии «Rawhide» и «The Swag»).
В 1980 году Линк Рей женится на датской студентке Оливии, которая изучала культуру коренных американцев и была моложе его на 25 лет, и переезжает в Данию, где и начинают выходить его записи. В 1980—2000-х гг. было издано немалое количество как переизданий классического материала, так и новых песен. Материал новых альбомов был крайне неровным: на некоторых записях вместо настоящих ударных даже использовалась примитивная драм-машина . Мастерство и рок-н-ролльная ярость Линка ярче проявлялись в концертах того времени (концертный материал также издавался, в частности, в 1995 году вышел концертный альбом на основе американского тура 1987 года «Born To Be Wild: Live In The U.S.A.»). Лучшей из компиляций Линка Рея считается «Rumble! The Best of Link Wray» (1993), в которую вошло 20 записей с разных лейблов, включая один живой трек — безумную и хаотичную версию «Jack The Ripper». Более полный сборник лучших вещей, «Mr. Guitar», вышел в 1995 г. и включал 63 трека. Однако начали выходить и более полные антологии, посвящённые всем периодам раннего творчества Линка Рея. На основе следующих компиляций можно составить детальное представление о раннем творчестве Link Wray and his Ray Men :
Начало активного переиздания классических записей гитариста в 1990-х связано и с гранжевым бумом начала 1990-х, поскольку многие альтернативные музыканты говорили о влиянии Линка Рея на них.
В 1985 году Линк Рей принял участие в церемонии канала MTV «Guitar Greats», где был награждён вместе с Дэвидом Гилмором , Стивом Кроппером , и Дэйвом Эдмундсом .
Последним изданием нового материала стал диск 2000 года «Barbed Wire», куда вошли материалы сессий, проходивших в октябре 1995 — январе 1997 гг.
Как и более ранний диск «Shadowman» (1997), который был признан одной из самых цельных и жёстких поздних работ Линка , он вышел на лейбле . В 1990—2000-х годах Линк Рей совершил несколько гастрольных туров; в 1996—2003 годы в его постоянный аккомпанирующий состав входили басист ( англ. Atom Ellis ) и ударник ( англ. Danny Heifetz ) из группы . В самом последнем туре Линку аккомпанировали члены сиэтлской группы Jet City Fix , а также участник рокабилли -группы The Vibro Champs ударник Гэри Уэйс ( англ. Gary Weiss ) и басист Крис Дей ( англ. Kris Day ). Также в турах Линка Рея сопровождали его четвёртая и последняя жена Оливия Джули Рей (на сцене она иногда подыгрывала ему на тамбурине ) и менеджер .
Линк Рей умер 5 ноября 2005 года в своём доме в Копенгагене . Точная причина его смерти не была названа; его жена и сын сообщили на официальном сайте , что ему стало плохо с сердцем ( англ. his heart was getting tired ). Он был похоронен на кладбище при христианской церкви в восточном пригороде Копенгагена — 18 ноября 2005 года .
Год выпуска | Дата выпуска | Сторона A | Сторона B | Лейбл | Номер |
---|---|---|---|---|---|
1958 | 31 марта | Rumble | The Swag | Cadence | 1347 |
1959 | 12 января | Dixie-Doodle | Rawhide | Epic | 5-9300 |
1959 | 15 июня | Comanche | Lillian | Epic | 5-9321 |
1959 | октябрь | Slinky | Rendezvous | Epic | 5-9343 |
1960 | 7 марта | Trail Of The Lonesome Pine | Golden Strings | Epic | 5-9361 |
1960 | 24 октября | Ain’t That Lovin' You Babe | Mary Ann | Epic | 5-9419 |
1961 | 31 июля | Jack The Ripper | The Stranger | Rumble | 1000 |
1961 | 21 августа | Tijuana | El Toro | Epic | 5-9454 |
1962 | март | Big City Stomp | Poppin' Popeye | Trans Atlas | M687 |
1963 | 16 марта | Rumble Mambo | Hambone | Okeh | 4-7166 |
1963 | 6 апреля | The Black Widow | Jack The Ripper | Swan | S-4137 |
1963 | 21 сентября | Turnpike U.S.A. | Week End | Swan | S-4154 |
1963 | декабрь | Run Chicken Run | The Sweeper | Swan | S-4163 |
1964 | март | The Shadow Knows | My Alberta | Swan | S-4171 |
1964 | июль | Deuces Wild | Summer Dream | Swan | S-4187 |
1965 | 13 февраля | Good Rockin' Tonight | I’ll Do Anything For You | Swan | S-4201 |
Деление на компиляции и номерные альбомы соответствует упоминаниям на официальном сайте Линка Рея. Однако, некоторые официальные компиляции (в частности, 1980-х гг.), не являвшиеся антологиями ранних работ Линка, могли включать новый материал.