Векслер, Александр Григорьевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Дже́ральд ( Дже́рри ) Ве́кслер ( англ. Gerald "Jerry" Wexler ; 10 января 1917 , Бронкс , Нью-Йорк , США — 15 августа 2008 , Сарасота , Флорида , США ) — американский музыкальный журналист, продюсер , руководитель фирмы грамзаписи « Атлантик », в которой руководил историческими звукозаписывающими сессиями. Известен как изобретатель термина « ритм-энд-блюз ». Джерри Векслера также прозвали «крёстным отцом соул -музыки в Америке . Избран в Зал славы рок-н-ролла (1987) (в категории «не исполнители») и в Зал славы блюза (2006) (также в категории «не исполнители»).
Джеральд Векслер родился и вырос в нью-йоркском районе Манхэттен . Отец Джеральда был еврейским эмигрантом из Польши .
Его юность была отмечена прогулами в школе и бильярдными, пока в середине 1930-х он не увлёкся джазом . Когда Джерри Векслер открыл для себя музыку чернокожих артистов, то совершил путешествие в Гарлем , где он, по его словам, мог сидеть, пить и наблюдать «самых зрелищных танцоров, пульcирующих под дымящийся ритм» . Векслер стал частью компании коллекционеров грамплаcтинок и интеллектуалов, которые воспевали трубача * и цитировали Спинозу . Многие из этого круга в конечном итоге стали заметными фигурами в музыкальной индустрии: Джон Хэммонд и Джордж Авакян на « Коламбии », Милт Габлер и Боб Тиле на « Декке », Альфред Лион и Фрэнк Вольф на « Блю ноут », и будущие друзья и партнеры Векслера в «Атлантик» — Ахмет и Несухи Эртегюны .
После службы в армии и опыта журналистики в Канзасе , Джерри в 1946 году вернулся в Нью-Йорк, чтобы продолжить карьеру журналиста и работать в музыкальном бизнесе. Вначале он работал за 125 долларов в неделю в принадлежавшей лейблу Mercury Records паблишинговой компании MRC Music, занимаясь там поиском исполнителей песням , а затем получил работу репортёра в журнале « Билборд », где и сделал себе имя . В 1949 году редакторы журнала прислушались к его предложению изменить название чарта чернокожих артистов c «Расовых записей» ( англ. Race Records ) на «Ритм-энд-блюзовые» . Векслер рассказывал: «„Расовый“ — это тогда был широко употребимый термин, негры употребляли его по отношению к самим себе. Но всё-таки „Расовые записи“ — это нехорошо звучит. Я придумал название, которое, как мне показалось, этой музыке отлично подходило — „ритм-энд-блюз“. Такой заголовок [чарта] больше соответствовал [наступившим] более просвёщенным временам.» .)
В 1951 году Векслер покинул «Биллборд» и стал рекламным директором в издательском отделении лейбла MGM Records . В 1953 году он принял предложение Ахмета Эртегюна и перешёл в фирму грамзаписи «Атлантик» в качестве партнёра по бизнесу и продюсера. Так он начал продюсировать ритм-энд-блюзовые записи. Вскоре он создал себе репутацию первооткрывателя новых талантов, при этом показывая превосходные результаты и с ветеранами тоже . Вместе с Ахметом Эртегюном он стал соруководителем «Атлантик». Джерри Векслер почитал чёрную музыку, в том числе хот- джаз , блюзы шаутеров, госпел . По мнению Стана Корни, Джерри, в отличие от Ахмета, был простым парнем с улицы . За период 1953—1975 годов небольшая ритм-энд-блюзовая фирма грамзаписи выросла в одну из крупнейших в мире . Считается, что усилия Векслера в «Атлантике» помогли приблизить чёрную музыку к массовой аудитории .