Interested Article - Симфонический оркестр

Филармонический оркестр Халиско

Симфони́ческий орке́стр — большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки, преимущественно западноевропейской традиции. В основных чертах (количество групп, состав инструментов) сложился в эпоху ранней венской классики в связи с появлением нового крупного жанра — классической симфонии (отсюда специфическое название). Позднее «симфонической» стала называться вообще любая музыка для данного инструментального состава — в том числе и созданная композиторами мировых национальных школ.

История

Адажио Маленького принца (Композитор Евгений Глебов. «Маленький принц. Балет в 2-х действиях.», 1981 г.), виртуозное исполнение симфонического оркестра Гостелерадио Белорусской ССР, дирижёр Борис Райский.

Истоки симфонического оркестра прослеживают в европейском инструментальном музицировании XVI века, связывая его историю с совершенствованием струнных инструментов. В эпоху барокко оркестр нельзя было представить без клавесина , нередко в состав входили лютня , мандолины . «Классический» состав симфонического оркестра сложился в партитурах Л. ван Бетховена и в музыковедческой литературе именуется «бетховенским» . В этот оркестр, помимо струнных смычковых инструментов, занявших в нём ведущее положение, — скрипок , альтов , виолончелей и контрабасов (так называемого смычкового квинтета, поскольку скрипки делятся на первые и вторые) , — входили парные составы деревянных духовых инструментов (2 флейты , 2 гобоя , 2 кларнета и 2 фагота ) и группа медных духовых (2, 3 или 4 валторны и 2 трубы ); ударные были представлены литаврами .

Во второй половине XIX века «бетховенский» оркестр уже классифицировался как малый симфонический; большой состав оркестра, начало которому также положил Бетховен, в своей Девятой симфонии (1824), отличался от малого не только расширенным составом каждой секции, но и некоторыми дополнительными инструментами: в нём появились малая флейта, контрафагот , тромбоны , треугольник , тарелки и большой барабан . Позже, в эпоху романтизма в симфоническом оркестре появились арфы , тубы , английский рожок , колокола . Уже в 40-х годах XIX века оркестр Берлинской оперы при необходимости мог обеспечить состав в 14 первых и 14 вторых скрипок, 8 альтов, 10 виолончелей, 8 контрабасов, по 4 каждого из деревянных и медных духовых инструментов, литавры, большой барабан, тарелки и 2 арфы. Берлиоз в трактате об инструментовке описал оркестр ещё большего состава, который был необходим для исполнения его собственных партитур. Ещё большее число инструментов включает вагнеровский оркестр .

До начала XIX века дирижёр во время исполнения сам играл — обычно на клавесине или на скрипке. Однако постепенно дирижёры отказались от подобного совмещения.

Состав

Академический симфонический оркестр Московской филармонии
Академический симфонический оркестр Московской филармонии
Симфонический оркестр и хор
Симфонический оркестр и хор

Симфонический оркестр состоит из инструментов, история которых неразрывно связана с историей музыки Западной Европы . Музыка, которая пишется в расчёте на симфонический оркестр (также называемая «симфонической»), как правило, принимает во внимание стиль ( жанровую специфику , музыкальный язык, вплоть до ограничений, налагаемых конструктивными особенностями данного инструмента ), сложившийся в рамках европейской музыкальной культуры.

В отечественном музыковедении принято выделять два вида симфонического оркестра: большой и малый. Однако в этот ряд можно поставить также камерный и струнный оркестры. Все перечисленные коллективы имеют общую историю, структуру, традиции и т. д. Их фундамент составляет группа смычковых струнных инструментов.

С. Попов

Основу большого симфонического оркестра составляют четыре группы инструментов: струнные смычковые , деревянные духовые, медные духовые и ударные . В ряде случаев в оркестр включаются и другие инструменты (прежде всего, арфа , фортепиано , орган , челеста , клавесин ).

Оркестр, требуемый для исполнения некоторых масштабных произведений XIX и XX веков, может включать в себя до 110 музыкантов. Оркестры поменьше могут состоять из не более чем пятидесяти исполнителей: такие коллективы или работают в малых городах, где существование полномасштабного оркестра экономически нецелесообразно, — или специализируются на исполнении более ранней музыки, рассчитанной на небольшие составы, и сочинений, предназначенных композиторами для более камерного музицирования, и могут называться камерными оркестрами . Для обозначения размеров оркестра используется количество представленных в нём исполнителей на деревянных духовых инструментах: состав оркестра, в котором играют два флейтиста, два гобоиста (труб при этом также две, а валторна может быть одна или две пары) и т. д., называют двойным или па́рным, состав с тремя флейтистами и т. д. — тройным. В тройном составе к паре основных деревянных духовых инструментов добавляется его разновидность: к флейтам — флейта-пикколо , к гобоям — английский рожок, к кларнетам — бас-кларнет, к фаготам — контрафагот. При этом исполнитель на этих видах инструментов может совмещать их с основным типом, то есть флейтист-пикколист играть также и на третьей флейте, исполнитель на английском рожке — на третьем гобое, и т. д. При дальнейшем увеличении состава (четверном, пятерном) в группы деревянных духовых инструментов могут быть добавлены альтовая флейта , малый кларнет ( пикколо ) in Es, гобой д’амур , а в группы медных духовых — вагнеровские (валторновые) тубы , или труба-пикколо , разные виды басовых туб, чимбассо.

Некоторые симфонические оркестры исполняют произведения неакадемического характера: популярные эстрадные песни, джазовые композиции, рок-хиты, саундтреки из известных кинофильмов и лёгкую инструментальную музыку эстрадно-джазового направления. В этом случае состав может дополняться такими инструментами, как саксофоны , гитары (акустические или электрические), бас-гитара , электронные клавишные, ударная установка , африканские и латиноамериканские ударные, аккордеон и т.п., благодаря чему такие коллективы иногда характеризуются как эстрадно-симфонические оркестры.

Рассадка оркестра

Схема расположения инструментов

За время появления симфонических оркестров сменилось множество вариантов расположения музыкантов. Время помогло выработать определённый принцип расположения симфонического оркестра.

Во-первых — музыканты хорошо видят дирижёрскую палочку, если их рассадить веерообразно , а дирижёра поместить в месте предполагаемой оси веера.

Во-вторых — все однородные инструменты целесообразнее собрать вместе — в одну линию или группу. Это позволяет музыкантам лучше слышать друг друга в совместной игре и создает компактное, согласованное звучание каждой оркестровой группы.

В-третьих — звучность зависит и от того или иного размещения этих групп по отношению друг к другу. Так как сила звука и количество инструментов в каждой группе оркестра не одинаковы, то хорошая рассадка помогает добиться равномерного звучания всего оркестра.

Ко второй половине XX века сложились два основных типа рассадки оркестра — немецкий и американский.

В России чаще используется американская рассадка .

Вдоль рампы располагаются первые скрипки (слева) и виолончели (справа). Вторые скрипки сидят позади первых, альты сидят за виолончелями справа. Контрабасы находятся за спиной у виолончелей. Посередине сцены расположены два ряда деревянных духовых инструментов (флейты, гобои и кларнеты, фаготы). За ними располагаются медные инструменты — трубы, валторны, тромбоны и туба. Ударные инструменты расположены дальше всего от слушателя — от левого края до центра сцены, где обычно расположены литавры. Арфы находятся с левой стороны от дирижёра.

Немецкая рассадка отличается от американской тем, что виолончели меняются местами со вторыми скрипками, а контрабасы — слева. Медные духовые инструменты сдвигаются направо, в глубь сцены, а валторны смещаются налево. Ударные при такой раскладке располагаются ближе к правой кулисе.

Решение о том, каким способом рассадить оркестр, принимает дирижёр.

Примечания

  1. .
  2. Хохлов Ю. Н. Венская классическая школа // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М. : Советская энциклопедия, 1973. — Т. 1 .
  3. Кендалл А. Хроника классической музыки = The Chronicle of Classical Music. An Intimate Diary of the Lives and Music of the Great Composers / Под ред. Енукидзе Н.. — М. : Издательский дом «Классика-XXI», 2006. — P. 266—267. — 288 p. — ISBN 5-89817-147-9 .
  4. Например, на ряде инструментов симфонического оркестра с фиксированной высотой звука невозможно извлечь интервалы меньше полутона (так называемые микроинтервалы ), по той причине, что такие интервалы не востребованы в музыкальных сочинениях, написанных по законам западноевропейской гармонии .
  5. Попов С. С. Инструментоведение : учебник. — 4-е изд., перераб. — СПб. : Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2022. — С. 14. — ISBN 978-5-8114-9738-6 .
  6. Berlioz H. / Strauss R. , enl., rev. — New York: Edwin F. Kalmus, 1948. — 436 p.
  7. . из оригинала 18 февраля 2013 .

Литература

  • Барсова И.А. // Музыкальная энциклопедия. Том 4. — 1978. — Стб. 83—97.
  • // Большая российская энциклопедия. Том 24. — М. , 2014. — С. 419.
  • Барсова И.А. Книга об оркестре. — М. : Музыка, 1969. — 232 с.
  • Попов С. С. Инструментоведение: учебник. — 4-е изд., перераб. — Санкт-Петербург: Лань: Планета музыки, 2022. — 440 с.​ ISBN 978-5-8114-9738-6 .
  • Рогаль-Левицкий Д.Р. Беседы об оркестре. — М. : МузГИз, 1961. — 287 с.
Источник —

Same as Симфонический оркестр