Interested Article - Тембр
- 2020-05-18
- 1
Те́мбр ( фр. timbre — колокольчик, метка, отличительный знак) — ( обертоновая ) окраска звука ; одна из специфических характеристик музыкального звука (наряду с его высотой , громкостью и длительностью ).
По тембру отличают звуки одинаковой высоты и громкости, но исполненные на различных инструментах , разными голосами, или же на одном инструменте, но разными способами, штрихами и т.п.
Тембр того или иного музыкального инструмента определяется материалом, формой, конструкцией и условиями колебания его вибратора, различными свойствами его резонатора , а также акустикой того помещения, в котором данный инструмент звучит. В формировании тембра каждого конкретного звука ключевое значение имеют его обертоны и их соотношение по высоте и громкости, шумовые призвуки, параметры атаки (начального импульса звукоизвлечения), , характеристики вибрато и другие факторы.
При восприятии тембров обычно возникают различные ассоциации: тембральную специфику звука сравнивают с органолептическими ощущениями от тех или иных предметов и явлений, например, звуки называют яркими , блестящими , матовыми , тёплыми , холодными , глубокими , полными , резкими , насыщенными , сочными , металлическими , стеклянными ; применяются и собственно слуховые определения (например, звонкие , глухие , шумные ) .
В строго научном отношении обоснованная типология тембра ещё не сложилась. Установлено, что тембровый слух имеет зонную природу.
Тембр используется как важное средство музыкальной выразительности: при помощи тембра можно выделить тот или иной компонент музыкального целого, усилить или ослабить контрасты; изменение тембров — один из элементов музыкальной драматургии.
В музыке XX века возникла тенденция средствами гармонии и фактуры усиливать, подчёркивать тембровую сторону звучания ( , кластеры ). Особыми областями для использования художественных свойств и выразительных возможностей тембральной палитры являются сонорика и спектральная музыка .
Весьма обширные банки новых (в основном — искусственно синтезированных) тембров созданы сегодня в области электронной музыки .
См. также
Примечания
- . Дата обращения: 16 марта 2016. Архивировано из 20 марта 2016 года.
Литература
- Назайкинский Е. , Рагс Ю. Восприятие музыкальных тембров и значение отдельных гармоник звука, в кн.: Применение акустических методов исследования в музыкознании, М., 1964.
- Гарбузов Н. Натуральные призвуки и их гармоническое значение, в кн.: Сборник работ комиссии по музыкальной акустике. Труды ГИМНа, вып. 1, М., 1925.
- Гарбузов Н. Зонная природа тембрового слуха, М., 1956.
- Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука, в кн.: Музыкальное искусство и наука, вып 1, M., 1970.
- // Музыкальная энциклопедия. — М. : Советская энциклопедия, 1981. — Т. 5. — С. 488—490. — 1056 с.
- 2020-05-18
- 1