Interested Article - Художественная литература

Художественная литература — вид искусства , использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка . Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового ( музыка , изобразительное искусство ). От прочих видов литературы художественную литературу отличает наличие художественного вымысла . Хyдoжecтвeннaя литepaтypa oбъeдиняeт aвтopcкиe (включaя aнoнимныe) пpoизвeдeния, в oтличиe oт пpинципиaльнo нe имeющиx aвтopa пpoизвeдeний фольклорa .

Художественная литература по родам

Эпос

Э́пос ( др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование») — повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпические произведения описывают внешнюю по отношению к автору объективную действительность. Описание персонажей сконцентрировано на их поведении и поступках, а не на внутреннем мире, как в лирике. Романы-жизнеописания, очень популярные в XIX веке, относятся к эпическим произведениям. Примерами могут служить « Война и мир » Льва Толстого , « Красное и чёрное » Стендаля , « Сага о Форсайтах » Голсуорси и многие другие. Название этот род литературы получил от народных поэм-песен, сложенных в древности, также называемых эпосом .

Эпические жанры : басня , былина , баллада , поэма , миф , новелла , повесть , рассказ , роман , роман-эпопея , сказка , эпопея , художественный очерк.

Лирика

Во глубине сибирских руд, Пушкин , 1827

Лирика — род литературы, который основывается на обращении к сфере внутреннего — к состояниям человеческого сознания, эмоциям, впечатлениям, переживаниям . Даже если в произведениях присутствует повествовательный элемент, лирическое произведение всегда субъективно и сконцентрировано на герое. Характеристиками лирического произведения являются «сжатость», «монологичность», «единство лирического сюжета» и «мгновенность» («точечность», «современность») . Большинство лирических произведений относится к поэзии.

Лирические жанры : ода , послание , стансы , элегия , эпиграмма , мадригал , эклога , эпитафия .

Драма

Драма — род литературы, воспроизводящий прежде всего внешний для автора мир — поступки, взаимоотношения людей, конфликты, но в отличие от эпоса имеющий не повествовательную, а диалогическую форму . В драматических произведениях текст от лица автора носит эпизодический характер, большей частью ограничивается ремарками и пояснениями к сюжету. Большинство драматических произведений пишется для последующей постановки в театре.

Драматические жанры : драма , комедия , трагедия , трагикомедия , водевиль , фарс , мелодрама .

Структурные типы текста

Проза

Дон Кихот и Санчо Панса

Прозаическим считается такой литературный текст, в котором отдельный, независимый от речевого ритм не вторгается в языковую ткань и не влияет на содержание. Известен, однако, целый ряд пограничных явлений: многие прозаики сознательно придают своим произведениям некоторые признаки стихотворности (можно упомянуть сильно ритмизованную прозу Андрея Белого или зарифмованные фрагменты в романе Владимира Набокова «Дар»). О точных границах между прозой и поэзией не прекращается спор литературоведов разных стран на протяжении последнего столетия.

Проза широко используется в беллетристике — при создании романов , коротких историй и т. д. Отдельные примеры таких произведений известны уже много веков, однако в самостоятельную форму литературных произведений они развились относительно недавно.

Роман — наиболее популярная разновидность современной прозы (впрочем, в литературе известен и роман в стихах ) — представляет собой достаточно длинное повествование, охватывающее значительный период жизни одного или нескольких персонажей и описывающее этот период с глубокой подробностью. Как распространённый жанр романы появились сравнительно поздно, хотя уже в позднеантичное время сложился античный роман , во многом близкий по устройству и задачам к современному. Среди ранних классических образцов европейского романа можно выделить « Гаргантюа и Пантагрюэля » ( 1533 1546 ) Франсуа Рабле и « Дон Кихота » ( 1600 ) Сервантеса . В азиатской литературе к роману в современном понимании близки более ранние произведения — например, китайский классический роман « Троецарствие » или японский « Гэндзи-моногатари » («Повесть о принце Гэндзи»).

В Европе ранние романы не рассматривались в качестве серьёзной литературы, их создание казалось совсем не трудным. Позже, однако, стало ясным, что и проза может обеспечивать эстетическое удовольствие без привлечения поэтических техник. Вдобавок, отсутствие жёстких рамок поэзии позволяет авторам глубже сосредоточиться на содержании произведения, полнее работать с деталями сюжета, по сути, полнее, чем это можно ожидать даже от повествований в стихотворной форме. Такая свобода также позволяет авторам экспериментировать с различными стилями в рамках одного произведения.

Поэзия

В общем случае, стихотворение — это литературное произведение, обладающее особой ритмической структурой, не вытекающей из естественного ритма языка . Характер этого ритма может быть различным в зависимости от свойств самого языка: так, для языков, в которых большое значение имеет различие гласных звуков по долготе (таков, например, древнегреческий язык ), естественно возникновение стихотворного ритма, построенного на упорядочении слогов по признаку долготы/краткости, а для языков, в которых гласные различаются не долготой, а силой выдоха (подавляющее большинство современных европейских языков устроено именно так), естественно использование такого стихотворного ритма, который упорядочивает слоги по признаку ударности/безударности. Так возникают разные .

Для русского слуха привычный облик стихотворения связан с силлабо-тоническим ритмом и наличием в стихотворении рифмы , но ни то, ни другое не является в действительности необходимой чертой поэзии, отличающей её от прозы. В целом роль ритма в стихотворении состоит не только в придании тексту своеобразной музыкальности, но и в том воздействии, которое этот ритм оказывает на смысл: благодаря ритму некоторые слова и выражения (например, оказавшиеся в конце стихотворной строки, зарифмованные) оказываются в стихотворной речи выделенными, акцентированными.

Поэтическая речь раньше, чем прозаическая, была осознана как особое явление, свойственное именно литературному тексту и отличающее его от обычной бытовой речи . Первые известные литературные произведения — по большей части, древние эпосы (например, шумерское « Сказание о Гильгамеше », датируемое около 2200—3000 лет до н. э.) — это тексты стихотворные. В то же время стихотворная форма не обязательно связана с художественностью: формальные особенности поэзии помогают ей выполнять мнемоническую функцию, а потому в разное время в разных культурах были распространены научные, юридические, генеалогические , педагогические сочинения в стихах.

Художественная литература по периодам

Древняя литература

Илиада Манускрипт 11 века

Первым периодом появления художественной литературы как вида искусства считается античность средиземноморская цивилизация I тысячелетия до н. э. Античная литература — это литература древних греков и римлян , состоящая из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской . Исторически греческая литература предшествовала римской.

Одновременно с античной культурой в бассейне Средиземного моря развивались другие культурные ареалы, среди которых выдающееся место занимала древняя Иудея . Античная и иудейская культура стали основой всей западной цивилизации и искусства.

Параллельно с античной развивались другие древние культуры и, соответственно, литературы: , древнеиндийская , , древнееврейская . Древнеегипетская литература переживала на тот момент период расцвета.

В античной литературе сформировались основные жанры европейской литературы в их архаических формах и основы науки о литературе . Эстетическая наука античности определила три основные литературные рода: эпос , лирику и драму ( Аристотель ), эта классификация сохраняет своё базовое значение до сегодняшнего дня.

Литература Средневековья

Зарождение и развитие литературы Средневековья IV V и до XV века ) определяется тремя основными факторами: традициями народного творчества , культурным влиянием античного мира и христианством .

Своей кульминации средневековое искусство достигло в XII XIII веках . В настоящее время средневековую литературу принято разделять на латинскую литературу и ( романских и германских ). Жанровое деление латинской литературы в целом воспроизводило античное. Популярен был животный эпос .

Литература эпохи Возрождения

Если средневековая литература была преимущественно христианской, то в эпоху Возрождения на фоне общего интереса к античности возрождается также интерес к античной литературе, художественная литература всё больше ориентируется на светские сюжеты, проявляются гуманистические тенденции. Начальным этапом литературы Возрождения традиционно считается творчество Данте , его « Божественная комедия » сочетает в себе элементы как средневековой литературы (форма — загробное видение, аллегорическое содержание), так и не свойственные средневековой литературе элементы мистики, пантеизма, образ простой девушки Беатриче . В эпоху Возрождения расцветает драматическое искусство ( Шекспир , школа Лопе де Вега ), появляются гуманистические утопии ( Томас Мор , Томазо Кампанелла ), а также острая сатира, например « Гаргантюа и Пантагрюэль » Рабле . Изобретение Гутенбергом книгопечатания в 1455 году сделало художественную литературу в этот период гораздо более доступной.

Литература Просвещения

Литература эпохи Просвещения характеризуется поворотом к рационализму. Для этого периода характерна вера в прогресс и всемогущество человеческого разума. « Путешествия Гулливера » Джонатана Свифта и « Робинзон Крузо » Даниэля Дефо — яркие примеры подобной литературы. Под влиянием идей просвещения сформировалась прежде всего литература Классицизма , однако позже ей на смену пришёл сентиментализм , направленный на нравственное воспитание и уделяющий большое внимание внутреннему миру человека( Руссо , Шодерло де Лакло ).

Литература XIX века

Повесть о двух городах , Диккенс, 1859

Литература XIX века развивалась в двух основных направлениях, это литература романтизма и литература реализма . Романтизм как литературное направление развился из сентиментализма и характеризуется интересом к мистике ( Майринк , М. Шелли , Гофман ), фольклору ( братья Гримм ), простому человеку ( Гюго ), другим культурам ( Байрон , Ф. Купер ). В рамках романтизма сформировалась фантастика , детектив , приключенческая литература .

Реализм хорошо охарактеризовал Бальзак , который считается классиком реализма. Он говорил: «Я описываю мужчин, женщин и вещи» . Произведения реализма не поучают, не идеализируют, не дают моральных оценок. Они описывают жизнь и позволяют читателю самому делать выводы. Важным элементом реализма является всестороннее беспристрастное описание внутреннего мира героев. Наиболее характерными писателями реализма являются Бальзак , Диккенс , Толстой , Достоевский и другие.

Литература модернизма

Памятник Джеймсу Джойсу в Дублине

В начале XX века серьёзные изменения в обществе в целом коснулись также искусства и литературы.

«Мне представляется, что модернисты сознательно устремлены к тому, чтобы создать совершенно новую литературу. Это следствие их ощущения, что наша эпоха во многих отношениях беспрецедентна и стоит вне любых условностей прошлого искусства и литературы» ( С. Спендер ) .

Хронологически модернизм укладывается в рамки первой половины двадцатого века, тематически связан с индустриализацией, урбанизацией, ужасами Первой Мировой войны. Модернисты обращаются к описанию тонкостей человеческой психики ( В. Вулф ), теме сексуальности ( Д. Г. Лоуренс ), их характеризует аполитичность и пацифизм ( Э. Хемингуэй ).

Классическим примером модернистской литературы считается роман Дж. Джойса « Улисс », творчество Т. С. Элиота , М. Пруста .

Литература постмодернизма

Постмодернизм постепенно пришёл на смену модернизму в середине XX века. Его сложно однозначно охарактеризовать, так как в рамках постмодернизма существует множество различных подходов. Это гипертекст , когда порядок прочтения не диктуется автором, а выбирается читателем, интертекстуальность, характеризующаяся аллюзиями на другие произведения, а иногда и сознательным заимствованием, отсутствие развязки сюжета или наличие нескольких альтернативных развязок, смешение стилей, ирония, игра и чёрный юмор.

К постмодернизму можно также отнести магический реализм , жанр, зародившийся в Южной Америке и характеризующийся включением магических элементов в реалистическое повествование. Роман « Сто лет одиночества » Г. Г. Маркеса является ярким примером магического реализма. В России к этому направлению относят Чингиза Айтматова .

К постмодернизму относят также Бит-поколение .

Художественные методы и направления

Труды Мольера
  • Барокко — направление, характеризующееся сочетанием реалистических описаний с их аллегорическим изображением. Широко использовались символы, метафоры, театральные приёмы, насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность).
  • Классицизм — направление, основным предметом творчества которого был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня ( Ж. Лафонтен ), сатира ( Буало ), комедия ( Мольер ).
  • Сентиментализм — направление, делающее упор на читательское восприятие, то есть на чувственность, возникающую при их прочтении, отличается склонностью к идеализации и морализаторству.
  • Романтизм — многоплановое направление, характеризующееся интересом к возвышенному, фольклору, мистике, путешествиям, стихиям, теме добра и зла.
  • Реализм — направление в литературе, наиболее правдиво и беспристрастно описывающее реальный мир, сосредоточенное на описании близких к реальным судеб, обстоятельств и событий.
  • Натурализм — поздняя стадия развития реализма в литературе конца XIX-начала XX века. Писатели стремились к наиболее бесстрастному и объективному воспроизведению реальности методами литературного «протоколирования», к превращению романов в документ о состоянии общества в определённом месте и времени. Публикация многих произведений сопровождалась скандалами, так как натуралисты не стеснялись откровенно фиксировать быт грязных трущоб, злачных мест и борделей — тех мест, которые в более ранней литературе изображать было не принято. Человек и его поступки понимались как обусловленные физиологической природой, наследственностью и средой — социальными условиями, бытовым и материальным окружением.
  • Символизм — направление, в котором символ становится основным элементом. Символизм характеризует экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний. Символисты использовали недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Всё «природное» представало лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения.
  • Авангардизм — многозначный термин, характеризующий антитрадиционный по форме способ выражения.
  • Модернизм — совокупность течений в литературе первой половины XX века. Связан с такими понятиями, как поток сознания , потерянное поколение .
  • Социалистический реализм — направление в литературе Советского Союза и стран Соцсодружества, носившее пропагандистский характер и поддерживавшееся властью с целью идеологического воспитания народа и построения коммунизма. Прекратил своё существование после падения Коммунистического режима и отмены цензуры.
  • Постмодернизм — направление в литературе, основанное на игре со смыслами, иронии, нестандартном построении текстов, смешении жанров и стилей, вовлечении читателя в процесс творчества.

Мейнстрим, интеллектуальная проза и жанровая литература

Для литературы мейнстрима самое главное — это развитие характера персонажей, философия и идеология. Такая литература пишется на стыке жанров. Её авторы настолько отличаются друг от друга, что их произведения сложно сортировать по какому-либо признаку.

ориентирована на узкий круг ценителей и претендует на элитарность.

В жанровой литературе самое главное — это сюжет , который, как правило, строится в точном соответствии литературному жанру ( детектив , приключения , любовный роман , фэнтези и т. п.) При этом в жертву приносятся другие элементы повествования, например, развитие характера персонажей .

Элементы художественного произведения

Мир литературного произведения — это всегда условный, создаваемый с помощью вымысла мир, хотя он и основан на реальности.

В литературных произведениях изображаются события, составляющие сюжет (даже в лирической поэзии некоторые усматривают сюжет ). Многие изображённые события складываются из поступков персонажей . Сюжет может быть однолинейным или многолинейным.

Способы воплощения сюжета в тексте могут быть различными. Наррация («рассказывание») как процесс возможна лишь в форме того или иного режима повествования, предполагающего, помимо многих других аспектов, выбор повествовательной точки зрения (например, от первого лица , от третьего лица) и выбор «голоса» нарратора ( англ. narrative voice ) — техники подачи сюжетной информации, например с помощью прямого воспроизведения мыслей и чувств персонажа, создания иллюзии безусловного присутствия нарратора при всех событиях, чтения чужого письма, пересказа с чужих слов, догадок и проч. Кроме того, режим повествования предполагает конструирование идиолекта нарратора — речевых черт лица, ведущего повествование (« рассказчика » или «повествователя»), от нейтрального, стёртого, «нулевого» в плане фразеологии до оригинального, настоящей речевой маски, в наиболее яркой форме воплощаемой в форме сказа , нарративная специфика которого заключается в выстраивании стилистико - дискурсивного противостояния автора и рассказчика.

Оценка литературного творчества

Литературоведение — наука, занимающаяся изучением литературы. К области литературоведения относятся теория литературы, история литературы и литературная критика. Литературная критика занимается оценкой и анализом литературных произведений, определяет их достоинства и недостатки, принадлежность к различным жанрам и направлениям, взаимосвязи с другими литературными произведениями, анализирует влияние произведения на читателя.

Литературные журналы

Литературный журнал — журнал, посвящённый литературной критике и публикующий произведения художественной литературы . Бывают как общелитературные, так и представляющие какое-то одно литературное направление.

В России и СССР литературно-художественные журналы полноценного объёма (240—256 полос) получили название — «толстые журналы» (без кавычек).

Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, редактор толстого художественного журнала и председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой Массолит, а молодой спутник его — поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный.

Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»

Списки литературных институций

Художественная литература по принадлежности авторов

Персоналии

См. также

Примечания

  1. Татьяна Васильевна Жеребило. . — Пилигрим, 2010. — 485 с. — ISBN 978-5-98993-133-0 .
  2. . Дата обращения: 27 апреля 2013. Архивировано из 28 апреля 2013 года.
  3. Кожинов В. В. К проблеме литературных родов и жанров // Теория литературы. Основные понятия в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М., 1964. С.46
  4. www.bukinistu.ru. Дата обращения: 2 января 2020. 6 мая 2012 года.
  5. Под редакцией проф. Горкина А.П. Бальзак // Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . — 2006.
  6. . Дата обращения: 27 апреля 2013. 2 января 2013 года.
  7. . Газета.Ru . Дата обращения: 2 января 2020. 2 января 2020 года.
  8. Барякина, Эльвира. . Дата обращения: 29 марта 2014. 10 августа 2014 года.
  9. . Дата обращения: 7 мая 2021. 9 мая 2021 года.

Литература

  • М.: Наука, 1983—1994
Источник —

Same as Художественная литература