Серебряный век
- 1 year ago
- 0
- 0
Сере́бряный век — название периода в истории русской поэзии, относящегося к концу XIX—началу XX веков , данное по аналогии с Золотым веком (начало XIX века). На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев , поэты и критики Николай Оцуп , Владимир Маяковский .
Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. Условно Серебряный век датируется 1890-ми годами — первым 20-летием XX века . Если в определении начала Серебряного века исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 1880-х —1890-х годов, то конец этого периода вызывает споры. Одни исследователи полагают, что Серебряный век окончился с началом Гражданской войны . Другие полагают, что Серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва . Также существует точка зрения, что концом Серебряного века можно считать рубеж 1920—1930-х годов, связанный с самоубийством Владимира Маяковского .
Новое литературное направление , — символизм , явилось порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX века. Кризис проявился в негативной оценке прогрессивных [ источник не указан 2374 дня ] общественных идей, в пересмотре моральных ценностей, в утрате веры в силу научного сознания , в увлечении идеалистической философией . Русский символизм зарождался в годы крушения народничества и широкого распространения пессимистических настроений. Все это обусловило тот факт, что литература Серебряного века ставит не злободневные социальные вопросы, а глобальные философские. Хронологические рамки русского символизма — 1890-е годы—1910 год. На становление символизма в России повлияли 2 литературные традиции:
Символизм не был однородным. В нём выделялись школы и течения (например, «старшие» и «младшие» символисты)
К «старшим» символистам относятся:
«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт, прежде всего, — творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.
К «младшим» символистам относятся А. А. Блок , А. Белый , В. И. Иванов . «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном ключе. Для них символизм был философией, преломлённой в поэтическом сознании.
Акмеизм (адамизм) был основан символистами и противостоял одноимённому направлению. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова (с позиций «трудное служение поэта в миру»). Его становление связано с деятельностью поэтической группы « Цех поэтов ». Основателями акмеизма были Николай Гумилёв и Сергей Городецкий . К течению присоединились жена Гумилёва Анна Ахматова , а также Осип Мандельштам , Михаил Зенкевич , Георгий Иванов .
Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего. Родоначальниками русского футуризма считаются члены петербургской группы « Гилея ». «Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов, существовали также эгофутуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), группы « Центрифуга » и « Мезонин поэзии » в Москве , а также группы в Киеве , Харькове , Одессе , Баку .
В России «кубофутуристами» называли себя « будетляне », члены поэтической группы « Гилея ». Для них был характерен демонстративный отказ от эстетических идеалов прошлого, эпатаж , активное использование окказионализмов . В рамках кубофутуризма развилась « заумная поэзия ». К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников , Елена Гуро , Давид и Николай Бурлюки , Василий Каменский , Владимир Маяковский , Алексей Кручёных , Бенедикт Лившиц .
Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Эгофутуризм был явлением кратковременным. Бо́льшая часть внимания критики и публики была перенесена на Игоря Северянина , который достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции полностью изменил стиль своей поэзии. Большинство эгофутуристов либо быстро изживали стиль и переходили в другие жанры, либо вскорости совершенно оставляли литературу. Помимо Северянина, к этому течению в разное время примыкали Вадим Шершеневич , Рюрик Ивнев и другие .
Понятие «крестьянская поэзия», вошедшее в историко-литературный обиход, объединяет поэтов условно и отражает только некоторые общие черты, присущие их миропониманию и поэтической манере. Поэты, причисляемые к данному направлению, себя так не называли и не образовывали литературного объединения или направления с единой теоретической платформой. Однако всем «новокрестьянским» поэтам в той или иной мере были присущи обращения к теме деревенской России (вопреки России «железной»), связь с миром природы и устного народного творчества . Вместе с тем им были внятны и стилевые устремления «русского модерна ».
Известнейшими новокрестьянскими поэтами периода Серебряного века были Николай Клюев , Пётр Орешин , Сергей Клычков и Сергей Есенин .
Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа . Основное выразительное средство имажинистов — метафора , часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов: прямого и переносного [ источник не указан 2363 дня ] . Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж , анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. Основатели имажинизма — Анатолий Мариенгоф , Вадим Шершеневич , Сергей Есенин . К имажинизму также примыкали Рюрик Ивнев и Николай Эрдман .
|
Этот раздел статьи
ещё
не написан
.
|
|
Этот раздел нуждается в переработке.
|
|
В статье
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|