Interested Article - Триолет

Триоле́т ( фр. triolet ) — стихотворение ( твёрдая форма ) из восьми строк на две рифмы , при этом первый стих в обязательном порядке повторяется в четвёртой и седьмой, а второй стих — в завершающей строке. В результате образуются рифменные схемы ABaA abAB или же ABbA baAB (заглавными буквами обозначены повторяющиеся строки). Наиболее обычным стихотворным размером для триолета является четырёхстопный ямб .

Считается, что триолет возник во Франции в Средние века . В России первые опыты в этой форме принадлежали, на рубеже XVIII—XIX веков, Анне Буниной и Николаю Карамзину . Затем традиция русского триолета была основательно забыта (хотя триолет и встречается эпизодически — например, у Алексея Кольцова , 1830 ) и возродилась в модернистскую эпоху у таких авторов, как Константин Фофанов , Константин Бальмонт , Валерий Брюсов , Игорь Северянин , Анна Радлова . Целые сборники триолетов были написаны Фёдором Сологубом , Иосифом Каллиниковым , и Иваном Рукавишниковым . Между 1915 и 1918 годами вышли в свет три сборника Иосифа Каллиникова , содержащие не только отдельные триолеты, но также и поэмы в триолетах. Поэт-символист Иван Рукавишников стал автором двух книг триолетов и статей о твердых строфических формах в «Литературной энциклопедии» 1925 года .

Несмотря на неоспоримую оригинальность идеи, «упорное повторенье» мешает развитию сюжета, затормаживает действие. Чтобы каким-то образом оживить повествование, автору приходится использовать неполные повторы стихов, что само по себе является отклонением от канона и вызывает сомнения в необходимости избранной стихотворной формы. Привычной формой триолета была и остается наиболее подходящая для него одиночная строфа, строфа-произведение, содержащая в себе кратко сформулированную мысль, основным носителем которой являются первая и вторая строки (они же заключительные). Поистине ошеломляющую популярность триолет приобрел в русской поэзии начала 20-го века. Поэты Серебряного века в корне изменили отношение к стихотворной форме, переставшей после них быть внешним, случайным и малосущественным элементом поэтического творчества. По достоинству оценили они, в частности, и эстетические возможности триолета. Marina Leuschel — Из истории триолета

В современной поэзии триолет встречается у отдельных авторов, склонных к стилизации.

Примеры русских триолетов

«Лизета чудо в белом свете»,
Вздохнув, я сам себе сказал:
«Красой подобных нет Лизете;
Лизета чудо в белом свете;
Умом зрела в весеннем цвете».
Когда же злость её узнал…
«Лизета чудо в белом свете»,
Вздохнув, я сам себе сказал.
ABaAabAB

Николай Карамзин


ТРИОЛЕТ НАТАШЕ

Ах! должно, должно быть бездушным,
Чтобы Наташу не любить!
Чтоб, зря её, — быть равнодушным,
Ах! должно, должно быть бездушным!
Я сердцу вечно был послушным,
Так как же мне не говорить:
«Ах! должно, должно быть бездушным,
Чтобы Наташу не любить!»
ABaAabAB

Кондратий Рылеев , 1817 или 1818


Твой лик загадочный и нежный
Как отраженье в глубине,
Склонился медленно ко мне.
Твой лик загадочный и нежный
Возник в моем тревожном сне.
Встречаю призрак неизбежный:
Твой лик, загадочный и нежный,
Как отраженье в глубине.
ABbAbaAB

Валерий Брюсов


Сказал в душе своей: Поэт
И верь ему в делах и слове.
В кругу житейских благ и бед.
Сказал в душе своей: Поэт
И вот твой храм. И вот твой свет.
Во всех сомненьях наготове.
Сказал в душе своей: Поэт
И верь ему в делах и слове.
ABaAabAB

Иван Рукавишников («Триолеты. Книга Вторая», 1922 )


Какая сладкая отрава
Легко звенящий триолет!
Его изящная оправа,
Какая сладкая отрава
И вечно детская забава,
Когда владеет ей поэт.
Какая сладкая отрава
Легко звенящий триолет.
ABaAabAB

Иосиф Каллиников («Иосиф Каллиников. Триолет», 1915 )

Я не люблю мороз и снег!
Глотая жаркий, южный кофий
Смотрю с тоскою, как Прокопий
Сгребает с горки жуткий снег…
Но в час ленивый пряных нег
Когда мечты туманит опий,
Сравняв с шербетом белый снег,
Хочу я снега в чёрный кофий!

гр. Нина Подгоричани («Сибири. Триолеты», 1919 )


Не страшно жить, не трудно умереть,
но боязно безумствовать напрасно,
когда душа готовится прозреть.
Не страшно жить, не трудно умереть,
когда судьба отчетлива на треть,
а зоркость иллюзорная прекрасна.
Не страшно жить, не трудно умереть,
но боязно безумствовать напрасно.
ABaAabAB

Нина Самойлович, 1979


Как упоительны в России вечера!..
Любовь, шампанское, закаты, переулки.
Ах, лето красное! Забавы и прогулки,
Как упоительны в России вечера.
Балы. Красавицы. Пролётки. Нумера.
И вальсы Шуберта, и хруст французской булки,
Любовь, шампанское, закаты, переулки,
Как упоительны в России вечера!..
ABbAabBA

Виктор Пеленягрэ
  1. «Всё куплю», – сказало злато! «Всё возьму, – сказал булат, – Недалёк уж твой закат, Всё ли куплено за злато? Слава ль русского солдата? Лучший в мире ль автомат? Всё ли куплено за злато?!» «Всё возьму!» – сказал булат.
Аскольд Лозевский "Триолет Грядущему"

Примечания

  1. А. Квятковский. Поэтический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — С.310-311.
  2. М. Л. Гаспаров. Русские стихи 1890-х-1925-го годов в комментариях . — М.: Высшая школа, 1993. (ссылка проверена 20 сентября 2010)
  3. от 8 декабря 2015 на Wayback Machine (ссылка проверена 20 сентября 2010)

Литература

Ссылки

  • (ссылка проверена 20 сентября 2010)
Источник —

Same as Триолет