Interested Article - Метареализм

Метареализм — течение (или школа) в поэзии 1970—1990-х годов XX века, означающее «метафизический», а также «метафорический реализм» . Сходным образом это течение определяет поэт Константин Кедров , вводя термин метаметафоризм .

Термин

Термину метареализм за пять лет до его появления предшествовал термин Константина Кедрова — метаметафора . Тогда же, в 1979 году, Константин Кедров впервые представил публике трёх поэтов- метаметафористов Парщикова , Ерёменко и Жданова — в каминном зале ЦДРИ . В печати термин впервые опубликован в журнале «Литературная учёба» (1984, № 1) в манифесте К. Кедрова «Метаметафора Алексея Парщикова». В 1989 году в его же монографии «Поэтический космос» издательства « Советский писатель » опубликована глава «Рождение метаметафоры». Термин метареализм предложен Михаилом Эпштейном и обнародован пять лет спустя после вечера трёх метаметафористов в каминном зале ЦДРИ, о котором вспоминает Юрий Арабов , но на котором Эпштейн не присутствовал.

8 июня 1983 года в том же Центральном доме работников искусств Эпштейн зачитал «Тезисы о метареализме и концептуализме» в начале дискуссионного вечера «К спорам о метареализме и концептуализме» . С тех пор этот термин вошёл во все основные энциклопедии и словари, например, в «Словарь литературных терминов» ; некоторые представители школы вошли также и в « Британнику » (статья «Русская литература XX века») . Поэзия метареализма, именно в её понимании как сугубо российской школы поэзии, по сравнению с другими тенденциями или направлениями в современной русской поэзии, обращала и обращает на себя значительное внимание в литературных кругах США (начиная с конца 1980-х и по сегодняшний день) .

Согласно М. Эпштейну, «метареализм напряжённо ищет ту реальность, внутри которой метафора вновь может быть раскрыта как метаморфоза, как подлинная взаимопричастность, а не условное подобие двух явлений. Метареализм — это не только „метафизический“, но и „метафорический“ реализм, то есть поэзия той реальности, которая спрятана внутри метафоры и объединяет её разошедшиеся значения — прямое и переносное». Основным тропом метареальной поэзии, по Эпштейну, является метабола, отличная и от метафоры , и от метонимии . "Метабола — это образ, не делимый надвое, на прямое и переносное значение, на описанный предмет и привлеченное подобие, это образ двоящейся и вместе с тем единой реальности." .

Современными исследователями не разграничиваются термины «метабола» М. Н. Эпштейна и «метаметафора» К. Кедрова. См. также: К. Кедров, «Энциклопедия метаметафоры» (2000, ДООС). Кроме того, понятие «метафизический реализм» , введённое Юрием Мамлеевым , не имеет ничего общего ни с метареализмом, ни с метаметафорой, ни с метаболой.

Что такое «Мета»?

Алексей Парщиков в интервью с Константином Кедровым «Константин Кедров и его концепция» (Комментарии) подробно рассматривает в форме вопросов, обращённых к К. Кедрову, что именно означает термин «метаметафора» . Для К. Кедрова метаметафора есть синоним его же двух понятий: выворачивание и инсайдаут. Книга К. Кедрова «Инсайдаут» (М, 2001, «Мысль», по сообщению МИНЦ (международного информационного нобелевского центра) находится в Нобелевской научной библиотеке в Стокгольме за № 688.

В «Заметках о мета» В. Аристов также указывает, что термину метареализм предшествовал термин метаметафора К.Кедрова. На это же обстоятельство указывает Алексей Парщиков в интервью А.Шаталову в « Книжном обозрении »

Русский метареализм и многое из того, что может быть соотнесено с ним, особенно сейчас, в 2000-е гг., воспринимается поэтами, лингвистами и даже философами США как одна из возможностей преодолеть тупики не только в дуализме собственного образно-метафорического плана мышления в англо-американском литературном языке как таковом, но и связанного с редукцией возможностей языка описания даже социального (плюс религиозного) позитивизма мышления в целом, в которых оказались американское общество и англо-американский язык вообще в настоящее время. . Хотя (опять же, в отличие от концептуалистов) метареалисты 1980-х и не написали никакого собственного « манифеста », где бы четко излагались позиции и формулировки их литературной школы (или направления), это отнюдь не означает, что таковые не существовали — а просто, что писание литературных манифестов не входило в намерения участников движения (о чём неоднократно, например, говорил А.Парщиков). Это было связано ещё и со сложностью самого философского- метафизического содержания того, что есть «мета», которое многие из участников понимали (что естественно и нормально) по-разному, то есть вполне индивидуально. К примеру, Владимир Аристов в своих рефлексивных «заметках» 1997 г. о том, что есть «мета», так прямо и писал, что «мета» есть то что «мы» (то есть, поэты-«метареалисты») по-прежнему «пытаемся осознать» . Неоднократно, особенно А. Парщиковым и В. Аристовым, высказывалась мысль и о том, что «Монадология» Лейбница является уже как бы готовым манифестом метареализма, так как монада и есть «мета-метафора» (или, что вернее, каждое отдельное метареалистическое произведение являет собой, если воспользоваться метафорой Мандельштама , некий «океан без окна, вещество», то есть отдельную уникальную, духообразную и самомыслящую монаду, которая, по Лейбницу, «не имеет окон», но обязательно соотнесена с другими монадами). В настоящее время самими поэтами-«метареалистами», группа которых все время расширяется как за счет пишущей поэзию и «внежанровую» прозу молодежи, так и за счет тех, кто никогда раньше не соотносили себя с «метареализмом», делаются дальнейшие попытки (одновременно творческие и сугубо теоретические) заново дать определение не столько самой этой (уже названной Эпштейном) школе, сколько поэтическим, мистическим, метафизическим потенциалам, заложенным в понятии « мета-метафоры » и «метакода» конца 1970-х-начала 1990-х гг., то есть тому, что есть для и внутри самих этих терминов приставка «мета» и какие пути постижения образа (как-то: множественные реальности /единственность реальности, теория множественности мимезисов , теория динамичного хаоса , «невизуальная метафора », нахождения в ней и за счет/вне её новых конфликтов , и т. д. ) ведут к его, образа, именно «уникальности» как « бытия » (то есть, к той самой « ауре », которую «вещь», по В.Беньямину , становясь «массовой», то есть переходя в масскультуру , как раз и «теряет»). Именно в этом современный «метареализм» и видит своё главнейшее отличие от современного российского « концептуализма ».

Поэты-метареалисты

Примечания

  1. Epstein M. N. от 27 сентября 2013 на Wayback Machine // Russian Postmodernism: New Perspectives on Post-Soviet Culture. — New York, Oxford: Berghahn Books, 1999. — pp. 105—112.
  2. Адрова, Ольга . Независимая газета (30 января 2014). Дата обращения: 9 июля 2018. 9 июля 2018 года.
  3. Арабов, Юрий . Иннокентий Марпл . NGO Fabrika EMC2. Дата обращения: 9 июля 2018. 9 июля 2018 года.
  4. Эпштейн М. Н. от 6 ноября 2016 на Wayback Machine . — М.: Высшая школа , 2005. — С. 163—195.
  5. Вопросы литературы , № 5, с. 64-72
  6. After the Future: the Paradoxes of Postmodernism & Contemporary Russian Culture. , 1995, 416 p. ISBN 0-87023-973-2 , ISBN 0-87023-974-0 ; см. о «метареализме» как «мета-физическом реализме» и «мета-форическом» реализме" на с. 40, а также с. 47-50
  7. Эпштейн М. Н. [slovar.lib.ru/dictionary/metarealizm.htm Метареализм] // Словарь литературных терминов
  8. // Britannica Online Encyclopedia
  9. Из последних публикаций см.: Gibbons, Reginald On Russian Meta-Realist Poetry: A Conversation with Ilya Kutik (англ.) , Mar/Apr 2007. Ранее в США вышла антология «Third Wave: The New Russian Poetry» Ed. K. Johnson & S. M. Ashby. Preface by M. Epstein, A. Wachtel, A. Parshchikov. University of Michigan Press , 1992 ISBN 0-472-06415-0 . В предисловии к ней и в отдельных персоналиях уже была проведена чёткая эстетическая граница между метареализмом и концептуализмом (см. с. 10, 53, 184). О метареализме делаются (особенно американцами, очень часто не имеющими отношения к так называемой « славистике ») бесконечные доклады на всевозможных конференциях, пишутся статьи, диссертации и даже книги.
  10. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX-XX веков. . — М. : Советский писатель, 1988. — С. С. 286..
  11. Пишет Николай Подосокорский2016-06-14 23:16:00 Николай Подосокорский philologist 2016-06-14 23:16:00. . philologist.livejournal.com. Дата обращения: 12 марта 2019. 4 июля 2019 года.
  12. Edmond, Jacob // Spring 2006 27(1): 97-124
  13. Аристов В. В. от 30 сентября 2007 на Wayback Machine // Журнал поэзии. — М.: Изд. дом Русанова, 1997. — Вып.4 (16). — С. 48-60.

Ссылки

  • Статья 1986 года , с дополнениями, вошла в книгу: M. Эпштейн. Парадоксы новизны. О литературном развитии Х1Х-XX веков. Москва: Советский писатель, 1988, с.139-176.

Литература

  • Кедров К. А. «Поэтический космос» М.Советский писатель 1989 (Глава «Рождение метаметафоры»)
  • Кедров К. А. . — М.: Университет Натальи Нестеровой , Учебное пособие 2002. — 318 с. ISBN 5-901617-03-7 * Кедров К. А. Энциклопедия метаметафоры М. 2000 ДООС * Кедров К. А. Инсайдаут М Мысль 2001 (см. Метаметафора в разделе Компендиум) * Кедров К. А. Метаметафора М.1999 ДООС изд. Елены Пахомовой
  • // Секции «Наука и новая система познания» ( МЦР 26-27 июня 2003 г.) и «Космическое мироощущение в искусстве» ( МЦР 10-11 сентября 2003 г.)
  • Скоропанова И. С. [yanko.lib.ru/books/cultur/skoropanova-russ-postmodern-lit.htm Русская постмодернистская литература] Учеб. пособие. — 3-е изд., изд., и доп. — М.: Флинта: Наука , 2001. — 608 с. ISBN 5-89349-180-7 (Флинта) ISBN 5-02-011617-3 (Наука). С. −222, 383
  • // Чупринин С. И. Словарь «Русская литература сегодня: Жизнь по понятиям»
  • Юкка Малинен, Константин Кедров, Елена Кацюба «Метаметафора, как это было» НГ Эсклибрис 2014http://www.ng.ru/poetry/2014-01-30/6_meta.html
  • Edmond, Jacob A Meaning Alliance: Arkady Dragomoshchenko and Lyn Hejinian’s Poetics of Translation // Slavic and East European Journal, Vol. 46, No. 3 (Autumn, 2002), p. 551—564
  • Северская, О. И. Язык поэтической школы: идиолект, идиостиль, социолект. — М.: Словари.ру, 2007. — 126 с. ISBN 5-903021-05-0
Источник —

Same as Метареализм