Британские большие кошки
- 1 year ago
- 0
- 0
«Кошки Ултара» ( англ. The Cats of Ulthar ), в других переводах «Кошки Ультхара» , «Ультарские кошки» , «Кошки города Ультар» — рассказ американского писателя Говарда Лавкрафта , написанный 15 июня 1920 года и впервые опубликованный в ноябрьском номере журнала «Tryout». Был опубликован в журнале « Weird Tales » в феврале 1926 и 1933 годов, после чего был приватно перепечатан в 42 экземплярах в декабре 1935 года . Рассказ относится к « Циклу Снов» и входит в собрание « Дагон и другие жуткие рассказы » (1986). Источником идеи для Лавкрафта послужила его любовь к кошкам, о которой можно судить по его очерку «Кошки и собаки» (1926).
В ином мире (в Стране Снов ) стоит город Ултар, что за рекой Скай . В Ултаре живут простые люди, а в уединенной хижине под раскидистыми дубами живут старик со старухой, которые ненавидят кошек и ставят для них капканы. Горожане боятся стариков, а судя по звукам, разносившимся по ночам, способ умерщвления был крайне необычен.
Однажды в Ултар прибывает караван смуглых странников с юга ( англ. Wanderers from the South ). С ним был маленький мальчик по имени Менес, родители которого погибли от чумы. Единственным его утешением был маленький черный котёнок. На третий день котёнок исчез и тогда горожане поведали плачущему мальчику, что котенка убил злой старик и старуха. Мальчик начинает медитацию, протянув руки к солнцу он читает молитву на неизвестном деревне языке, которая влияет на форму и движение облаков в небе. В облаках возникают призрачные фигуры экзотических существ, гибридных созданий, увенчанных рогами, которые соединялись с диском. Похоже, что на всех кошек Ултара воздействует некая сверхъестественная сила или разум. Странники покидают Ултар.
Ночью все кошки в Ултаре исчезли. Сын хозяина гостиницы, маленький Атал, видел, как кошки идут по двое в ряд к дому старика, словно исполняя некий ритуал. Утром все кошки вернулись необычайно сытыми. Когда горожане пришли в хижину, то нашли два обглоданных скелета. Бургомистр Кренон издал тогда указ, который гласит, что в Ултаре никто не имеет права убить кошку.
В мае 1920 года Лавкрафт изложил сюжет «Кошек Ултара» своему другу Райнхарту Клейнеру, а 15 июня 1920 года рассказ был написан, ровно через пять месяцев после завершения рассказа « Страшный старик » . Это любимое произведение Лавкрафта и осталась популярной после его смерти. Считающийся одним из лучших рассказов раннего периода Лавкрафта, некоторые аспекты «Кошек Ултара» будут снова упоминаться в произведениях автора «Другие боги» и «Поиски снов неизвестного Кадата».
Рассказ написан под влиянием тяжелого мифического стиля лорда Дансени . Среди литературных аспектов, которые заимствует Лавкрафт у Дансени, — «мотив мести» и «тяжёлый тон» повествования. Странники с Юга похожи на персонажей, которые появляются в раннем рассказе «Праздные дни в Янне» Дансени. Его следующий дансианский рассказ, « Селефаис », критик С. Т. Джоши назвал «одним из лучших и наиболее значительных» .
Имя «Менес» — имя легендарного фараона Менеса , основателя I династии , по преданию объединившего Верхний и Нижний Египет . В Древнем Египте кошки считались священными животными и их было запрещено убивать . При этом «темнокожие странники» в рассказе, среди которых был и Менес, по описанию напоминают древних египтян — « повозки их украшали странные фигуры с человеческим торсом и с головами кошек, соколов, баранов и львов ». Также имя Менес может быть ссылкой на короля Аргименеса из пьесы Дансени «Король Аргименес» .
Только в этом произведении Лавкрафт упоминается забытые города Мероэ ( англ. Meroë) и Офир ( англ. Ophir).
Некоторые критики отмечают, что рассказ вдохновлен древнегреческой историей Диодора Сицилийского , который побывал в Египте и описывает, как там убили римского солдата, за расправу над священным животным — кошкой.
«Кошки Ултара» были любимым произведением Лавкрафта, страстного любителя кошек. Ряд современных критиков, а также сам Лавкрафт считают это произведение одним из лучшей его дунсенианских работ . Другие критики отмечают, что этот рассказ является одним из самых известных произведений Лавкрафта, которые соответствуют стилю Дансени и « Странной фантастики » . Литературный критик Даррелл Швейцер, однако, отмечает, что «Кошки Ултара» напоминают Дансени только «настроением и исполнением» и что «рассказ не имеет очевидных параллелей ни с одной работой Дансени». Швейцер называет прозу «сдержанной» и отмечает, что, в отличие от Лавкрафта, Дансени предпочитал собак и вряд ли написал бы такую восторженную дань уважения кошкам . С. Т. Джоши не согласен и утверждает, что «рассказ больше обязан Дансени, чем многие из других его "дунсанианским" творений».
Кэтрин М. Роджерс отмечает, что «не менее оригинальным способом» в произведении Лавкрафта выступают крысы в рассказе « Крысы в стенах » 1923 года .
До рассказа «Кошки Ултара» Лавкрафт написал несколько рассказов в стиле лорда Дансени: « Белый корабль », « Карающий Рок над Сарнатом », « Страшный старик », « Дерево », « Улица ».
Фраза «Кошка древнее Сфинкса и помнит то, что он уже позабыл» напоминает похожую из рассказа « Память » .
Персонаж Атала, сына трактирщика, который становится свидетелем того, как кошки Ултара кружат вокруг коттеджа антагонистов, позже появится в « Иные боги ». В этом рассказе, написанном в августе 1921 года и впервые опубликованном в ноябре 1933 года, Атал, уже взрослый, становится учеником Барзая Мудрого и путешествует с ним в поисках одноименных божеств сказки. Барзай даже упоминает закон, запрещающий убивать кошек в Ултаре, что еще больше укрепляет эту связь.
Атал также появляется как священник в длинном повести « Сомнамбулический поиск неведомого Кадата », написанном в 1927 году, но не опубликованном до 1943 года, когда главный герой Рэндольф Картер посещает город через 300 лет после событий «Кошек Ултара»,по-прежнему густо населенный кошачьими. Картер призвает на помощь кошек, которые прыжком переносят его с Луны на Землю. Среди животных появляются не только кошки в творчетсве Лавкрафта.