Interested Article - Упырь

Упы́рь (от праслав. *ǫpirь , ст.‑слав. ѫпырь ) , также вурдала́к , вампи́р , кровосо́с общеславянский мифологический персонаж , заложный покойник , встающий по ночам из могилы ; он вредит людям и скоту, пьёт их кровь, наносит ущерб хозяйству .

Наиболее сильно вера в упырей была распространена на территории Южной Руси (современная Украина ) . Считалось, что они могут вызвать голод, мор, засуху . Упырь приблизительно соответствует вампиру в западноевропейской мифологии и имеет много общего с вурдалаком в восточнославянской традиции, однако в XIX веке эти персонажи чётко различались [ чем? ] .

Этимология

Исследователи сходятся на том, что слова́ вампир и упырь — общего происхождения, но уже с праформой налицо неясности ( *ǫpirъ ? *ǫpyrъ ? *ǫpěrь ?) . Начальный носовой звук , как считается, в большинстве славянских языков дал [u] (откуда рус. упырь , укр. упир , белор. вупыр , чеш. upír ; из зап.-слав. языков — ст.-польск. upir и совр. польск. upiór ), а в некоторых сохранился, получив дополнительно протетическое [в] (ст.-болг. въпиръ , ст.-польск. wąpierz ). Из южнославянских языков ( сербохорв. вампир / vampir ) (возможно через венг. vampir ) через нем. vampir (где появилось в 1732 году ) слово заимствовано в западноевропейские языки ( фр. vampire , англ. vampire ). В начале XX века вторично заимствованы современные западно- и восточнославянские формы: рус. вампир , польск. wampir и т. п. — из популярного англоязычного романа « Дракула » 1897 года .

Английское слово vampire заимствовано (возможно, через фр. vampire ) из нем. Vampir , которое в свою очередь было заимствовано в начале XVIII века из серб. вампир , или, согласно некоторым источникам, из венг. vámpír . Сербские и венгерские формы имеют параллели в фактически всех славянских языках. Болгарское вампир , вапир польск. wąpierz и (возможно появившееся под восточно-славянским влиянием) upior , чеш. upír , рус. упырь , белор. упір , укр. упирь , от ст.‑слав. упирь .

Этимология остаётся неопределённой . Славянское слово, возможно, как и сходное с ним русское нетопырь , пришло из праиндоевропейского корня со значением «летать» . Исходное значение слова также неясно: одни связывают со словом упырь от ст.‑слав. ѫпырь , другие — с корнем слов пари́ть, перо (ср. со ст.-польск. wąpiory «пернатый», и с рус. нетопырь ).

Неясность этимологии славянской лексемы упырь, которую отмечают многие лексикографы, по одной из версий, может объяснять её заимствование из тюркских языков , в частности, из татарского, в котором словарями зафиксировано наличие производящей морфемы, имеющей семантику, соответствующую характеру мифологического персонажа , злого сверхъестественного существа (см. тат. убыр — «кровожадное демоническое существо») . Востоковед В. В. Радлов (1893) сопоставлял славянское упырь и татарское убыр , опираясь на семантику, так как убыр — «мифическое существо», и лексима восходит к корню уп -, который в свою очередь, имеет значения: 1) «всасывать в себя», 2) «проглатить», 3) «глотать с жадностью», 4) «пожирать», 5) «много и без пользы уничтожать». То есть убыр — существо мифического происхождения, которое высасывает, пожирает, уничтожает; это те же характеристики, по средствам которых описывается славянский упырь . Этой версии придерживались ряд лингвистов, она нашла отражение в толковом словаре Ушакова : «Упырь, -я, м . ( тат. ubьr — злой дух; обжора)» . Однако, по мнению лингвиста Макса Фасмера , толкование из тат. ubyr сомнительно в фонетическом отношении . Существует также версия, что слово составлено из древнего отрицания «у», и корня, родственного греческому «пир» (огонь), таким образом означая мертвеца несожжёного, и, соответственно, неупокоившегося.

Поверья

Вера в упырей связана с представлениями о существовании двух видов покойников: тех, чья душа после смерти нашла успокоение на «том свете», и тех, кто продолжает своё посмертное существование на границе двух миров .

Считалось, что упырями становятся люди, бывшие при жизни оборотнями , колдунами, или же те, кто был отлучён от церкви и предан анафеме ( еретик , богоотступник, некоторые преступники, например маньяки ) , некрещёные дети. Также упырём мог стать погибший насильственной смертью, совершивший самоубийство, подвергшийся нападению упыря , тот, чьё тело осквернило животное .

Согласно поверью, ночью упыри встают из своих могил и ходят по земле, благодаря своему человекоподобному виду легко проникают в дома и сосут кровь у спящих людей, затем, до крика третьих петухов, возвращаются в свои могилы. Убить упыря, по поверью, можно проткнув его труп осиновым колом. Если и это не помогало, то труп обычно сжигали. Считалось, что упыри вызывают моровые поветрия, неурожаи, засухи. Иван Франко в этнографической заметке «Сожжение упырей в Нагуевичах » описывает, как в 1830-х годах на родине Франко, в селении Нагуевичи, протаскивали через костёр живых людей, заподозрив в них упырей .

Характерная особенность упыря — его необычайно красное лицо ( о.-слав. ) и глаза (укр., болг.). Краснота сохраняется и после смерти от выпитой крови .

Соответствия в мифологии других народов

Образ упыря находит некоторые параллели во многих мифологиях : татарской и башкирской — убыр , карачаевской , крымскотатарской, гагаузской — обур, марийской — , чувашской — вубар , удмуртской — убыр, коми-зырянской .

Несмотря на созвучие, по мнению М. Фасмера , родство этих слов с упырь сомнительно в фонетическом отношении .

В художественной литературе

В кинематографе

Другие значения

В переносном значении упырь — злой, упрямый и строптивый человек . Зафиксировано бытование неканонического имени Упырь — в частности, новгородский священник XI века Упырь Лихой ( др.-рус. Оупирь Лихыи ), хотя некоторые историки считают это имя транслитерацией шведского имени Эпир ( швед. Ofeigr Öpir ) .

См. также

Примечания

  1. Согласно словарю Фасмера, слово одно корня с « нетопырь ».
  2. Jarosław Kolczyński. (польск.) // Etnografia Polska. — 2003. — Nr 1—2 . 2 июня 2020 года.
  3. Вампир / Е. Е. Левкиевская // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  4. , с. 283.
  5. // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882.
  6. , с. 225.
  7. , с. 281.
  8. , с. 226.
  9. // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1987. — Т. IV : Т — Ящур. — С. 165.
  10. Известен некий « попъ Оупирь Лихыи », переписавший в 1047 году в Новгороде «Книгу Пророков» (одну из частей «Библии») или «Толковых пророков» с толкованиями Феодорита Кирского .
  11. Братья Гримм . от 12 сентября 2017 на Wayback Machine // Deutsches Wörterbuch von Jacob Grimm und Wilhelm Grimm. 16 Bde. (in 32 Teilbänden). Leipzig: S. Hirzel, 1854—1960.
  12. от 21 ноября 2015 на Wayback Machine // (англ.)
  13. от 1 мая 2021 на Wayback Machine // (англ.)
  14. . Дата обращения: 18 июня 2022. 12 сентября 2017 года.
  15. , с. 133—134.
  16. , с. 69.
  17. // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина . — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1986. — Т. I : А—Д. — С. 271.
  18. [ Дата обращения: 7 февраля 2012. (нем.)
  19. [www.merriamwebster.com/dictionary/vampire Merriam Webster Online Dictionary] . Дата обращения: 7 февраля 2012.
  20. . Дата обращения: 7 февраля 2012. Архивировано из 26 мая 2012 года. (French)
  21. Dauzat, Albert, 1938. Dictionnaire étymologique. Librairie Larousse. (French)
  22. The Concise Oxford Dictionary of Current English. 1955
  23. . Дата обращения: 7 февраля 2012. 30 марта 2012 года.
  24. Упырь // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1987—1988.
  25. // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва . — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1987. — Т. III : Муза — Сят. — С. 68.
  26. Ермакова Елена Николаевна, Прокопова Майя Владимировна, Файзуллина Гузель Чахваровна, Прокутина Елена Васильевна. // Вестник Томского государственного университета. — 2018. — № 427 . 22 июня 2022 года.
  27. Радлов В. В. Опыт словаря тюркских наречий. — СПб. : Типография императорской академии наук, 1893.
  28. // Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин , Д. Н. Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур , Б. А. Ларин , С. И. Ожегов , Б. В. Томашевский , Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1940. — Т. 4 : С — Ящурный. — Стб. 974.
  29. « », Лев Самуилович Клейн , с. 90, со ссылкой на статью «Из наблюдений над лексикой, связанной со способами захоронения у древних славян», Т. Б. Лукьянова.
  30. Мирон. Сожжение упырей въ с. Нагуевичах // Киевская старина. — 1890. — Т. XXIX. — Кн. 2 — С. 102—120.
  31. Ludwik Stomma. . — Instytut Wydawniczy Pax, 1986. — 284 с. — ISBN 9788321106144 . 29 октября 2019 года.
  32. Oskar Kolberg . Ч.7 // Dzieła Wszystkie - Lud... (польск.) . — Wrocław; Kraków: Warszawa: Pracownia Poligraf. PTM, 1970. — Т. 42.
  33. Henryk Biegeleisen . (польск.) . — Lwów, 1929. — С. 16—19, 25, 52-53, 70. 25 марта 2022 года.
  34. , с. 284.
  35. Токарев С. А. Мифы народов мира . — Москва: Советская Энциклопедия (электронное издание), 2008. — С. 704-1011. — 1147 с.
  36. Упырь. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т.. — М. : Наука, 1985. — Т. 3. — С. 70—73. — (Лит. памятники).
  37. / Под ред. С. В. Стахорского. — Энциклопедия литературных произведений. — М. : ВАГРИУС, 1998. 29 октября 2019 года.
  38. . strugacki.ru . Дата обращения: 15 сентября 2021. 17 июня 2021 года.
  39. .
  40. . Дата обращения: 5 июля 2007. 11 января 2012 года.
  41. , с. 41.

Литература

Источник —

Same as Упырь