Interested Article - Гипнос (рассказ)

«Гипнос» ( англ. Hypnos ) — рассказ американского писателя Говарда Филлипса Лавкрафта , написанный в марте 1922 года. Впервые был опубликован в майском выпуске журнала « National Amateur » 1923 года. Входит в « Цикл снов ».

Сюжет

Рассказчик, чье имя не называется, живет в старинном особняке в графстве Кент . Он является скульптором и сновидцем, который посещает Иной мир — Страну снов , из-за чего страдает от бессонницы и переутомлениями. Однажды на железнодорожной станции он встречает другого сновидца, который падает в обморок. Рассказчик просит стать ему наставником и называет его своим единственным другом. Мужчине около 40 лет, внешне он похож на скульптору фавна из храма античной Эллады . С этого момента он создает бюст друга и фигурки из слоновой кости.

Сновидцы вдвоем погружаются в туманную Вселенную бытия ( англ. Universe of dim entity ) и космос бодрствующего сознания ( англ. Waking knowledge ). Один человек с восточными глазами сказал, что время и пространство относительны. Они решают прибегнуть к помощи экзотического наркотика, чтобы глубже погрузиться в сон. Эти сны «За порогом сна» к человеку с пылким воображением приходят лишь один или два раза в жизни. С пробуждением все, проникшее к ним из космоса, исчезало подобно тому, как растворяется мыльный пузырь, и они все забывали.

Нам удалось совершить бестелесный полёт в запретные глубины сновидений ( англ. Forbidden dreams ), пролетая над внушающими ужас безднами и пробираясь сквозь вязкие барьеры ( англ. Viscous obstacles ). Мы витали в бесконечной Вселенной, темная загадочная и ужасающая сущность которой находилась по другую сторону материи, времени и пространства. В пространстве без формы рассказчик видит друга иначе: его лицо выглядит молодым, освещенное золотым светом, с горящими глазами, олимпийским лбом, потемневшими волосами и бородой. Друг возжелал управлять Вселенной, судьбами и звёздами. Ветры из неизведанных пространств мчали их к отдаленным сферам за пределы материи и всех мыслей. Липкие облака проносились мимо и сновидцы достигли миров отдаленных областей ( англ. Realms of greater remoteness ), где они плыли сквозь океан первозданного эфира ( англ. Ocean of virgin aether ). Рассказчик не смог пройти барьер из липкой клейкой массы ( англ. Sticky, clammy mass), а его друг смог.

Внезапно действие наркотика кончается и рассказчик просыпается дома. Позже просыпается его друг и в страхе говорит, что постиг страшную тайну из-за чего они опасности, и настал конец их погружению в пещеры грез ( англ. Caverns of dream ). Теперь им надо избегать сна любыми способами, даже, если им придется прибегнуть к сильнодействующим препаратам. Стоило им хоть немного задремать, как появлялось ощущение страха, даже, после краткого сна рассказчик ощущает, как он сильно стареет. Его друг приобретает седые волосы и морщины, боится одиночества и ищет утешения на шумных пирушках, он избегает открытых помещений, опасаясь звезды в созвездии Северной Короны . Спустя два года, они переехали жить в Лондон . Наркотики, беспорядочный образ жизни и переутомление сильно состарили друзей, но они продолжали спать не более пары часов в сутки. Судя по всему им угрожала некая тень ( англ. Shadow). Когда закончились деньги, то они не смогли покупать препараты от сна и однажды друг погрузился в сон, из которого он уже не вернулся.

Я ощутил, как над нами нависает Северная Корона, простирая лучи сквозь неизмеримые бездны эфира ( англ. Abysses of aethe ). Я услышал низкий монотонный вой, источник которого находился далеко на Северо-востоке. В углу комнаты возник луч зловещего золотисто-кровавого света, что не рассеивал тьму вокруг, а был направлен на голову спящего. В свете луча я увидел помолодевшее лицо друга, каким оно было в таинственном царстве кошмаров ( англ. Forbidden caverns of nightmare ). Я лишь на мгновение увидел то место, откуда шел звук и где начинался проклятый луч. При всем желании я не смог бы описать, что я там увидел, а мой бедный друг увидел гораздо больше моего и умолк навеки. Я решил никогда больше не поддаваться коварному Гипносу , Хозяину сна, звездному ночному небу и безумствам философии.

На крики в дом явились полицейские. Они сказали, что у него никогда не было друга. Рассказчик же считал, что кошмарное событие запутало людей, а его друг превратился в статую под действием луча света. Люди говорят, что бюст изображает его самого в 25 лет. На статуе написано греческое слово: ΥΠΝΟΣ ( Гипнос ).

Персонажи

  • Рассказчик

Рассказчик — скульптор и сновидец, который жил в графстве Кент . При помощи наркотиков он сумел выйти за пределы Страны снов , чтобы погрузился в тайны, смысл которых до сих пор не раскрыт человечеством. Потратил все сбережения на наркотики, чтобы помочь человеку, который стал его единственным другом.

  • Друг

Друг ( англ. My only friend ) — ему было около 40 лет; на это указывали глубокие морщины на изнуренном, со впалыми щеками, на безукоризненно правильном и красивом лице да ещё редкие нити седины в густых волосах и небольшой аккуратной бородке, которая прежде была, вероятно, иссиня-черной. Лоб был белым, словно мрамор Пентелия , и таким великолепным, что, казалось, принадлежал господу. Внешность этого человека напомнила скульптору фавна в храме античной Эллады . Огромные, лихорадочно блестевшие черные глаза должны были видеть величие и ужасающую непостижимость царств, находящихся за пределами реальности. Голос был удивительно мелодичный, в котором сливались пение скрипок и легкий звон хрусталя. Когда рассказчик увидел его в лучше света, то образ изменился: Его лицо обладало удивительно молодыми чертами, с горящими глазами, гордым изгибом бровей и чуть потемневшими волосами и бородою. Прекрасное лицо, обрамленное короткой бородой, чуть тронутые улыбкой губы, гордый изгиб бровей и густые вьющиеся локоны, украшенные венком из полевых маков. Античные черты его лица поражали какой-то дикой красотой в зеленых и золотых лучах лунного света. Возможно, он существовал только в Стране снов или внедрился в его разум, как альтер эго .

  • Тень

Тень ( англ. Shadow ) — некая сущность или звезда в созвездии Северной Короны ( англ. Corona Borealis), которую боялись сновидцы.

Вдохновение

Лавкрафт посвятил эту историю своему давнему другу Сэмюэлю Лавману, который фигурировал во снах, которые вдохновили Лавкрафта к написанию « Показания Рэндольфа Картера » и « Ньярлатхотеп ». Лавман написал в письме Лавкрафту, что «Гипнос» его лучший рассказ написанный к тому моменту времени. В черновиках Лавкрафта есть запись сюжета (№ 23):

« Человек, который не спит — не смеет спать — принимает наркотики, чтобы не уснуть. Наконец засыпает… и что-то происходит… ».

Использование наркотиков, чтобы посещать иные миры (в ущерб пользователю) также описано в «Цепь Афоргомона» Кларка Эштона Смита и в « Псы Тиндалоса » Фрэнка Белнэпа Лонга .

Как и во многих рассказах Лавкрафта, страх и мир остаются непостижимы. Это вписывается в общие темы Лавкрафта относительно чуждой и враждебной природы Вселенной, бесконечности и чудовищной напрасности всего. Даже в конце рассказа, судьба рассказчика и его состояние остаются неизвестны, опять же, в соответствии с приемами Лавкрафта. Темы греческой скульптуры появляются в предыдущем рассказе « Дерево ».

Человек с восточными глазами, заявивший, что время и пространство относительны может быть Альберт Эйнштейн — автор теории относительности ( 1921 год ). В рассказе « Ньярлатхотеп » похожим образом представлен Никола Тесла .

« Цикл Снов »

Еще будучи подростком Лавкрафт писал статьи об астрономии в местной газете, а чуть позже стал приверженцем взглядов космизма . Лавкрафт напишет рассказ « Азатот » только через несколько месяцев, поэтому описание Тени в космосе, в созвездии Северной Короны , не может относится к Древнему богу Азатоту и представляет из себя проявление других ранних идей автора.

Лавкрафт описывает множество мест из эфирной части Страны снов или туманности в космосе, которые редко упоминаются в других произведениях из « Цикла снов ». В рассказе « Селефаис » упоминается Бездна Эфира и разумные газовые облака. В рассказе « Белый корабль » упоминаются земли за пределами материи. В повести « Сомнамбулический поиск неведомого Кадата » упоминаются Пещеры грез и Глубинные сновидения. В рассказе « Забвение » упоминается белая пустота без материи, а также упоминаются мудрецы изучающие тайны мироздания.

В рассказе описана ужасная судьба сновидцев, которые испытывают губительные последствия из-за жизни в двух мирах сразу. В других произведениях Лавкрафта сновидцев часто постигла похожая участь.

Связь с другими произведениями

В рассказе « За стеной сна » впервые появляется «Космический скиталец», который путешествует в эфирных пространствах миров, а также упоминается звезда-демон Алголь , а также упоминается фраза «За порогом сна».

В рассказе « Полярис » и « Праздник » описана связь между сновидцем и созвездием Альдебаран .

В рассказе « Храм » описана статуэтка в форме головы юноши с лавровым венком, а один из персонажей говорит, что его зовет некое божество.

Источники

  • Lovecraft, Howard P. (2004) [1923]. «Hypnos». In S. T. Joshi (ed.). The Dreams in the Witch House And Other Weird Stories (10th Corrected Printing ed.). 80 Strand, London: Penguin Classics. ISBN 0-14-243795-6 .
Источник —

Same as Гипнос (рассказ)