Иные меры уголовно-правового характера
- 1 year ago
- 0
- 0
«Ины́е бо́ги» или «Други́е бо́ги» ( англ. The Other Gods ) — рассказ американского писателя Говарда Филлипса Лавкрафта , написанный в августе 1921 года и впервые опубликованный в ноябре 1933 года в журнале «Fantasy Fan» . Рассказ входит в « Цикл Снов ». Повествование происходит в стиле былины или преданий в ином мире.
События происходят в Стране снов , где люди слагают легенды о Богах земли, обитающих в горах: на Хатег-кла и Неведомом Кадате. Раньше боги жили и на других горах, но вынуждены были покинуть их после прихода человека. Иногда Боги вновь посещают другие горы и исполняют там танец памяти . Взошедшие в горы люди часто не возвращаются.
В городе Ултар жил Барзаи Мудрый, который захотел увидеть Богов земли; он изучил « Пнакотические рукописи » и «Семь тайных книг Хсана» ( англ. Seven cryptical books of Hsan ), и верил, что знание тайн богов защитит его от их гнева. Барзаи решил взойти в ночь лунного затмения на гору Хатег-Кла, что окутана туманом, — памятью богов. Барзаи и его ученик Аталь вышли в путь. Сидя у костра на ночных привалах, они без устали говорили о Богах земли. На тринадцатый день они достигли Хатег-Кла и начали подъем вверх, пробираясь сквозь снег при помощи посохов и топоров. Через четыре дня они поднялись выше крыши мира ( англ. Roof of the world ) и разбили лагерь на тихой вершине ( англ. Silent pinnacle ). Они перепрыгнули ущелье и бездну, достигнув самого пика. В полнолуние гору окружил щит из плотных облаков, а в небе появился водоворот туманных паров. Атал потерял Барзаи из виду.
Барзаи кричал, что познал голос богов, их танец, тайны, и стал более велик, чем они... Атал же ничего не слышал и не видел. Законы земли перестали действовать, едва Атал ступил на утес, как заскользил вверх по выпуклой поверхности. Барзаи с ужасом кричал в тьме, словно, во Флегетоне ( англ. Phlegethon ) ибо вместо Богов земли он увидел Других богов.
Луна темна, и боги танцуют в ночи; и ужас разлит по небу, ибо на луну опустилось затмение, которое не предрекала ни одна из человеческих книг или книг Богов земли... Ледяные склоны бесконечно вздымаются в чёрные небеса, куда поднимаюсь и я... Хей! Хей! Наконец-то! В тусклом свете я увижу Богов земли! Это другие боги! Это боги Внеземного ада, что стерегут слабых Богов земли! О, мщение бесконечных бездн... О, эта проклятая, эта дьявольская пропасть... Милосердные Боги земли, я падаю в небеса!
Удар грома разбудил жителей Нира, Хатега и Ултара, и они увидели затмение Луны, что ни разу не предсказывалось. Атал очнулся у подножья Хатег-Кла. Барзаи исчез. На горе появился гигантский символ, который высек чей-то титанический резец. Этот символ изображен в таинственных частях « Пнакотических рукописей» , слишком древних, чтобы можно было их прочитать.
Рассказ написан под влиянием тяжёлого мифологического стиля лорда Дансени и похоже на «Восстание домашних богов» из его сборника «Боги Пеганы» (1905) .
С. Т. Джоши , исследователь творчества Лавкрафта, указывает на связь с рассказом « Полярная звезда », где действия происходят в далёком прошлом Земли , на земле Ломар, и утверждает, что « ясный смысл состоит в том, что эта Сказка происходит в доисторическую эпоху » . В обоих рассказах упоминаются « Пнакотические рукописи », что хранятся в храме Старших в городе Ултар. Другие их копии более не упоминаются в произведениях Лавкрафта. Позже в повести « За гранью времён » Лавкрафт напишет, что « Пнакотические рукописи » создали пришельцы в древности, задолго до появления человека.
В мифологии Древнего Египта существует « Великая Книга Земли », что описывает небесную клипсидру и Предвечного бога, который породил всех остальных богов. Центральные божества в Книге земли: Осирис , Ра , Ба и бог земли Акер . Также представлены: Анубис , Нун , Хепри , Тот , Исида , Нефтида , Око гора , Апеп , Шу , Тефнут , Хаос и Неизвестный бог. Книга Земли состоит из двух половин: первая содержит сцены наказания, а вторая описывает солнечный диск, бога Солнца, путешествие Ра в Подземный мир и « о его выходе на свет ». В « Книге мёртвых» есть главы « о выходе к свету дня » — эти фразы есть в рассказе. В литературе Древнего Египта и Древнегреческой литературе божества посещают горы, что служат им проходом меж мирами. Боги обитают также в туманности космоса — согласно космогонии Древнего Египта.
В финале Барзаи кричит словно во Флегетоне из Загробного мира .
В повести « Ватек » упоминается защитный талисман Земли.
«Семь сокровенных книг Хсана» можно считать аналогом « И Цзин » — китайского текста космологии и гадания .
Лавкрафт изначально описывал мифических существ и эфемерных божеств ( Древних богов ), которые существуют Стране снов . При этом, не ясно как эти божества разграничиваются и встречаются ли аналогичные им в земной религии. Сам Лавкрафт не стремился создавать пантеон божеств — напротив, его миры полны хаоса и неизвестности. В этом рассказе появляется называют «Иные боги» или «слабые боги Земли» (позже встречается в повести « Сомнамбулический поиск неведомого Кадата »). Вероятно, эти божества даже не похожи на разумных существ; они проявляют потустороннюю природу и им подвластны силы стихии. Однако, они находятся под защитой «Иных богов», особенно, Ньярлатотепа . Впервые название Древние боги появляется в рассказе « Карающий Рок над Сарнатом », но их описание не приводится.
В рассказе « Ньярлатхотеп » происходит Конец света , когда мир переходит от «Известных богов» к «Неизвестным богам», а в финале появляются «Изначальные боги». Лавкрафт продолжает тематику Древних богов и посвящает этому повесть « Сомнамбулический поиск неведомого Кадата », где пишет, что все слухи о богах — лишь легенды и предания, а истинная природа Древних богов непостижима, и неизвестна ни людям на Земле, ни жителям Страны снов.
Существует версия, что Барзаи встретил на горе Ньярлатхотепа, поскольку он слышал сардонический смех. В повести « Сомнамбулический поиск неведомого Кадата » Ньярлатхотеп сардонически говорит Рэндольфу Картеру , что встретил Барзаи на вершине Хатег-Кла, чье высокомерие привлекло внимание богов, и «они сделали то, что и ожидалось» . Известно, что Ньярлатхотеп всегда обманывает людей. Атал говорит, что таинственная сила на горе Хатег-Кла забрала Барзаи в небеса, а гигантский лик богов на скале, Боги Земли сделали по своему подобию . В повести сказано, что символ несёт в себе знаки принадлежности к истинному роду богов и люди имеющие с ними родственные связи обладают Восточными чертами лиц.
Древние боги описываются как « Память мира » или « Туман является памятью богов » — подобное сравнение можно встретить в рассказах: « Память », « Забвение », « Белый корабль » и « Загадочный дом на туманном утёсе ».
В рассказе « Склеп » мальчик видел как Дриады танцевали при свете Луны и поклялся Богам рощи, что проникнет в склеп и узнает о тайнах мертвецов.
В повести « Сомнамбулический поиск неведомого Кадата » повторяются многие события из этого рассказа.
В рассказе « Карающий Рок над Сарнатом » впервые упоминаются Древние боги
В 2006 году режиссёр снял по этому произведению одноимённый мультфильм. Для премьеры на Лавкрафтовском фестивале была выдумана предыстория, что оригинальный фильм снят в 1924 году с личного благословения Лавкрафта , утерян в 1938 году после смерти режиссёра и вновь найден и реставрирован в 2006 году.
|
Необходимо проверить качество перевода,
исправить содержательные и стилистические ошибки
.
|