Дагон
- 1 year ago
- 0
- 0
«Дагон» ( англ. Dagon ), в другом переводе «Дэгон» — фантастический рассказ американского писателя Говарда Филлипса Лавкрафта , написанный в июле 1917 года и впервые опубликованный в ноябре 1919 в журнале «The Vagrant». Входит в собрание « Дагон и другие жуткие рассказы » (1986). Рассказ относится к раннему творчеству автора, в нём впервые проявляется основной мотив творчества Лавкрафта — осознание главным героем ничтожности человечества в мире, где властвуют скрытые силы .
Рассказ представляет собой предсмертную записку человека, который описывает произошедший с ним инцидент, когда он служил во флоте во время Первой мировой войны . Его грузовой корабль ( пакетбот ) был захвачен немецким рейдерским кораблем в одном из редко посещаемых уголков Тихого океана . Рассказчик сбежал на шлюпке и дрейфовал несколько дней. В одну из ночей он обнаружил себя тонущим в вязкой, чёрной трясине, что простиралась на несколько миль вокруг. Шлюпку выбросило на неизвестный остров, что поднялся со дна вследствие извержения вулкана. По всей равнине торчали зловонные останки рыб и неизвестных существ. Через три дня почва затвердела и моряк отправился в поход. Он прошел черную каменистую пустыню, ущелье, холм, обширную равнину и каньон. Ландшафт напоминал Потерянный рай или Восхождение Сатаны из проклятого царства тьмы, а ущелье — Стигийские глубины . Там он обнаружил циклопический монолит , сияющий белым светом, что миллионы лет таился в бездне моря, но имел следы искусной обработки и, видимо, служил объектом поклонения морских существ. В этот момент из река появляется Дагон :
Поднявшись над темными водами и вызвав этим легкое, почти беззвучное вспенивание, какой-то необычный предмет плавно вошел в поле моего зрения. Громадный, напоминающий Полифема и всем своим видом вызывающий чувство отвращения, он устремился, подобно являющемуся в кошмарных снах чудовищу, к монолиту, обхватил его гигантскими чешуйчатыми руками и склонил к постаменту свою отвратительную голову, издавая при этом какие-то неподдающиеся описанию ритмичные звуки.
Моряк побежал обратно к шлюпке, находясь в состоянии помешательства, напевая жуткие песни и смеясь. Он пришел в себя в госпитале Сан-Франциско , куда его доставил американский корабль. Землетрясения в Тихом океане не было. Позже он узнал древнюю филистимскую легенду о Дагоне — Боге-Рыбе. С тех пор его преследовали видения и он принимал морфий , чтобы заглушить страх.
Я не могу думать о морских глубинах без содрогания, которое вызывают у меня безымянные существа, в этот самый момент, быть может, ползущие и тяжело ступающие по скользкому морскому дну, поклоняющиеся своим древним каменным идолам и вырезающие собственные отвратительные образы на подводных гранитных обелисках . Я грежу о временах, когда они поднимутся из морских волн, чтобы схватить своими зловонными когтями и увлечь на дно остатки хилого, истощенного войной человечества; а суша скроется под водой и темный океанский простор поднимется среди вселенского кромешного ада.
Рассказчику кажется, что морское существо пытается вломиться к нему в дверь и от страха он выбрасывается из окна.
Рисунки могли бы вызвать зависть у самого Доре . Они изображали определенный род людей или существ, которые резвились, как рыбы, в водах подводного грота и отдавали почести монолиту под волнами. Гротескные в такой степени, недоступной, даже, воображению По или Булвера , они были дьявольски человекоподобными в своих общих очертаниях, несмотря на перепончатые руки и ноги, неестественно широкие и отвислые губы, стеклянные выпученные глаза и другие особенности. Они, похоже, были высечены почти без учета пропорций их сценического фона, например, одно из существ было изображено убивающим кита, который по величине едва превосходил китобоя. Я решил, что это просто боги, выдуманные первобытным племенем.
Прочитав в 1917 году ранние произведения Лавкрафта У. Пол Кук, редактор любительского журнала «The Vagrant», призвал его возобновить написание художественной литературы. Тем летом Лавкрафт написал два рассказа: « Склеп » и «Дагон». Рассказ частично вдохновлен сном, который приснился Лавкрафту, о чем он писал: «Мне снилось, как я ползал по чему-то отвратительному и чувствовал, как слизь затягивает меня вниз!» .
В рассказе упоминается Пилтдаунский человек , который во время написания рассказа Лавкрафтом еще не был разоблачен научным сообществом как подделка.
Лавкрафт упоминает По и Булвера ; поэму « Потерянный рай » Мильтона , картину «Восхождение Сатаны» Доре . Дагон появляется в эпических поэмах Джона Мильтона «Агонисты Самсона» и « Потерянный рай » как одно из божеств, которым поклоняются филистимляне.
В детстве Лавкрафт познакомился с некоторыми из его ранних литературных влияний, такими как « Сказание о старом мореходе », с иллюстрациями Гюстава Доре, «Век сказаний» Томаса Булфинча и « Метаморфозы » Овидия . По упоминает богов, спящих под водой в рассказе « Рукопись, найденная в бутылке ». Некоторые детали сюжета «Дагон» напоминают « Сказку о потерпевшем кораблекрушение» :
Герой плыл с командой матросов в 120 человек на большом корабле . После шторма он единственный выжил и был выброшен волнами на остров, которого нет в настоящем мире. Этот остров-двойник ( Ка ) находится в Ином мире. Три дня моряк изучал остров, а на четвёртый появился хозяин острова — огромный Змей с руками и ногами, длинной в тридцать локтей, а чешуя его — из золота. Моряк обещал восславлять его имя, если змей его отпустит. Моряк спасся, а остров после затонул.
«Дагон» — первое произведение Лавкрафта , в котором представлены элементы «Мифов Ктулху» — и само морское божество Дагон . Кажется, Лавкрафт имеет в виду древнего шумерского бога Дагона , который является богом плодородия зерна и рыб, и иногда изображается частично рыбой или как существо несущее рыбу . Однако, его художественное описание не может быть идентифицировано с этим именем и, кажется, Дагон изображается как типичный представитель своего собственного вида, нежели как объект поклонения из религии. Лавкрафт часто использует мифы и упоминает реальные археологические открытия, где он, возможно, сталкивался с этой филистимлянской легендой. Но у Лавкрафта всегда есть отличия. Барельефы с изображениями гигантских амфибий похожи на Исполинов . Лавкрафт называет их Морские существа ( англ. Marine things ) и потом он вернется к этому названию в более поздних произведениях. В рассказе « Тень над Иннсмутом » жители портового города поклоняются Дагону .
С. Т. Джоши , исследователь творчества Лавкрафта, считает маловероятно, что автор тогда намеревался использовать имя «Дагон» как имя божества из космоса, которому поклоняются нечеловеческие общества.
Роберт Прайс указывает на то, что: «Когда Лавкрафт хотел передать что-то вроде коренного имени очередного из божеств, то он придумывал какой-то непроизносимый беспорядок в его названии». Прайс предполагает, что читатели « Тень над Иннсмутом » могут ошибаться идентифицируя Дагона с Глубоководными , которые поклоняются ему: В отличие от их имен, звучащих как инопланетные, имя « Дагон » является прямым заимствованием из знакомых источников, и подразумевает, что жители Иннсмута выбрали самую близкую библейскую аналогию к имени Ктулху .
Лин Картер , посчитал «Дагон» «превосходным рассказом» и отметил, что это «интересная предварительная настройка тем, побудивших автора к созданию таких образов, как Ктулху . Например, в рассказе « Зов Ктулху » в океане всплывает остров из-за вулканической активности . Параллели в этих рассказах включают: историю спасенного моряка; гигантского морского монстра (сравниваемого с Полифемом ); апокалиптическое картины разрушения мира руками нечеловеческих существ.
Дэвид Шульц и С. Т. Джоши называют « Зов Ктулху » «явно исчерпывающей переработкой Дагона» . Дагон воздействует телепатически на людей, как и Ктулху. Герой боится, что обречен на смерть из-за полученных знаний.
Некоторые критики не считают рассказ «Дагон» за составную часть «Мифов Ктулху», поскольку это раннее произведение. Однако, в нем впервые появляются такие элементы, как: нечеловеческие существа поклоняющиеся Древним богам , циклопические руины, барельефы с изображением морских существ, Иные миры, чувство потустороннего и прочее.
В рассказе « Зов Ктулху » описан город Р'льех , поднявшийся со дна в океане, а в газетной статье упоминается самоубийца, выпрыгнувший из окна.
В повести « Тень над Иннсмутом » описана раса Глубоководных существ, которые скрывались в портовом городе Иннсмут .
Lovecraft, Howard P. [1923] (1986). "Dagon". In S. T. Joshi (ed.). Dagon and Other Macabre Tales (9th corrected printing ed.). Sauk City, WI: Arkham House. ISBN 0-87054-039-4 .