Interested Article - Из глубин мироздания

«Из глубин мироздания» ( англ. From Beyond ) «Извне» , « За пределом бытия » , «Из потустороннего мира » или «Потустороннее » — короткий рассказ американского писателя Говарда Филлипса Лавкрафта , написанный в 1920 году. Впервые был опубликован в журнале «Fantasy Fan» в июне 1934 года.

Сюжет

Повествование происходит от первого лица неназванного рассказчика, который рассказывает об опытах Кроуфорда Тиллингаста. Рассказчик приходит в дом Тиллингаста на Беневолен-стрит в Ист-Провиденс. Ученый так долго работал, что стал похож на призрака ( англ. Spectre ) или Гаргулью . Он все время, будто, ищет взглядом невидимых существ. В доме нет ни электричества ни прислуги. Тиллингаст изобрел машину, излучающую резонансные волны, которые стимулируют шишковидное тело , тем самым позволяют увидеть плоскости вне сферы нашей воспринимаемой реальности. Он включает машину, которая излучает ультрафиолетовое излучение и рассказчик видит свечение, и неописуемые цвета из Иного измерения:

Я был в огромном и экзотичном храме давно умерших богов ( англ. Long-dead gods ), в некоем строении из тумана с колоннами из чёрного камня, взмывающими от основания влажных плит к облачным высотам. Картина постепенно перешла в бесконечное, невидимое и беззвучное пространство в космосе. Затем из удаленных в пространстве и времени областей до меня донесся едва уловимый, вибрирующий, музыкальный звук. Внезапно, я увидел себя привязанным к рельсам на пути быстро мчащегося поезда.

Видение прервалось. Рассказчик осознает, что побывал за пределами пространства. Тиллингаст признается, что испытал машину на слугах, но оказалось, что эффект работает в обоих направлениях и позволяет обитающим в Иных мирах существам увидеть людей. Эти существа реагируют на движения. Пока не двигаешься — ты в безопасности. Эксперимент продолжается. Рассказчик наблюдает полчища ужасных существ, не поддающихся описанию.

Я увидел храм, чьи колонны уходили в океан света, из которого вырывался слепящий луч ввысь колон. Иная сцена была полностью калейдоскопической. Я почувствовал, что растворяюсь и теряю твердую форму. Я видел ночное небо, заполненное светящимися и вращающимися сферами. Мириады солнц составили созвездие в форме лица Тиллингаста. Я почувствовал, как огромные живые существа проходят сквозь мое тело. Все окружающее предстало в увеличенном виде. Казалось, что я смотрю на экран в кинотеатре. Пространство было заполнено неописуемыми живыми и неживыми формами, сплетающимися друг с другом в отвратительные клубки, а рядом лежали миры чужеродных сущностей. Все твердые предметы вступали в взаимодействия с существами и наоборот.

Тиллингаст таил обиду на рассказчика, за то, что он не оказал ему помощи в экспериментах. Ученый велит рассказчику смотреть ему в глаза и внимательно слушать его шёпот:

Ты полагаешь, что существуют пространство и время, а миру присущи материя, и форма? Я исследовал глубины мироздания, картину которых твой скудный мозг не сможет представить. Я заглянул за пределы границы беспредельного и воззвал Демонов со звезд... Я обуздал тени, которые, путешествуя из одного мира в другой, чтобы сеять смерть и безумие... Космос отныне принадлежит мне. Ты слышишь меня? Эти существа сейчас охотятся за мной существа, они пожирают и переваривают все живое, но я знаю, как спастись от них. Вместо меня они заберут тебя, как до этого забрали слуг... Одно из существ находится прямо за тобой.

Напуганный сверх меры, рассказчик вытаскивает пистолет и стреляет из него в машину, уничтожая ее. Происходит взрыв. Сразу после этого Тиллингаст умирает в результате апоплексического удара . Полицейские установили, что Тиллингаст убил слуг, несмотря на то, что их останки так и не были найдены, и подверг гипнозу своего друга. Рассказчик впоследствии не может перестать думать о существах в пространстве и избавиться от ощущения преследования.

Персонажи

  • Рассказчик — друг Тиллингаста, исследователь « физического и метафизического », человек « чувств и действий ». Он одобрил друга в его безумных экспериментах, но навестил его позже. В черновике рассказа героя звали Генри Аннесли ( англ. Henry Annesley ), соединив в одном имени две древние фамилии из Провиденс.
  • Кроуфорд Тиллингаст ( англ. Crawford Tillinghast ) — ученый, исхудавший, изможденный, с болезненно желтоватым цветом лица, с беспокойным блеском во впавших глазах. На его лбу и шее выступили, и нервно пульсировали вены, лицо покрывали морщины, а руки била мелкая дрожь. Тщеславный, заносчивый, неопрятный, пренебрегающий правилами гигиены. Отличался педантичностью и аккуратностью, но сейчас вел себя как дрожащее и трясущееся, похожее на призрак существо. Боялся обнаружить присутствие чего-то невидимого в пространстве вокруг. Тиллингаст упоминается в романе « Случай Чарльза Декстера Варда » .
  • Мисс Апдайк ( англ. Mrs. Updike ) — гувернантка Тиллингаста.
  • Существа ( англ. Things ) — нематериальные, желеобразные, чернильного цвета чудовища из Иного измерения. Они все время рядом с нами и их можно увидеть при помощи спец оборудования. Они не могут причинить вред человеку, если тот не двигается. Проявляются в калейдоскопическом видении. Ученый говорит, что видел Демонов со звезд и Тени, уничтожающие миры, и «Абсолютных Существ». Лавкрафт никак не называет существ, лишь подчеркивая это фразами: «Эти существа» или «Те существа». Лавкрафт описывает природу его аномальных инопланетян, которые имеют чуждые нашему миру физические свойства и вообще невозможны в нашем мире:

Вы думали, что ультрафиолет невидим. Это так и есть. Но теперь вы можете видеть их и многих других невидимых существ... Но нельзя забывай о том, что они вас увидят тоже... Внезапно я сам стал обладателем своего рода расширенного зрения. Я почувствовал, как огромные живые тела касаются, а некоторые даже просачиваются сквозь меня. Это было нечто знакомое, точнее, что-то неестественно наложенное на привычную окружающую действительность, подобно тому как кинокадр проецируется на расписной театральный занавес... Пространство, свободное от привычных глазу вещей, было до отказа заполнено неописуемыми живыми и неживыми формами, сплетающимися друг с другом в отвратительные клубки, а возле каждого знакомого предмета кишели сонмы непостижимых чужеродных существ. Казалось, все земные предметы вступали в сложные взаимодействия с чужеродными – и наоборот. Среди живых объектов выделялись желеобразные, чернильного цвета чудовища, извивавшиеся в унисон с вибрацией машины. Они кружили вокруг в пугающем изобилии и я с ужасом смотрел на то, как они сливались и разделялись, – их текучесть позволяла им просачиваться сквозь что угодно, даже сквозь тела, которые кажутся твердыми. Эти существа не стояли на месте, а неустанно плавали во всех направлениях, как если бы были одержимы какой-то зловещей целью. Временами они пожирали друг друга – атакующий стремительно бросался к жертве, и через мгновение та бесследно исчезала.

Вдохновение

Лавкрафт в этом раннем рассказе описывает неописуемый цвет, калейдоскопические видения, пространства Извне, где слышны звуки музыки — это является самым ранним упоминанием хаоса в космосе Лавкрафта.

В « Энциклопедии Лавкрафта » говорится, что рассказ представляет воплощение некоторых концепций, которые Лавкрафт нашел в книге Хью Эллиота «Современная наука и материализм» (1919), что существенно повлияла на его философские взгляды ( Избранные письма 1.134, 158). Эллиот подробно обсуждает ограниченность нашего чувственного аппарата восприятия (в частности, ссылаясь на ультрафиолетовые лучи) и далее отмечает, что большая часть твердой материи представляет собой в основном пустое пространство. Несколько записей в записной книге Лавкрафта сделаны в это время (см. № 34–36). Некоторые характеристики и образы взяты из сна Лавкрафта о Гражданской войне начала 1920-х годов (Избранные письма 1.100–102).

С. Т. Джоши указывает, что темой рассказа является «реальность, выходящая за рамки восприятия наших чувств или то, которые мы испытываем в повседневной жизни» — эта тема продолжается в более поздних произведениях Лавкрафта, таких как « Заброшенный дом» , « Зов Ктулху », « Цвет из иных миров », « Грёзы в ведьмовском доме » и других . Например, в « Заброшенный дом» рассказчик говорит, что «научные исследования и размышления научили нас тому, что известная трехмерная вселенная охватывает малейшую часть всего космоса вещества и энергии» .

В готической литературе часто встречаются такие образы как Иные миры, одержимый жаждой власти алхимик , сумасшедший учёный , гаргулии и подобное.

Критика

Книга «Научная фантастика: ранние годы» пишет про концепцию рассказа «Из глубин мироздания» как «очень интересную, несмотря на жесткость и незрелый стиль» .

С. Т. Джоши написал: «маловероятно, что „Из глубин мироздания“ будут считать лучшим рассказом, из-за небрежного стиля, мелодраматического избытка и общей мелочности сюжета». С. Т. Джоши сказал, что упоминание шишковидного тела шутливо намекает на Рене Декарта , который считал этот орган точкой посредничества между физическим телом и нематериальной душой .

Адаптации

Сюжет Извне был адаптирован к фильму 1986 года с таким же названием режиссёром ужасов Стюартом Гордоном . В фильме доктор Кроуфорд Тиллингаст ( Джеффри Комбс ) играет не главную роль, а помощника сумасшедшего доктора Эдварда Преториуса.

Рассказ также послужил вдохновением для фильма ужасов 2013 года «Banshee Chapter», где так же используют идеи фильма Гордона 1986 года.

Отражение в искусстве

  • В 1998 году в научно-фантастической видеоигре Half-Life изображено событие, известное как «Резонансный каскад», которое происходит во время эксперимента с чужими геологическими материалами. По мере каскада инопланетные существа из других измерений появляются и исчезают беспорядочно в нашем мире.
  • Подобная концепция используется в видеоигре 2015 года Bloodborne , где, собрав коллекцию под названием «Прозрение», различные существа начинают становиться видимыми в вашем мире.
  • Американская группа Sleep поклонники Лавкрафта и включили песню «Извне» в альбоме 1992 года Sleep’s Holy Mountain.
  • В романе Чарльза Стросса «Дженнифер Морг» есть похоже по функциям электронное устройство, известное как «Резонатор Тиллингаста», который позволяет пользователю видеть невидимые объекты.
  • В видеоигре Psi-Ops: The Mindgate Conspiracy появляются существа «Aura Beasts», которых можно увидеть используя психические силы, которыми обладает главный герой и называет их «Aura View».
  • В сериале ​​ «Звездные врата », в эпизоде «Sight Unseen» активируют инопланетное устройство, которое позволяет отряду SG-1 видеть, но не взаимодействовать с чудовищными существами, подобными насекомым, которые населяют измерение, параллельное нашему.
  • У дет-метал группы Ripping Corpse есть песня «Beyond Humanity», вдохновленная рассказом Лавкрафта и фильмом Гордона.
  • В фильме « Секретный эксперимент » (2013) есть аналогичный сюжет, включающий лекарственный диметилтриптамин и ультрафиолет.
  • Девятый выпуск комикса Провиденс Алана Мура отсылает на рассказ «Извне».

Связь с другими произведениями

В рассказе « За стеной сна » доктор создает космическое радио, которое позволяет вдвоем погрузиться в один и тот же сон.

В рассказе « Ньярлатхотеп » упоминаются «Изначальные боги» — подобно «Изначальным существам». В обоих рассказах Лавкрафт упоминает людей с желтым лицом и гаргулий .

В рассказе « Карающий Рок над Сарнатом » описаны желеобразные существа из Страны снов .

В рассказе « Селефаис » описан фиалковый газ в пространстве, где нет форм.

В рассказе « Заброшенный дом » упоминается Этьен руле, который работал на типографии Тиллингестов в Провиденс.

В романе « Случай Чарльза Декстера Варда » упоминаются Джеймс Тиллингаст и Элиза Тиллингаст — второстепенные персонажи.

Пришельцы описаны в отдельной серии произведений Лавкрафта: « За стеной сна », « Из глубин мироздания », « Цвет из иных миров », « Шепчущий во тьме », « Хребты Безумия », « За гранью времён », « Врата серебряного ключа », « Вызов извне », « В стенах Эрикса », « Окно в мансарде », « Пришелец из космоса » и « Ночное братство ».

Ссылки

  • « » на сайте
  • « » на сайте

Источники

  • S.T.Joshi, “The Sources for ‘From Beyond,’” Crypt No. 38 (Eastertide 1986): 15–19
  • Peter Dendle, “Patristic Demonology and Lovecraft’s ‘From Beyond,’” Journal of the Fantastic in the Arts 8, No. 3 (1997): 281–93.
  • E. F. Bleiler and Richard Bleiler. Science-Fiction: The Early Years . Kent State University Press, 1990. (p.454). ISBN 9780873384162 .

Примечания

  1. Joshi, S.T.; Schultz, David E. (2004). An H.P. Lovecraft Encyclopedia . Hippocampus Press. p. 94. ISBN 978-0974878911 .
  2. Joshi, S.T.; Schultz, David E. (2004). An H.P. Lovecraft Encyclopedia . Hippocampus Press. p. 21-22. ISBN 978-0974878911 .
  3. H. P. Lovecraft, "The Shunned House", At the Mountains of Madness , p. 237.
  4. E. F. Bleiler and Richard Bleiler. Science-Fiction: The Early Years . Kent State University Press, 1990. (p.454). ISBN 9780873384162.
  5. Joshi, pp. 18–19.
Источник —

Same as Из глубин мироздания