Мосты через забвение
- 1 year ago
- 0
- 0
«Забве́ние» ( англ. Ex Oblivione ) — это прозаическая поэма американского писателя ужасов Говарда Филлипса Лавкрафта , написанная в конце 1920 — начале 1921 года. Впервые была опубликована в журнале «The United Amateur» в марте 1921 года, под псевдонимом Ward Phillips. Вдохновение было получено от философских работ Артура Шопенгауэра . Поэма относится к « Циклу снов ».
Герой чувствует, что ему осталось жить недолго, поэтому он сбегает от реальности и переносится во снах в «Иной мир» — Страну снов , где он ищет красоту, которой ему не хватает в жизни. Там, он блуждает по зачарованным чащам ( англ. Enchanted woods ), плывёт под парусами по морю, спускается на барке по подземной реке в мир пурпурных сумерек ( англ. World of purple twilight ), посещает золотую долину, которая ведет к тернистым рощам и руинам погребенных в земле храмов, и заканчивается высокой зеленой стеной. Рассказчик долго ищет проход в этой стене и однажды он находит увитые плющом бронзовые ворота. Он понял, что там скрывается именно та Страна-мечты ( англ. Dream-country ), что является к нему в видениях, которая представляется ему очень красивой и от нее исходит сияние ( англ. Radiant ).
В призрачном городе Закарионе ( англ. Zakarion ) он находит папирус, в котором написано, что за бронзовые врата нельзя пройти дважды, одним там являются чудеса, а другим — разочарования. Папирус написали мудрецы, рожденны в Стране снов, а не «Мире бодрствующих» ( англ. Waking world ). Тогда герой принимает снадобье, что помогает ему перенестись в долину за вратами. Там оказались невероятные красоты, но когда чары снадобья ослабли, он увидел, что вокруг одна белая смерть. Это и был конец его жизни и он растворился в забвении, откуда демон по имени Жизнь призвал его, на один только миг.
Рассказчик ( англ. Narrator ) — сновидец, имя которого не называется, проник за врата, которые видели лишь немногие. Он изучал рукописи мудрецов в Закарионе и изготовил снадобье.
Демон Жизни ( англ. Daemon Life ) — божество в Стране снов , которое наделяет даром жизни души тех, кто пребывает в мире неживых.
В « Энциклопедии Лавкрафта » предполагается, что главная тема «Забвение» — то, что небытие предпочтительнее жизни. Вероятно, эту идею Лавкрафт подчеркнул из чтения философа Артура Шопенгауэра . Лавкрафт выражал схожие чувства в своих работах в то время, написав в защиту « Дагона» : «Нет ничего лучше забвения, потому что в забвении нет неисполненных желаний». В целом эти идеи отражают пристрастие Лавкрафта к космизму и его отношение к человеку, как к малозначимому существу.
В этом рассказе впервые упоминается папирус, который составили мудрецы из Страны снов — вероятно, эта идея послужила основой для создания « Пнакотических манускриптов ». Также говорится, что в этом папирусе записан рецепт зелья — что напоминает медицину Древнего Египта . Египтяне использовали « Непентэ » — как эликсир забвения от грусти.
Страна снов, призрачные миры, зачарованная роща, пространства в космосе — будут часто появляются в произведениях Лавкрафта.
В рассказе упоминаются бронзовые врата между миром живых и пространством, где нет материи и законов сущего. Похожее пространство в эфире описано в рассказе « Селефаис ». Некоторые исследователи творчества Лавкрафта сравнивают этот ранний пример идей о вратах между мирами с божеством, которое позже автор свяжет с этим местом — Йог-Сототом . В « Ужас Давнвича » (1928) Лавкрафт напишет: «Йог-Сотот знает "Врата", он и есть "Врата"... а также "Память мира"» .
Поэма «Забвение» связывает ранние произведения из « Цикла снов» : в нем упоминается мир неживых из рассказа « Селефаис »; ландшафты из рассказа « Полярная звезда »; долина с огромными деревьями из рассказа « Память ».
Демон Жизни упоминается только в этом произведении, хотя, в других произведениях можно часто встретить упоминание демоном, забвения, жизни в целом.
В 17 и 18 сонетах « Грибы с Юггота » Лавкрафт дает поэтическое описание окружения этой части Страны снов.