Interested Article - Фофанов, Константин Михайлович

Константи́н Миха́йлович Фо́фанов ( 18 ( 30 ) мая 1862 года , Санкт-Петербург , Российская империя 17 ( 30 ) мая 1911 года , Санкт-Петербург , Российская империя ) — русский поэт-романтик, не входивший явно ни в одну из поэтических школ . Предвосхитил в своём творчестве модернизм и символизм . Отец поэта-эгофутуриста К. К. Фофанова ( Константина Олимпова ).

Биография

Родился в купеческой семье. Отец был крестьянином, но начал продавать дрова и выбился в купцы. Костя был одним из десяти детей в семье. Мальчик начал учиться с шести лет в «первоначальной школе»; впоследствии посещал другие учебные заведения — дешёвые частные пансионы Эме и Кестнера, а также городское училище Петербурга. Однако учёбу он оставил, не закончив 4-го класса, после того как отец его разорился и ушёл в мистические переживания. В итоге Константин не получил систематического образования. Недостатки образования отчасти восполнялись постоянным чтением журналов и книг, порой беспорядочным, но разнообразным. Чтение носило совершенно бессистемный характер, но увлекшись книгами, Фофанов пристрастился к поэзии. Любимыми его авторами были Некрасов , Кольцов и Пушкин .С 8-10 лет он стал подбирать рифмы, а в возрасте 13 лет начал писать стихи, чему, впрочем, не находил сочувствия в семье.

Реклама сборника стихов, 1894 год.

Дебютировал в печати в 1881 публикацией стихотворения «Из Библейских мотивов» . Публиковал стихи в иллюстрированных еженедельниках и в газете А. С. Суворина «Новое время», отличался высокой плодовитостью. Первый сборник ( 1887 ) был благожелательно встречен критикой и даже выдвигался на соискание Пушкинской премии . После этого успеха Суворин издал второй сборник с таким же названием 1889 ; затем вышли книги стихотворений ( 1892 ), повесть в стихах «Барон Клакс» ( 1892 ), «Стихотворения» (в пяти частях, 1896 ).

В браке с Лидией Тупылевой, выпускницей Смольного института , у Фофанова родилось 11 детей (из которых двое умерли в раннем возрасте ). Десятый ребёнок, Константин, стал поэтом и писал под псевдонимом Константин Олимпов . Чтобы содержать столь большую семью, Фофанов не гнушался никакой работой, но последние десять лет жизни он провёл в нищете и пьянстве. Фофанов страдал алкоголизмом , в начале 1890-х перенёс тяжёлое психическое заболевание , предпринимал неоднократные попытки покончить с собой . Несмотря ни на что, он продолжал много писать, но были изданы лишь сборник ( 1900 ), поэма в октавах и поэма ( 1910 ).

Константин Фофанов на смертном одре
Мемориальная доска в Гатчине

Константин Фофанов умер в 1911 г. в возрасте 49 лет от воспаления лёгких и общей истощённости организма . Похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище .

Личные вещи поэта хранятся в Музее-усадьбе П. Е. Щербова .

Творчество

Фофанов никогда не принадлежал к каким-либо литературным школам и течениям, однако его можно считать наследником и продолжателем романтического направления в русской поэзии . Для его мировоззрения характерно ощущение трагического дуализма бытия, дисгармонии между реальностью и недостижимой мечтой . По мнению Е. З. Тарланова, новаторство Фофанова состояло в создании «лирического героя нового типа: скованного „земными цепями“ страдающего мечтателя, пронизанного острым ощущением экзистенциального трагизма» .

Лирика Фофанова богата выразительными средствами ( метафорами , эпитетами ); в ней сильно музыкальное начало. Нередко стихотворения не «отделаны», в них встречаются языковые и стилистические небрежности и вольности. С. А. Венгеров объясняет это тем, что Фофанов — «яркий представитель почти бессознательного творчества, отдающегося песнопению, по немецкой эстетической формуле, wie der Vogel singt» (с нем. «как птица поёт») . Кроме того, Фофанов стремился запечатлеть в своём творчестве мимолётное, неуловимое, иллюзорное, так что иногда неясность и расплывчатость можно считать намеренными .

Несмотря на близость лирики Фофанова к «чистому искусству», ему были не чужды и гражданские темы. Его творчество пронизано глубоким альтруизмом, сочувствием к страдающим и обездоленным.

В поэзии Фофанова присутствуют черты, позволяющие видеть в ней переходный этап от традиционных форм к модернизму . Многое из творческих исканий поэта будет впоследствии заимствовано и разработано поэтами первой половины XX века; так, его можно считать одним из предшественников символистов . В целом период с середины 1880-х до середины 1890-х в истории русской поэзии нередко называют «фофановским» , поскольку поэзия Фофанова оказалась созвучна распространённым настроениям, нашла широкий отклик у читателей и вызвала подражания. О творчестве Фофанова одобрительно отзывались художник И. Е. Репин (автор портрета Фофанова, крёстный отец сына), поэты Я. П. Полонский и А. Н. Майков , писатели Л. Н. Толстой и Н. С. Лесков . Валерий Брюсов написал о нём в некрологе, что это был «настоящий, прирожденный поэт „Божией милостью“» .

Примечания

  1. Тарланов Е. З.
  2. = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / В. Казак ; [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. ISBN 5-8334-0019-8 . . — С. 440.
  3. , с. 231.
  4. , с. 390.
  5. , с. 232.
  6. , с. 391.
  7. // Отдел IV // Весь Петербург на 1914 год, адресная и справочная книга г. С.-Петербурга / Ред. А. П. Шашковский. — СПб. : Товарищество А. С. Суворина – «Новое время», 1914. — ISBN 5-94030-052-9 .
  8. . Гатчинская жизнь . Дата обращения: 9 июня 2021. 9 июня 2021 года.
  9. .

Литература

Ссылки

  • в
Источник —

Same as Фофанов, Константин Михайлович