Interested Article - Русский футуризм

Русский футуризм — одно из направлений русского авангарда ; термин, используемый для обозначения группы российских поэтов, писателей и художников, перенявших положения манифеста Томмазо Филиппо Маринетти .

Основные черты

  • бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
  • отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее;
  • бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики , рифмы , ориентация на произносимый стих, лозунг , плакат ;
  • поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка .
  • культ техники индустриальных городов.

История

Возникновение

Игорь Северянин первым из русских поэтов использовал слово «футуризм», предложив термин «эго-футуризм»; он выпустил в 1911 году сборник «Пролог. Эго-футуризм».

Но до этого уже были « будетляне », первый сборник которых « Садок судей 1 » вышел в 1910 году, примерно тогда же, когда и манифест Маринетти. Летом 1910 года в Санкт-Петербурге, будетляне во главе с Давидом Бурлюком также стали называть себя группой « Гилея ».

Членами «Гилеи» были Велимир Хлебников , Алексей Кручёных , Владимир Маяковский , Давид Бурлюк , Василий Каменский и Бенедикт Лившиц . В декабре 1912 года они выпустили манифест « Пощёчина общественному вкусу » . Этот манифест призывал «бросить Пушкина , Достоевского , Толстого и проч., и проч., с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов:

1. На увеличение словаря поэта  в  е г о  о б ъ ё м е  произвольными и производными словами (Слово — новшество).
2. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы.
4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.

Расцвет

«Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали также эго-футуристы во главе с Игорем Северяниным (Санкт-Петербург), « Центрифуга » ( Москва ), группы в Киеве , Харькове , Одессе , Баку . Члены «Гилеи» придерживались доктрины кубофутуризма ; в его рамках появилась заумная поэзия , изобретённая Хлебниковым и Кручёных.

Окончание периода «бури и натиска»

Некоторый кризис футуризм испытывал уже к концу 1914 года, после периода «бури и натиска».

«Добившись шумного успеха, скандальной славы, выпустив больше десятка книг, осуществив театральные постановки, футуристы чувствуют, что их историческая миссия выполнена» .

Окончание этого периода было связано также и с тем, что в 1913—1914 годах добровольно ушли из жизни несколько поэтов-футуристов. Как например Иван Игнатьев , Надежда Львова , Всеволод Князев (1891—1913), Василий Комаровский (был близок к кругам футуристов) и Богдан Гордеев (Божидар ), оба последних осенью 1914 года.

Исчезновение

С установлением в России советской власти футуризм постепенно стал исчезать. Бывшие футуристы составили ядро ЛЕФа (Левого фронта искусств) , распавшегося к концу 1920-х.

Многие из авторов эмигрировали ( Давид Бурлюк , Игорь Северянин , Илья Зданевич , Александра Экстер ), умерли ( Велимир Хлебников , Александр Богомазов ), покончили с собой ( 1930 Владимир Маяковский ), некоторые отошли от идеалов футуризма и выработали собственный, индивидуальный стиль ( Николай Асеев , Борис Пастернак ). Крученых с 1930-х годов, после гибели Маяковского и расстрела Игоря Терентьева , отходит от литературы и живёт продажей редких книг и рукописей, что тогда тоже далеко не приветствовалось.

Поздние последователи

В конце 1920-х годов попытка возродить футуризм была предпринята объединением ОБЭРИУ .

Футуризм в литературе

Кубофутуризм

К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников , Елена Гуро , Давид и Николай Бурлюки , Василий Каменский , Алексей Кручёных , Бенедикт Лившиц , Владимир Маяковский

Эгофутуризм

Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Лидером движения был сначала Игорь Северянин . Позже им стал поэт Иван Игнатьев ; в 1912 году он основал первое эгофутуристическое издательство « Петербургский глашатай »

К эгофутуризму также примыкали Георгий Иванов , Рюрик Ивнев , Петр Ларионов , Вадим Шершеневич , и стилистически приближавшийся к кубофутуризму Василиск Гнедов .

Имажинизм

Основная статья: Имажинизм

К поэтам-имажинистам относились Сергей Есенин, Вадим Шершеневич, Анатолий Мариенгоф.

Имажинисты призывали вернуть слову первоначальную ясность. Они считали, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора , часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж , анархические мотивы.

Биокосмизм

Основная статья: Биокосмизм

Ведущие представители и Александр Ярославский .

«Мезонин поэзии»

Поэтическое объединение, созданное в 1913 году московскими эгофутуристами. В него входили Вадим Шершеневич , Рюрик Ивнев (М. Ковалёв), Лев Зак (псевдонимы — Хрисанф и Михаил Россиянский ), Сергей Третьяков , Константин Большаков , Борис Лавренёв и целый ряд других молодых поэтов.

Идейным вдохновителем группы, а также самым энергичным её участником являлся Вадим Шершеневич . «Мезонин поэзии» считался в литературных кругах умеренным крылом футуризма .

Объединение распалось в конце 1913 года. Под маркой «Мезонин поэзии» вышло три альманаха: «Вернисаж», «Пир во время чумы», «Крематорий здравомыслия» и несколько сборников.

«Центрифуга»

Московская футуристическая группа, образовавшаяся в январе 1914 года из левого крыла поэтов, ранее связанных с издательством «Лирика».

Основные участники группы — Сергей Бобров , Николай Асеев , Борис Пастернак .

Основной особенностью в теории и художественной практике участников группы было то, что при построении лирического произведения центр внимания со слова как такового перемещался на интонационно-ритмические и синтаксические структуры. В их творчестве органично соединялось футуристическое экспериментаторство и опоры на традиции.

Книги под маркой «Центрифуга» продолжали выходить до 1922 года.

Футуризм в изобразительном искусстве

Влияние на культуру и оценки

Дом Матюшина

В 2006 году в Санкт-Петербурге открылся Музей петербургского авангарда , в доме, где жил Матюшин на улице профессора Попова , дом 10.


Русский футуризм в сравнении с итальянским

Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие из поэтов-футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством. С другой стороны, футуризм был источником вдохновения для некоторых авангардных русских художников, таких как Михаил Фёдорович Ларионов , Наталья Сергеевна Гончарова и Казимир Северинович Малевич . Примером совместной работы поэтов и художников стала футуристская опера « Победа над Солнцем », либретто которой написал Алексей Кручёных, а декорации оформил Казимир Малевич.

С точки зрения идеологии между итальянским и русским футуризмом также существовали различия. Итальянский футуризм воспевал милитаризм , а его лидера Маринетти упрекали в шовинизме и женоненавистничестве . Позже Маринетти стал сторонником итальянского фашизма. В то же время, представители русского футуризма характеризовались левыми и антибуржуазными убеждениями; ряд их приветствовал Октябрьскую революцию (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Осип Брик , Николай Асеев, Василий Кандинский ) и стремились развивать искусство в революционном духе. В русском футуризме немало антивоенных произведений, в противоположность милитаризму Маринетти (поэма « » Маяковского, «Война в мышеловке» Хлебникова).

Примечания

  1. . World Digital Library (1914). Дата обращения: 28 сентября 2013. 3 октября 2013 года.
  2. София Старкина , от 19 декабря 2014 на Wayback Machine Глава третья
  3. : [ 28 сентября 2022 ] / Коллектив авторов // Уланд — Хватцев. — М. : Большая российская энциклопедия, 2017. — С. 678-679. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 33). — ISBN 978-5-85270-370-5 .
  4. Лившиц Б. Полутораглазый стрелец: Стихотворения, переводы, воспоминания

Библиография

Альбомы, каталоги, монографии, мемуары

Статьи, интервью

  • Лундберг Е. О футуризме // Русская мысль . — 1914. — № 3 .
  • Любитель. Бесстыжие... (На выставке футуристов) // Биржевые ведомости . — Пг. , 4 марта 1915 года.
  • Шкловский В. Предпосылки футуризма // Голос жизни . — 1915. — № 18 .
  • Пунин Н. Футуризм — государственное искусство // Искусство коммуны : Издание Отдела Изобразительных Искусств Комиссариата Народного Просвещения. — 29 декабря 1918 года. — № 4 .
  • Faucherau S. Du futurisme russe // Europe. Revue Littéraire Mensuelle. — 1975. April. — № 53 (552) . — P. 30—74.
  • Marcadé J. C. Chronologie du futurisme russe // Europe. Revue Littéraire Mensuelle. — 1975. April. — № 53 . — P. 209—220.
  • Duganow R. Die Ästhetik des russischen Futurismus // Sieg über die Sonne: Aspekte russischer Kunst zu Beginn des 20. Jahrhunderts: Ausstellung der Akademie der Künste, Berlin, und der Berliner Festwochen vom 1. September bis 9. Oktober 1983 / Hrsg. Ch. Bauermeister u. a.. — Berlin: Frölich & Kaufmann, 1983. — S. 233—249.
  • Аристархова Лада. // Культура . — 16 июня 2008 года.
  • Горячева Т. В. Мифотворчество футуризма. О некоторых сюжетах и героях // Русский авангард в кругу европейской культуры. — М. , 1994.
  • Горячева Т. В. Утопии в искусстве русского авангарда: футуризм и супрематизм // Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина . — М. : ИМЛИ РАН , 2010. — Т. 2 . — С. 66—138 . — ISBN 978-5-9208-0363-4 .
  • Терёхина В. Н. Русский футуризм: становление и своеобразие // Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина . — М. : ИМЛИ РАН , 2010. — Т. 2 . — С. 139—207 . — ISBN 978-5-9208-0363-4 .
  • // Архитектон: известия вузов. — 2015. — Март ( № 49 ).

Ссылки

См. также

Источник —

Same as Русский футуризм