Золотое руно (пьеса)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Золото́е руно́» ( фр. La Toison d'or ) — ежемесячный художественный и литературно-критический журнал, выходивший в Москве в 1906—1909 годах. Редакция и контора располагались на Новинском бульваре . Всего вышло 34 номера журнала. Название восходит к петербургскому символистскому кружку « Аргонавты ».
Задумывался он как продолжение петербургского « Мира искусства ». Редактор-издатель — Николай Рябушинский , фактический руководитель литературного отдела в первое время — поэт Сергей Соколов (Кречетов). Сотрудником литературного и редактором художественного отдела был художник , в 1905 году издававший журнал в Москве журнал « ».
Значительные финансовые средства, вложенные в «Золотое руно» Рябушинским (беспрецедентные для модернистских изданий), способствовали как привлечению широкого круга именитых сотрудников, так и высокому художественному уровню оформления журнала.
Журнал содержал обильные иллюстрации ( виньетки и другие украшения страниц, выполненные Львом Бакстом , Евгением Лансере , Константином Сомовым и другими крупными российскими и зарубежными художниками, цветные снимки портретов и пейзажей , специально подготовленные к публикациям в журнале портреты авторов, которые составили большую портретную галерею). Первые полгода выходил параллельно на русском и французском языках, причём на французский переводились и поэтические тексты. С 1908 издатель отказался финансировать формат « кварто », выбранный для репродукций произведений искусства.
Первый номер «Золотого руна» вышел 1 февраля 1906 года (по ст. стилю) и был посвящён Михаилу Врубелю . В журнале, открывавшемся стихотворением Валерия Брюсова «М. А. Врубелю», были помещены 14 репродукций работ художника. В выпуске принимали участие: Евгений Лансере (марка и виньетки к «Ожерелью» и «Человеческой повести квичей-майев» Константина Бальмонта , а также к «Влюбленности» Александра Блока ), Лев Бакст (виньетка к «Старинным октавам» Дмитрия Мережковского ), Мстислав Добужинский (лист оглавления, полосы между текстами, 2 виньетки — к статье Блока «Краски и слова» и между разделами «Художественная критика» и «Художественная хроника»). Также в номере был помещен отрывок из мистерии Андрея Белого «Пасть ночи». Художник Александр Бенуа назвал выпуск «верхом безвкусицы», добавив, что «Врубель ужасен. Зато Рерих блещет».
Третий номер был посвящён Виктору Борисову-Мусатову . Пять виньеток для журнала выполнил Павел Кузнецов .
Первоначально в журнале печатались основные представители русского символизма . После ухода Соколова-Кречетова вследствие конфликтов с Рябушинским в 1907 году с журналом порвали В. Я. Брюсов , Андрей Белый , Д. С. Мережковский , З. Н. Гиппиус , М. А. Кузмин , Ю. Балтрушайтис . Руководящую роль в литературном отделе «Золотого руна» стали играть Вяч. Иванов , А. А. Блок , Г. Чулков , С. А. Ауслендер .
Первоначально не имевший чёткой программы, в этот период журнал вёл полемику с журналом « Весы », противопоставив эстетизму и индивидуализму «Весов» понимание искусства как религиозно - мистического «соборного» действия . Особое значение имели статьи Блока о гражданской ответственности художника перед народом и обществом.
В «Золотом руне» сотрудничали также К. Д. Бальмонт , Фёдор Сологуб , Н. Минский , М. А. Волошин , С. Городецкий , В. Розанов , И. А. Бунин , Л. Н. Андреев , Б. К. Зайцев , А. М. Ремизов , Б. А. Садовский , К. Чуковский , французский поэт Мерсеро и другие. «Золотым руном» были изданы книги Бальмонта, Сологуба, Блока, Ремизова и других писателей. При информационной поддержке журнала Рябушинский организовал художественную выставку «Голубая роза» (1907) и серию выставок « Золотого руна » (1908—1910) .