Голубень (сборник стихов Есенина)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Огненный столп» — девятый сборник стихов Николая Гумилёва , выпущенный в 1921 году в Петрограде издательством « Петрополис ». Последняя прижизненная книга стихов поэта, считающаяся вершиной его творчества .
После длительной паузы, связанной с тяжелыми условиями жизни в красном Петрограде и невозможностью публиковаться из-за гибели периодической печати при военном коммунизме , со второй половины 1919 года Гумилев испытывал «фантастический» творческий подъем, насильственно прерванный советской властью лишь спустя два года. Корней Чуковский назвал этот период гумилевского акме « болдинской осенью » поэта .
К концу августа 1919 были написаны «Евангелическая церковь», «Мой час», «Канцона», «Естество», «Душа и тело», «Слово», «Лес» и «Персидская миниатюра», позднее появились « Заблудившийся трамвай », « Шестое чувство », «Перстень», «Молитва мастеров», «Леопард» и другие стихи . Несколько стихотворений, вошедших в сборник, были опубликованы в прессе после объявления в марте 1921 НЭПа и возобновления в Петрограде полноценной издательской деятельности. Саму рукопись «Огненного столпа» поэт отдал в издательство Якова Блоха «Петрополис» еще 18 декабря 1920, к концу месяца закончил «Звёздный ужас» и приступил к работе над «Поэмой Начала» . Летом 1921, за несколько дней до ареста, Гумилев дополнил сборник стихотворением « Мои читатели », ставшим его поэтическим завещанием .
Книга, посвященная жене поэта Анне Николаевне Энгельгардт, вышла в августе, уже после ареста Гумилева, но еще до его убийства, так как в Жизни искусства за 16—21.08.1921 о ее издании сообщалось как о предстоящем «факте этой недели» . Выпущенное рабоче-крестьянской властью 1 сентября сообщение об убийстве чекистами 61 человека из числа арестованных по Таганцевскому делу , произвело, по свидетельству мемуаристов, шокирующее впечатление на Петроград и придало публикации сборника трагическую окраску .
По утверждению Ирины Одоевцевой первоначально Гумилев намеревался озаглавить сборник «На половине странствия земного», что было одобрено на заседании Цеха поэтов , но на следующий день сообщил мемуаристке, что переименует книгу в «Огненный столп», так как ранее выбранное название «может сократить ему жизнь». В вашингтонском собрании сочинений также утверждается, что первоначально сборник должен был называться «Посредине странствия земного», но, как полагают некоторые исследователи, под этим названием в действительности имеется в виду рукопись сборника « К Синей звезде », изданного в 1923 году в Берлине . При этом Анна Ахматова была уверена, что «Посередине странствия земного» было первоначальным названием «Огненного столпа») .
Название сборника взято из Ветхого Завета , где этот образ используется в связи с исходом евреев из Египта : «Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе оrненном, светя им, дабы идти им и днем, и ночью» . По мнению Н. А. Богомолова также возможна отсылка к ницшевскому « Заратустре » (в переводе 1906 года: «Горе этому большому городу! — И я хотел бы уже видеть огненный столп, в котором он сгорает! Ибо эти огненные столпы должны предшествовать великому полудню») , а Сергей Маковский предполагал, что название книги, в которой любовь приобретает «несколько эзотерический смысл» , может восходить к стихотворению Гумилева «Много есть людей, что, полюбив…», где есть строки «Если бы могла явиться мне Молнией спасительной Господней, И отныне я горю в оrне, Вставшем до небес из преисподней» относящиеся к девушке, отказавшей ему в 1917 году в Париже, что могло стать косвенной причиной гибели поэта, который, по мнению мемуариста, в противном случае, вероятно, не вернулся бы в красную Россию .
Анне Николаевне Гумилевой
Душа и тело
Неизменный противник поэзии Гумилева Эрих Голлербах в своей рецензии на этот раз отдает должное его достижениям:
«Огненный столп» являет собою естественное продолжение « Костра ». Для Гумилева вообще характерна органическая связанность всех книг. Начиная с « Пути конквистадоров » и кончая «Огненным столпом» поэт неизменно шел одной и тою же дорогой: к совершенству формы, к магии слова, к деспотическому овладению стихом. Трудно связать с именем Гумилева идейные искания, мятежную мечтательность. Настойчиво и неуклонно завоевывал он стих и, надо признать, завоевал (…) Есть в «Огненном столпе» стихотворения незабываемые: «Память», «Канцона вторая», « Шестое чувство ». Жаль, что в сборник включен неудачный « Заблудившийся трамвай » и «Лес» с его «пэром Круглого стола».
— «Вестник литературы». 1921, № 10, с. 9
Похвально отозвался на сборник серапионов брат Лев Лунц («Книжный угол». 1922, № 8. С. 52), отметивший, что «"Огненный столп" — прекрасная книга, лучшая из всех книг Гумилева. Правда, и в ней есть неудачные произведения (поэма «Звездный ужас»), но философские, «умные» стихи, самый трудный род поэзии, на котором зачастую срывались первоклассные поэты, — эти стихи удались Гумилеву мастерски» .
Футурист Сергей Бобров раскритиковал неприемлемую для него гумилевскую эстетику, написав, что при наличии немалого таланта автор «Огненного столпа» «большим поэтом никогда не был и было бы только курьезно спрашивать у него широкой и всякому нужной поэзии» .
По мнению Георгия Иванова , хорошо знакомого с поэзией Гумилева, «Огненный столп» «более чем любая из его предыдущих книг полна напряженного стремления вперед по пути полного овладения мастерством поэзии в высшем (и единственном) значении этого слова». При этом «Огненный столп»:
…характернейшая, но вряд ли самая сильная из книг Гумилева. Зная все его творчество, мы знаем, что он почти всегда находил удачное разрешение поставленных себе задач. Аналогия с « Чужим небом » — здесь вполне уместна. Наступление в недоступные еще поэту области было начато в «Чужом небе», но достижения совершенной победы собраны не в нем, а в более отстоявшихся « Колчане » и « Костре ». Так и здесь — целый ряд ритмических, композиционных и эйдолологических завоеваний намечается в «Огненном столпе», но вчерне, наспех, в горячке созидания, и поэтому местное значение многих (составляющих ядро сборника) стихотворений не соответствует их самодовлеющей ценности.
— О поэзии Н. Гумилева // Летопись Дома литераторов, 1.11.1921 (№ 1). — С. 3
Николай Оцуп в своем очерке пишет, что посредственных стихотворений в сборние нет, все стоят много выше среднего уровня. При этом:
Военные стихи «Колчана», африканские стихи « Шатра », так же как и некоторые стихи « Костра », посвященные природе, северу, России, стоят, может быть, выше большинства стихов «Огненного столпа». Но притягательность отдельных стихов, предшествующих последнему сборнику поэта, заключается прежде всего в острых ощущениях Гумилева, который, переживая пьянящие приключения, одновременно изображал их в своей поэзии яркими красками. Совершенство же стихов, собранных в «Огненном столпе», является как бы вознаграждением поэту за долгие усилия ремесленника, вечно стремящегося к лучшему.
— Оцуп Н. А. Николай Гумилев: Жизнь и творчество. — СПб., 1995. — С. 155