Всюду есть небо
- 1 year ago
- 0
- 0
«Чужое небо» — четвертый сборник стихов Николая Гумилёва , выпущенный в 1912 году в Петербурге журналом «Аполлон» .
Книга была указана как недавно изданная в марте 1912 в № 6 Русской художественной летописи (приложении к журналу Аполлон ). Сборник вышел с подзаголовком «Третья книга стихов», при том, что он был четвертым по счету, о чем свидетельствовал список книг Гумилева, приведенный в конце самого издания . Таким образом Гумилев демонстративно отказывался от своего первого «ученического» сборника . Михаил Кузмин в «Письмах о русской поэзии» предпочитает видеть в новом сборнике второй шаг по пути, начавшемся с « Жемчугов », поскольку « Романтические цветы » были включены автором в состав последнего, а « Путь конквистадоров » Гумилев не посчитал нужным переиздавать .
В состав сборника вошла часть стихотворений «караваевского» цикла, написанных поэтом летом — осенью 1911 для альбомов его родственниц сестер Марии и Ольги Кузьминиых-Караваевых; Анна Ахматова считала эти стихи посредственными, а Вячеслав Иванов сравнительно неплохими, хотя и не самостоятельными .
Разделы книги были составлены по жанрам. В первом представлена преимущественно лирика, во втором баллады и стихи балладного типа, в том числе стилизации под африканские песни, в третьем переводы, в четвертом поэмы, в пятом пьеса, и предполагается, что автор таким образом стремился показать возможности содержательных и формальных новаций в различных видах поэзии .
Посвящается Анне Ахматовой
Абиссинские песни
Из Теофиля Готье (переводы)
Поэмы
Валерий Брюсов в обзоре современной русской поэзии в № 7 Русской мысли отмечает в новом сборнике «известное движение вперед» и то, что «по-прежнему холодные, но всегда продуманные стихи Н. Гумилева оставляют впечатление работ художника одаренного, любящего свое искусство, знакомого со всеми тайнами его техники» , намекает на преобладание в его стихах формы над содержанием, при этом замечая интересные мысли и новые темы, к которым автор раньше не обращался .
Сергей Городецкий , вместе с которым Гумилев незадолго до этого возглавил Цех поэтов , в соответствии с принципами акмеизма , провозглашенного вскоре после выхода книги, отметил в своей рецензии («Речь» 15 (28).10.1912), что в сборнике много свежести, вместо символов даны жизнеспособные образы и в стихах «нет ни мистики, ни магии, ни каббалистики, ни теософии» .
Короткий благожелательный отзыв оставил Владимир Нарбут , зато Борис Садовский написал разгромную рецензию (« Современник », 1912, № 4), заявив, что о новом сборнике «как о книге поэзии, можно бы не говорить совсем, потому что ее автор — прежде всего не поэт » , при том, что стихи его неплохо «сделаны» и даже похожи на настоящую поэзию. При этом «все открытия г. Гумилева, искателя спокон века открытых Америк, сводятся исключительно к сочинению головоломных рифм, к подбору небывалых созвучий» , тогда как образы и темы его остаются заимствованными, мертворожденными и «высосанными из пальца». Критик противопоставляет экзотичности Гумилева простоту Афанасия Фета , призывавшего находить сюжеты в обыденности .
Владислав Ходасевич в вышедшем в 1914 году Обзоре русской поэзии пишет о новом сборнике:
…последняя книга Н. Гумилева «Чужое небо» выше всех предыдущих. И в «Пути конквистадоров», и в «Романтических цветах», и в «Жемчугах» было слов гораздо больше, чем содержания, ученических подражаний Брюсову — чем самостоятельного творчества. В «Чужом небе» Гумилев как бы снимает наконец маску. Перед нами поэт интересный и своеобразный. В движении стиха его есть уверенность, в образах — содержательность, в эпитетах — зоркость. В каждом стихотворении Гумилев ставит себе ту или иную задачу и всегда разрешает ее умело. Он уже не холоден, а лишь сдержан, и под этой сдержанностью угадывается крепкий поэтический темперамент.
У книги Гумилева есть собственный облик, свой цвет, как в отдельных ее стихотворениях — самостоятельные и удачные мысли, точно и ясно выраженные. Лучшими стихотворениями в «Чужом небе» можно назвать «Девушке», «Она», «Любовь», «Оборванец». Поэмы слабее мелких вещей, но и в них, например в «Открытии Америки», есть прекрасные строки. Самое же хорошее в книге Гумилева то, что он идет вперед, а не назад.
— Ходасевич А. Ф. Русская поэзия. Обзор / Собрание сочинений. Т. 1. — М.: 1996. — С. 414—415
Второе издание «Чужого неба» анонсировалось в 1918 году в сборнике «Фарфоровый павильон», но так и не было осуществлено .