Interested Article - Жемчуга

«Жемчуга» — третий сборник стихов Николая Гумилёва , выпущенный в 1910 году московским издательством «Скорпион» .

Создание и структура

Основу книги составили стихотворения 1907—1910 годов, к которым был добавлен предыдущий сборник « Романтические цветы ». Работу над новым сборником Гумилев начал еще до выхода в свет предыдущего, о чем сообщал В. Я. Брюсову в письме из Парижа 9 января 1908. 15 (28) декабря того же года он просил Брюсова анонсировать в каталоге «Скорпиона» выход нового сборника, сменив его название на «Золотую магию», но в послании из Царского Села 11 (24) мая 1909 сообщил о возвращении к прежнему наименованию. Вышедший из печати во второй половине апреля 1910 сборник открывался надписью: «Посвящается моему учителю Валерию Яковлевичу Брюсову» .

Книга состояла из четырех частей: «Жемчуг черный», «Жемчуг серый», «Жемчуг розовый» и «Романтические цветы».

Названия трех основных частей отсылали к стихотворению Гумилева «Скрипка Страдивариуса» (1909), в котором нитки черного, серого и розового жемчуга носил как украшение дьявол, и в свою очередь намекали на программное стихотворение, открывавшее весь сборник — «Волшебную скрипку» .

Юрий Верховский считает, что каждый из трех основных разделов Гумилев завершает сказочно-фантастическим эпосом , и таким образом в «Сне Адама» «дает образ грезе поэта о первобытно-светлой душе, испуганной познанием жизни человеческой» ; в «Капитанах» «открывается суровая и мужественная легенда о далях и безднах ищущего духа человеческого» ; из «Северного раджи» встает «видение торжествующей творческой мечты» .

Относительно символики цветов А. С. Архипова полагает, что «Жемчуг черный» своим цветом ночи и небытия обозначает отрицание, уход из рая («Лучше слепое Ничто, / Чем золотое вчера») и предполагает преступление (Потомки Каина», «Семирамида», «Портрет мужчины в Лувре»), «Жемчуг серый» цветом сумерек представляет центральную идею скитаний над океанскими безднами («Возвращение Одиссея», «Капитаны»), а «Жемчуг розовый» означает рассвет («Христос», «Путешествие в Китай», «Рыцарь с цепью») и герой завершающего стихотворения «Северный раджа» строит новую Индию, как воплощение земного рая .

Состав сборника

Жемчуг черный

Эпиграф: «Qu'ils seront beaux, les pieds de celui qui viendra / Pour m'annoncer la mort!» (Прекрасны будут пусть той стопы, что придет / О смерти возвестить!) из поэмы Альфреда де Виньи «Гнев Самсона» (1838—1839), изданной в посмертном сборнике «Судьбы» (1864)

  • Волшебная скрипка
  • Одиночество
  • Камень
  • Одержимый
  • Поединок
  • В пустыне
  • Портрет мужчины. Картина в Лувре работы неизвестного
  • Основатели
  • Выбор
  • Лесной пожар
  • Царица
  • Товарищ
  • В библиотеке
  • В пути
  • Семирамида
  • Читатель книг
  • Адам
  • Воин Агамемнона
  • Варвары
  • В мой мозг, в мой гордый мозг собрались думы…
  • Театр
  • Потомки Каина
  • Дон Жуан. Сонет
  • Попугай. Сонет
  • Сон Адама

Жемчуг серый

Эпиграф: «Что ж! Пойду в пещеру к верным молотам, / Их взносить над горном жгуче-пламенным, / Опускать их на пылающий металл» из стихотворения Брюсова «Прощание» 1904, изданного в сборнике «Stephanos» (1906)

Возвращение Одиссея

  • I. У берега
  • II. Избиение женихов
  • III. Одиссей у Лаэрта
  • Завещание
  • Озёра
  • Старый конквистадор
  • Правый путь
  • Орёл
  • Ворота рая
  • Колдунья
  • Вечер («Ещё один ненужный день…»)
  • «Рощи пальм и заросли алоэ…»
  • «У меня не живут цветы…»
  • Это было не раз
  • Старина
  • «Он поклялся в строгом храме…

Беатриче

  • I. «Музы, рыдать перестаньте…»
  • II. «В моих садах — цветы, в твоих — печаль…»
  • III. «Пощади, не довольно ли жалящей боли…»
  • IV. «Я не буду тебя проклинать…»
  • Молитва

Капитаны

  • I. «На полярных морях и на южных…»
  • II. «Вы все, паладины Зелёного Храма…»
  • III. «Только глянет сквозь утёсы…»
  • IV. «Но в мире есть иные области…»

Жемчуг розовый

Эпиграф: «Что твой знак? — Прозренье глаза, / Дальность слуха, окрыленье ног» из стихотворения Вячеслава Иванова «Пришлец» (сборник «Прозрачность», 1904)

  • Рыцарь с цепью
  • Заводи
  • Андрогин
  • Кенгуру
  • «Ты помнишь дворец великанов…»
  • Маэстро
  • Христос
  • Сказочное
  • Охота
  • «Мне снилось: мы умерли оба…»
  • Покорность
  • Уходящей
  • Свидание
  • Маркиз де Карабас
  • Путешествие в Китай
  • Северный раджа

Романтические цветы

«И было мукою для них, / Что людям музыкой казалось» Иннокентия Анненского , из стихотворения 1908 года «Смычок и струны» (сборник « Кипарисовый ларец », 1910). Также было сохранено посвящение А. А. Горенко

  • «Над тростником медлительного Нила…»
  • «Что ты видишь во взоре моём…»
  • «Там, где похоронен старый маг…»

Император Каракалла

  • I. «Призрак какой-то неведомой силы…»
  • II. «Император с профилем орлиным…»
  • Любовникам
  • Помпей у пиратов
  • «Улыбнулась и вздохнула…»
  • Влюблённая в дьявола
  • «Я долго шёл по коридорам…»
  • «Царица иль, может быть, только печальный ребёнок…»
  • «На руке моей перчатка…»
  • «Приближается к Каиру судно…»
  • «Сады моей души всегда узорны…»

Озеро Чад

  • I. «Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд…»
  • II. «Видишь, мчатся обезьяны…» (Барабанный бой племени Бурну)
  • III. «На таинственном озере Чад…»
  • «Следом за Синдбадом-Мореходом…»
  • Японской артистке Сада-Якко, которую я видел в Париже
  • Неоромантическая сказка

Критика

Рецензия Валерия Брюсова была опубликована в № 7 Русской мысли , а в 1912-м перепечатана в сборнике «Далекие и близкие». Констатировав, что времена, когда молодое поколение поэтов в борьбе с господствовавшим в литературе реализмом отдавало предпочтение фантастике, заканчиваются и будущее должно принадлежать некоему синтезу «реализма» и «идеализма», он указывает, что Гумилев подобного синтеза пока не ищет, всецело пребывая «в мире воображаемом и почти призрачном» , стихи его полны фантастики и причудливого экзотизма, в четвертом же разделе чудесного элемента еще больше. При этом Брюсов отмечает, что автор в «значительной степени освободился от крайностей своих первых созданий и научился замыкать свою мечту в более определенные очертания» , «медленно, но уверенно идет к полному мастерству в области формы» , и почти все стихи сборника имеют выверенное и утонченное звучание .

Вячеслав Иванов в рецензии в № 7 Аполлона пишет о Гумилеве как достойном подражателе Брюсова, по-прежнему остающемся именно учеником, причем «весь экзотический романтизм молодого учителя расцветает в видениях юного ученика, порой преувеличенный до бутафории и еще подчеркнутый шумихой экзотических имен» . При этом рецензент убежден, что со временем молодой поэт найдет индивидуальный стиль . На данном же этапе эпическое в его поэзии преобладает над лирикой, так как автору не хватает собственного переживания, растворяющегося в чудесном сновидении . От этого проистекает «стесненность поэтического диапазона и граничащая подчас с наивным непониманием неотзывчивость нашего автора на все, что лежит вне пределов его грезы» , при том, что в лирической энергии как таковой у Гумилева недостатка нет, но нехватка душевного опыта, приобретаемого через страдание и любовь, пока еще не дает ему перейти от смутного чувствования к объективному эпосу и чистой лирике .

Издатель Московской газеты , чью книгу стихов Гумилев разгромил в мартовском номере «Аполлона», написав, что «невозможно ни читать ее, ни говорить о ней», ответил короткой и такой же разгромной резцензией, начинавшейся с фразы «есть поэты и стихи, о которых трудно спорить, — так очевидна их ненужность и ничтожность» , после чего для примера высмеял стихотворение «Царица» .

Сергей Ауслендер Речь », 5.07.1910) похвалил молодого ученика Брюсова за строгое и серьезное отношение к поэтическому мастерству , а Георгий Чулков (« », № 20, 1910) под псевдонимом «Борис Кремнев» выделил «даровитого» Гумилева среди брюсовских учеников, усвоивших у метра крепкий и тугой ямбический стих Пушкина и Баратынского . По мнению критика, «если стих Гумилева не мелодичен и не певуч, как скрипка, зато в нем есть ясная звучность трубы герольда, воина и охотника. Гумилев редко пользуется аллитерацией и внутренней рифмой, зато он умеет придать стиху гибкость и желанное напряжение, окрыляя его там, где надо, и эонической строкой» .

Положительную рецензию опубликовал И. И. Ясинский («Новое слово», № 3, 1911) , Василий Гиппиус под псевдонимом «Росмер» («Против течения», №8, 8 декабря 1910) жестоко раскритиковал Гумилева, в стихах которого за «яркостью формы — пустота души, которой нечего сказать» , «под каждой расцвеченной личиной — слишком обычное лицо равнодушного эстета» , при всей экзотической вычурности и изысках поэтической формы а книге «почти нет любовных мотивов, а если есть — это и холодно, и не просто, и не свое» .

Лев Войтоловский в статье «Парнасские трофеи» (« Киевская мысль », 11.07.1910) называет Гумилева «версификатором», а его «Жемчуга» объявляет поддельными камнями, ибо настоящих молодому поэту взять негде, так как они добываются на глубине, поэзия же Гумилева плоская и поверхностная, а «темы его поражают своим внутренним холодом и тупым равнодушием к жизни» . Чего в его стихах предостаточно, так это разнообразных экзотических животных, поэтому сборник следовало бы назвать не «Жемчугами», а «Зверинцем» . Исключениями из однообразной и унылой гумилевской патетики критик считает «Карпитанов», «Маркиза де Карабаса», «Воина Агамемнона» и «Театр» .

В. Львов-Рогачевский («Современный мир». 1911, № 5) упрекает Гумилева в подражательстве и вторичности («размеры брюсовские, выражения бальмонтовские, грустная усмешка гейневская, экзотизм французский» ), считает, что его крикливые, нарумяненные и надушенные стихи — не поэзия, а то самое, что имел в виду Верлен , сказав «Все прочее — литература!», к тому же гумилевская «литература» не в ладах с грамматикой. Несколько лучше прочих критик находит стихотворения «Покорность», «Свиданье», «Японской артистке», « Волшебная скрипка », «В мой мозг», «Император Каракалла», в которых кое-где все же чувствуется искренность .

Второе издание

Во втором издании Гумилев убрал общее посвящение, перенеся его в заглавное стихотворение, избавился от разделов, изменив порядок текстов и сделав в них правки. Из сборника были исключены стихи «Одиночество», «В пустыне», «Адам», «Театр», «Правый путь», «Колдунья», «Охота», «Северный раджа» и «Уходящей», а «В небесах», «Думы», «Выбор», «Мне снилось» и «Основатели» перенесены в сборник «Романтические цветы», тогда же переизданный отдельно. Поскольку оба издания были выпущены петроградским издательством «Прометей» в катастрофическом для русской частной периодики 1918 году, они не были замечены критикой .

Комментарии

  1. По воспоминаниям Василия Немировича-Данченко , Гумилев любил цитировать эти строки (Немирович-Данченко, с. 235)

Примечания

  1. , с. 552—553.
  2. , с. 553.
  3. , с. 520.
  4. , с. 521.
  5. .
  6. , с. 359.
  7. , с. 361.
  8. , с. 363.
  9. , с. 365.
  10. , с. 366.
  11. , с. 367.
  12. , с. 368.
  13. , с. 378.
  14. , с. 554.
  15. , с. 375.
  16. , с. 376.
  17. , с. 371.
  18. , с. 373—374.
  19. , с. 373.
  20. , с. 380.
  21. , с. 382.

Литература

  • Архипова А. С. «Эльдорадо» Эдгара По и «Жемчуга» Николая Гумилёва // Русская филология, № 9. — Тарту, 1998. — С. 132—139
  • Ауслендер С. А. Н. Гумилев. Жемчуга // Николай Гумилев: Pro et contra. — СПб. : Издательство РХГИ, 2000. — ISBN 5-88812-007-3 .
  • Брюсов В. Я. Н. Гумилев. Жемчуга // Николай Гумилев: Pro et contra. — СПб. : Издательство РХГИ, 2000. — ISBN 5-88812-007-3 .
  • Верховский Ю. Н. Путь поэта // Николай Гумилев: Pro et contra. — СПб. : Издательство РХГИ, 2000. — ISBN 5-88812-007-3 .
  • Войтоловский Л. Н. Парнасские трофеи // Николай Гумилев: Pro et contra. — СПб. : Издательство РХГИ, 2000. — ISBN 5-88812-007-3 .
  • Иванов В. И. Жемчуга Н. Гумилева // Николай Гумилев: Pro et contra. — СПб. : Издательство РХГИ, 2000. — ISBN 5-88812-007-3 .
  • Кремнев Б. Н. Гумилев. Жемчуга // Николай Гумилев: Pro et contra. — СПб. : Издательство РХГИ, 2000. — ISBN 5-88812-007-3 .
  • Львов-Рогачевский В. Л. Н. Гумилев. Жемчуга // Николай Гумилев: Pro et contra. — СПб. : Издательство РХГИ, 2000. — ISBN 5-88812-007-3 .
  • Немирович-Данченко В. И. Рыцарь на час (из воспоминаний о Гумилеве) // Николай Гумилев в воспоминаниях современников. — Париж—Нью-Йорк; Дюссельдорф: Третья волна; Голубой всадник, 1989. — ISBN 0-9379-06-4.
  • Росмер . Жемчуга Гумилева // Николай Гумилев: Pro et contra. — СПб. : Издательство РХГИ, 2000. — ISBN 5-88812-007-3 .
  • Савина О. В. Семантика образов животных и птиц в книге Н. С. Гумилева "жемчуга" // Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука. — 2019. — С. 112—120
  • Чевтаев А. А. Типология нарратора в поэтической книге Н. Гумилева «Жемчуга»: идеологический аспект // Новый филологический вестник, № 1 (20). — 2012.
  • Эльзон М. Д. . — Л. : Советский писатель, 1988. — ISBN 5-265-00223-5 .
  • Н. Гумилев. Жемчуга // Николай Гумилев: Pro et contra. — СПб. : Издательство РХГИ, 2000. — ISBN 5-88812-007-3 .

Ссылки

  • . Дата обращения: 3 февраля 2022.
  • . Дата обращения: 3 февраля 2022.
Источник —

Same as Жемчуга