Вихрево (Ивановская область)
- 1 year ago
- 0
- 0
Каннуси ( яп. 神主 , изначальное произношение — «камунуси») , также называемый синсёку ( яп. 神職 ) — человек, отвечающий за содержание синтоистского святилища и поклонение ками . Символы в слове «каннуси» могут быть также прочитаны как «дзинсу», с тем же самым значением.
Существовало четыре главных рода каннуси — , , и . Первые три, как считалось, вели свою родословную от богов, участвовавших в извлечении Аматэрасу из грота. Накатоми происходил от Амэ-но коянэ . Имбэ почитали своим предком божество Амэ-но футодама . Сарумэ — Амэ-но удзумэ . Последний, четвертый род Урабэ считается отделившимся от рода Накатоми (хотя последние исследования показывают обратное). Самым главным считался род Накатоми. Не меньшим влиянием пользовалась их светская ветвь, знаменитый род Фудзивара .
Первоначально каннуси выступал посредником ками, доносившим божественную волю до простых смертных . Он был чудотворцем или святым, который благодаря своей практике очищающих ритуалов достиг способности быть медиумом для ками. Позднее термин «каннуси» эволюционировал, став синонимом «синсёку» — человека, работающего в святилище и отвечающего за религиозные церемонии .
В древности, благодаря пересечению политической и религиозной власти, в роли каннуси выступал глава клана, который возглавлял членов клана на время религиозных церемоний. Порой это могло быть другое официальное лицо . Позднее роль каннуси стала более специфичной. Термин «каннуси» фигурирует как в Кодзики , так и в Нихон сёки . Согласно этим текстам, каннуси становились императрица Дзюнгу и император Судзин . В одном и том же храме может быть несколько различных типов каннуси. Так, например, в Исэ Дзингу или святилище Омива можно встретить о-каннуси ( яп. 大神主 ) , со-каннуси ( яп. 総神主 ) и гон-каннуси ( яп. 権神主 ) .
Каннуси могут жениться, и обычно их дети наследуют их должность . Хотя эта практика ныне не имеет официального статуса, она по-прежнему существует . Одежда каннуси, такая как эбоси ( яп. 烏帽子 ) , каригину ( яп. 狩衣 « одежда для охоты » , охотничья одежда аристократов в Эпоху Хэйан) и дзёэ ( яп. 浄衣 , белый каригину ) не имеет какого-либо религиозного смысла. Это всего лишь официальная одежда, в прошлом использовавшаяся при императорском дворе . Это подчеркивает близкую связь между культом ками и фигурой императора .
Костюмы делятся на три категории в зависимости от торжественности ситуации: дзёсай (обычное одеяние) надевают для повседневных ритуалов (сёсай), рэйсо (ритуальное одеяние) — на средние праздники (тюсай) и сэйсо (парадное одеяние) — во время больших праздников (тайсай) . Обычный комплект одежды состоит из платья китайского образца (кимоно каригину или дзёэ), укороченных хакама и чёрной шапочки эбоси. Хакама окрашены в зависимости от ранга священника: низшим полагается голубой, а высшим — фиолетовое . На главные праздники надевают платье сэйсо с шапкой каммури и пояском хо, в руках держат веер. На средние праздники каннуси одеваются похоже, но без веера и пояска . Рэйсо, также называемый сайфуку, напоминает сэйсо, но только белого цвета . Любое одеяние включает в себя деревянный жезл сяку и лакированные деревянные башмаки асагуцу . Мико носят белое кимоно до лодыжек и ярко-красные широкие хакама . Для торжественных случаев женщины надевают жакет утики или суйкан (похожее на карагину). К утики-хакама положен веер хиоги, к суйкан ― веер бомбори. Женская обувь называется мокури .
Другие предметы, используемые каннуси, включают в себя жезлы сяку и онуса . Во время исполнения религиозных обрядов каннуси помогают жрицы мико .
Стать каннуси можно, пройдя обучение в одном из двух синтоистских университетов Японии: Кокугакуин в Токио и в Исэ. Длительность обучения в них варьируется от 1 до 2 лет, а учебный план соответствует требованиям, выдвигаемым « Ассоциацией синтоистских храмов ». Но существует и ряд других программ, предлагающих пройти ускоренные курсы вплоть до одного месяца, после чего студент получает сертификат, предварительно сдав экзамен. Некоторые храмы предоставляют возможность пройти аккредитацию каннуси у них. В настоящее время существует пять разновидностей каннуси, отличающихся друг от друга опытом и знаниями: гудзи (верховный священник), его помощник гонгудзи, старший и младший священники нэги и гоннэги, а затем каннуси. Также действует шкала из пяти официальных рангов. Некоторые священнослужители работают неполный рабочий день или добровольно. В повседневной жизни они не носят ритуальную одежду, не имеют ограничений во вступлении в брак и не практикуют аскезу .
Каннуси разрешено становиться не только мужчинам, но и женщинам. При этом вдовы могут наследовать должность своего покойного мужа .