Хага (посёлок)
- 1 year ago
- 0
- 0
Синто-буддийский синкретизм , или Симбуцу-сюго ( яп. 神仏習合 Симбуцу-сю:го: ) — эклектическая концепция взаимопроникновения двух восточноазиатских религий, синтоизма и буддизма , а также явление их гармоничного сосуществования в Японии с X века по 1868 год .
Зарождение синто-буддийского синкретизма датируют VI веком , временем правления принца Сётоку , когда японцы активно заимствовали материковые культурные ценности, а вместе с ними и буддизм. В VII веке для проповедования буддизма, чтения и переписывания буддийских сутр использовались священные места традиционной японской религии синто — горы или леса, которые отождествлялись с синтоистскими божествами. Под влиянием материковой буддийской архитектуры и идеи чествования божества в замкнутом пространстве, в Японии стали строиться первые синтоистские святилища, которые считались «домами» ( яп. 社 ) или «дворцами» ( яп. 宮 ) божеств. В VIII веке , во времена , которая имела ярко выраженный буддийский характер, в среде буддийских монахов возникла концепция обращения японских божеств в буддизм, в связи с чем около синтоистских святилищ начали сооружаться буддийские «присвятилищные монастыри», дзингудзи ( яп. 神宮寺 ). Таким образом, сложилась атмосфера гармоничного формального сосуществования синтоизма и буддизма.
Процесс синкретизма сопровождался ассимиляцией японских божеств и включением их в буддийский пантеон. В X веке буддийские мыслители выдвинули идею, что эти божества являются местными «вре́менными эманациями » ( яп. 垂迹 ) «основных субстанций» ( яп. 本地 ) будд, которые приходят в мир ради спасения человечества. Соответственно, синтоистские божества — это те же самые индийские будды и бодхисаттвы , только известны под японскими именами. Например, богиня солнца Аматэрасу Омиками провозглашалась воплощением Будды Вайрочаны , а божества святынь Кумано или Ацута — бодхисаттвами.
Явление синто-буддийского синкретизма существовало в Японии до XIX века . Однако попытка привязать синтоизм к буддийской космологии вызвала сопротивление незначительной части японских интеллектуалов уже в XIV — XVI веках . Эти мыслители разрабатывали доктрины синто , отличные от буддизма, на основе даосизма , конфуцианства и даже христианства , но особого влияния на религиозные практики того времени не имели. Возрождение их «теологического» наследства состоялось в конце XVIII — начале XIX века , во времена зарождения японского национализма и популярности философско-филологической школы кокугакусю .
После реставрации Мэйдзи и создания первого национального правительства, в 1868 году был принят « Закон о размежевании синтоизма и буддизма ». Синтоизм провозглашался государственной религией, вводился институт синтоистского жречества и культ императора как Верховного жреца. Часть буддийских монастырей были разрушены или перенесены в другие места, подальше от синтоистских святилищ. Практика патронирования буддийскими монахами синтоистских святилищ была прекращена.