Interested Article - Этногенетический миф

Этногенетический миф — этнокультурное явление , миф о происхождении этнической группы ( этногенезе ) .

Содержание

Этнолог В. А. Тишков даёт следующее определение этноса : «группа людей, члены которой имеют общие название и элементы культуры, обладают мифом (версией) об общем проис­хождении и общей исторической памятью, ассоциируют себя с особой терри­торией и обладают чувством солидарности» .

Этногенетические мифы включают комплекс представлений: миф об автохтонности , идея необычайной древности этнической культуры и языка, особенно на занимаемой в настоящее время территории; миф о прародине, проекция современных этнополитических границ как можно дальше в прошлое; миф о лингвистической преемственности, идентификация этнической группы с конкретным языком; миф об «этнической семье», идея, что территория «своего» этноса является местом формирования также родственных или «дочерних» этнических групп, отселившихся затем на другие земли; миф о славных предках, идентификация этнических предков с «прославленным» народом, известным из древних письменных или фольклорных источников; миф о культуртрегерстве, претензия на исторический приоритет в области культурных, включая письменность, или политических, включая государственность, достижений предков в сравнении с предками соседних народов; миф об этнической однородности, преувеличение этнической консолидации в прошлом, игнорирование множественности компонентов формирующейся общности; миф о враге, создание образа иноземного «врага», в борьбе с которым укрепляется единство этноса; миф об этническом единстве, в рамках которого для создания единства государства или усиления силы народа к «своей» общности причисляются иные этнические группы .

Этногенетический миф может рассматриваться в качестве варианта мифологизированной истории . Однако в отличие от последней, он создавался народом в период, когда научные знания о природе и человеке ещё отсутствовали, служил для объяснения происхождения «своего» этноса и соседних народов, получения территории и взаимоотношения с другими народами. Мифологизированная история создаётся конкретным человеком или группой интеллектуалов; служит для объяснения тех же процессов и явлений; не опирается на научные данные, а, напротив, опровергает их, для чего нередко применяет теорию заговора .

Функции

Миф входит в состав знаково- символического комплекса этнической культуры. Он даёт возможность формировать смыслы и установки этнической общности, которые не поддаются логическому обоснованию. Целью мифа является объяснение того, что в представлениях членов этноса является, с одной стороны, наиболее сложным для объяснения а, с другой стороны, наиболее значимым. Миф имеет прочную ассоциативную связь с порождающимся явлением, познание начала явления воспринимается как приобретение сильнейшей власти над самим объектом. Поиски «золотого века» обычно ведутся в наиболее далёком прошлом, поскольку события недавнего времени слишком хорошо освещены источниками. Этногенетический миф обладает компенсаторной функцией и требуется для этнической общности в критические моменты её истории .

Этногенетические мифы возрождают архетипы , способствующие обострению межэтнических отношений. В них отражена мифологическая модель мира, основу которой составляет бинарная оппозиция «мы-они», «своё-чужое» , где «своему» присваивается наиболее высокий семиотический статус, тогда как «чужое» же представлено его противоположностью. В результате этой оппозиции взаимоотношения автохтонного населения и позднее пришедших на данную территорию групп изображается как неизбежный конфликт .

Письменные­ традиции,­ а также обширный­ спектр­ дописьменных­ форм устного ­творчества ­этноса, включая его космогонические, космогенетические ­и ­этногенетические ­мифы,­ ранние ­религиозные представления, ­которые формируют традиционную­ картину­ мира, в совокупности создают язык­ культуры­ как­ нарратив­ конкретной ­этнической­ общности .

Развитие

В традиционной мифологии, в рамках антропогонических мифов не всегда ясно различается происхождение всего человеческого рода и отдельного народа, первого человека или первой пары людей и каждого отдельного человека, с чем во многих традициях связано тождество наименования племени и слова «человек» ( айны , кеты и др.). Согласно мифу африканского народа гереро , первые люди стали родоначальницами двух фратрий этого народа . В рамках архаических мифоэпических традиций история племени начинается с космогонического мифа , примером чему может служить скифский «логос» Геродота .

Джеймс Тиссо , Жертвоприношение Ноя

Одним из культурных оснований идентичности в рамках европейской интеллектуальной и политической элиты являлся троянский миф, который в течение столетий актуализировался в разных формах и менялся от космогонического мифа до идеологического. Элитарные слои Европы конструировали этногенетические мифы и генеалогии, возводящие происхождение европейских народов к спасшимся жителям Трои . Ранее Нового времени символом древности политического образования являлась древность царствующего рода. В отношении данных «родословных» французский историк Этьен Паскье в середине XVI века писал: «удивительно, как каждая нация считает большой честью для себя вести свое происхождение от разрушения Трои . Римляне в этой связи считают своим основателем Энея , французы — Франкиона, турки — Туркуса, британцы — Брута … Как будто Троя была питомником благородных мужей, которые должны были обеспечивать происхождение всех других стран» .

Любой народ, признающий Священное писание , имел возможность возводить свои корни к глубокой древности — ко временам разделения «языков» (народов) при строительстве Вавилонской башни, однако немногие народы Европы могли напрямую увязывать свою историю с Ближним Востоком. Они могли считать себя потомками сыновей Ноя , но при посредстве специальных учёных генеалогий. Такая генеалогия в отношении славян представлена в древнерусской « Повести временных лет ». Князь Владимир Святославич мог сопоставляться в «Повести временных лет» с Константином Великим и библейским Соломоном , но его род не возводился к римскому императору или к библейскому царю. Отсутствие Руси в древней истории путём древнерусской христианской экзегезы становилось особым достоинством «нового народа», что отражено в « Слове о законе и благодати » и «Повести временных лет» .

Новые генеалогии, которые создавались для монархических династий, при их кажущейся примитивности, отражали новый подход к истории. По выражению А. М. Панченко , «если прежде история определяла судьбу человека», то в канун Нового времени «человек предъявил свои права на историю, попытался овладеть ею» . Ещё во второй половине XII века польский хронист Винцентий Кадлубек прославлял польских правителей, которые, по его словам, одерживали победы над Александром, Юлием Цезарем и скифами . Западнославянская средневековая традиция, знакомая с латинской хронографией, по образу библейской легенды о трёх сыновьях Ноя создала книжную легенду о трёх братьях: Лехе (первенце), Русе и Чехе ( Великопольская хроника XIV века) — предках славянских народов, которые происходили из Паннонии и были потомками Пана и некоего Слава, а те, в свою очередь, потомками библейского Иафета Великая хроника »). Чешская, а затем также польская историография XV—XVII веков включала представления об особом месте славянского мира в античности. Утверждалось, что славяне не были покорены Александром Македонским , и завоеватель должен был признать их власть на севере Европейского континента от Ледовитого океана до Итальянского региона, выдав им грамоту, «привилегию» (« Грамота Александра Македонского славянам »). С XV века был известен латинский архетип этой «грамоты» . Была создана сарматская теория происхождения славян, которая использовалась для обоснования претензий Москвы или Речи Посполитой .

Польский историк начала XVI века Матвей Меховский в « Трактате о двух Сарматиях » отождествил Руссию с Роксоланией и писал о Литве: «Старинные историки, рассказывая о древности, говорят, что некие италийцы, оставив Италию из-за несогласия с римлянами, пришли в землю Литовскую и дали ей имя родины — Италия, а людям — название италы; у позднейших земля стала называться, с приставкой буквы л в начале, Литалия, а народ литалы» .

Уже в средневековой историографии , в особенности в польской, получили распространение конструкции, призванные продемонстрировать, по меньшей мере, римскую древность славянской государственности; на Руси в этом русле в начале XVI века было создано « Сказание о князьях Владимирских ». Эти конструкции были восприняты Иннокентием Гизелем и отражены в Синопсисе 1674 года, частично В. Н. Татищевым и М. В. Ломоносовым . В русском летописании и политической литературе XVI века, в том числе в «Сказании о князьях Владимирских», под влиянием польской историографии Рюрик был представлен как потомок римского императора Августа и выходец из Пруссии, а сказание о нём было объединено с новгородской традицией о первом посаднике Гостомысле . Историографическая парадигма сменились в конце Средневековья: русь — «новый народ» литературы периода Киевской Руси должен был стать древним, «античным», восходящим, по меньшей мере, ко времени, когда народы Восточной Европы приняли участие в событиях всемирной истории — к скифской (скифо-сарматской) эпохе .

Сравнительно ранним текстом, составленным не позднее начала 1640-х годов, который соединил идеи древности «славеноросского народа», мотив прародителей разных народов — потомков Ноя и «грамоту Александра», было « Сказание о Словене и Русе », новгородское по происхождению легендарно-историческое сочинение. В « Повести временных лет » начала XII века Северное Причерноморье, в котором расселяются славяне, потомки библейского Иафета , вслед за византийской и античной традицией именуется Великой Скифией («си вси звахуться от грекъ Великая Скуфь»). Это именование дало возможность составителю «Сказания о Словене и Русе» объявить прародителей средневековых народов Восточной Европы — братьев Словена, Руса, Болгара (предка волжских болгар), Комана (предка куманов-половцев), Истера и хозар — принадлежащими к роду Скифа , правнука Иафета . Конструкция «Сказания о Словене и Русе» и его датировки противоречат историческим реалиям; скифская эпоха относится к 1-му тысячелетию до н. э., а в Сказании Словен и Рус перемещаются со своими народами на север Восточной Европы из-за распрей между потомками Скифа в 2409 году до н. э. Историографические концепции, связывающие славян со скифами , имеют позднесредневековое происхождение и сохранялись до ХХ века ( Любор Нидерле , Б. А. Рыбаков и др.) . Уже хорватский историк XVII века Юрий Крижанич призывал отвергнуть постыдные «басни» «придворных баятелей» о скифском происхождении славян, об Александровой грамоте и Гостомысле, «не искать славы в лживых и всеми народами осмеянных и оплеванных баснях о роде Августа» .

Одновременно со «Сказанием о Словене и Русе» была создана сходная по замыслу Повесть о Мосохе , сочинение о сыне Иафета Мосохе (библейском Мешехе ), который сразу после Вавилонского столпотворения ушёл на север . Там он сделал остановку на реке, названной по его имени Москвой , и «народил московитов от своего имени». Потомками этих «московитов» была разрушена Троя ; основана Венеция ; они стали первыми насельниками «Римской области», этрусками , русский язык которых впоследствии «извратился»; они пленили Филиппа , отца Александра Македонского ; завоевали Рим и стали его владыками ещё до того, как на Рим пришли готы и др. Хотя «един московский народ» населил почти всю Европу, это, «аще и разны имяны, но вси един московский народ»; «истинный же столп языка славянского в Московстей земли» .

Попытки удревнить историю славян продолжались, в особенности в официозной историографии начиная с Патриаршего летописного свода 1652 года и Синопсиса 1674 года и позднее при создании фальсификатов — от текстов Александра Сулакадзева до « Велесовой книги » .

В формировании этнического самосознания украинской казацкой старшины в конце XVII — начале XVIII века принмал участие этногенетический миф о происхождении украинских казаков от хазар, так называемый « хазарский миф ». Эта легенда сосуществовала со сложившейся среди высшего киевского духовенства во второй половине XVII века историографической традицией, которая возводила историю «российского народа» к ветхозаветному Мосоху .

В ХVIII веке начинается процесс «изобретения наций» и их истории, в который включаются представления о «народных традициях» и «исторических корнях». В этих версиях мифические герои Троянской войны в роли «прародителей» сменяются древними племенами и государствами .

Авторы славянской школы заявляли о расселении славян на огромных территориях и в глубокой древности, для чего славяне отождествлялись ими с различными народами, такими как троянцы , скифы, сарматы, роксоланы , готы , гунны , варяги , этруски и др. Истоки этих взглядов восходят к началу русской историографии, к Синопсису, имевшему большую популярность в России со второй половины XVII до начала XIX века, и рассматриваемому русскими интеллектуалам как наиболее основательный источник сведений по вопросам древнерусской истории и происхождения славян. Идеи славянской школы были вскоре опровергнуты наукой. В методологическом плане эти идеи не соответствуют современной науке. Вместе с тем они ставили новые проблемы и открывали новые направления исследований. Последователи первых представителей этого направления постепенно от­ходили всё дальше от магистрального пути развития науки, опираясь на этноцентристские идеи. Историк В. И. Пичета (1923) характеризовал эту школу как «сильную своим национально-патриотическим шовинизмом, но весьма далекую от настоящей науки». Позднее идеи славянской школы использовались авторами славяно- арийского мифа .

У истоков славянской школы находились Михаил Ломоносов и ряд славян­ских просветителей начала XIX века, которых мотивировало стремление «восста­новить справедливость», доказав, что славяне были такими же древними и цивилизованными, как народы Западной Европы и имеют право на равное с западными народами место в мировой истории и мировом сообществе . Другими представителями славянской школы были Юрий Венелин и Зориан Доленга-Ходаковский , деятельность которых приходилась на 1820—1830-е годы. Оба были выходцами из славянских народов, столкнувшимися с «чужеземным гнётом» . Российская императрица Екатерина II интересовалась древней славянской историей и рассматривала как «славянскую» топонимику Испании, Франции, Шотландии, Индии и Америки. По её мнению, ранние короли Франции и Испании по происхождению были славянами. Екатерина первой писала, что этрусские и рунические памятники связаны с «древним славянским письмом». Затем она пришла к идее, что славяне трижды завоевывали Европу от Дона до Швеции и Англии . Особым авторитетом у авторов «славяно-арийского мифа» пользуется Егор Классен , который находил славян на многих территориях и во многие эпохи . Одним из поздних авторов славянской школы был историк Дмитрий Иловайский , рассматривавший скифов как «германо-славяно-литовскую» ветвь индоевропейской или «арийской» семьи, преобладающим среди которых было славянское население. Отождествление скифов со славянами во второй половине XIX века имело политический смысл, связанный с колонизацией Центральной Азии, а скифская генеалогия могла бы оправдать её «возвращением на земли предков» .

В Новое и Новейшее время в оккультизме , теософии Елены Блаватской и среди сторонников арийского мифа получила распространение псевдонаучная идея о Гиперборее как прародине нынешнего человечества, « белой », « арийской » или « нордической расы » или конкретного народа .

В советское время историк академик Б. А. Рыбаков писал о многотысячелетней истории славян, начиная по меньшей мере с бронзового века . Он поддерживал идею глубокой автохтонности славянского населения, связывая с ним трипольскую культуру . Он продлял историю русской культуры и государственности на 5—7 тысяч лет . Методика исследований Рыбакова неоднократно подвергалась критике со стороны научного сообщества. Многие учёные не согласны с его историческими и археологическими построениями .

Арийский миф представляет собой дискурс, который включает как представления о предках, так и проекты будущего переустройства общества . Арийский миф мог использоваться для оправдания колониализма как «цивилизаторской миссии», направленной на просвещение «варваров», в то время как местные противники колониализма и активисты национально-освободительного движения могли прибегать к его помощи в ином ключе. В ранний период они могли разделять миграционную гипотезу, но при этом связывали своих предков с колонизаторами с целью показать, что, во-первых, по своей культуре и цивилизаторским способностям их предки не уступали нынешним колонизаторам или даже находились с ними в близком родстве, во-вторых, местное население не должно рассматриваться в качестве «варваров» и имеет полное право на самостоятельное развитие. После получения колонией независимости такая концепция неизбежно требовала переосмысления, поскольку для своей легитимации национальное государство было заинтересовано в опоре на принцип автохтонности . Утверждалось, что основное население является коренным, что связано с идеей исторического права на территорию проживания. В числе вариантов обоснования подобных идей арийский миф создавал привлекательный образ могущественных предков. При этом, чтобы связать себя с «арийскими» предками, последних объявляли автохтонами. Исконным центром объявлялся данный регион или государство. Так, для ряда современных индусских фундаменталистов такой прародиной служит Северная Индия , украинские националисты отождествляют её с Украиной («государство Аратта »), русские — в Приполярье (« Гиперборея - Арктида ») или на Южном Урале ( Аркаим , Страна городов ). Если в период колониализма образы арийского мифа отличались однозначностью, то в новейшее время, в эпоху нового расцвета этнонационализма они становятся многообразны и находятся в прямой зависимости от идентичности своих авторов и интерпретаторов. Это вызывает непрекращающиеся споры о том, кому именно должно принадлежать «арийское наследие», играющее роль символического капитала, призванного усилить позиции каждой из сторон .

Миф об исключительной древности этноса распространён в корейской среде. Корейцы хорошо знакомы с формулой «пятитысячелетняя история Кореи», которая стала стандартной, и воспроизводится совершенно автоматически. В действительности, первые протокорейские государства возникли в III—IV веках н. э. Возраст в пять тысяч лет взят из позднего сочинения XII века, содержащего древнекорейский миф о Тангуне , согласно которому Хванун , сын Небесного Владыки , спускается на землю и женится на медведице, превращённой в женщину. Их сын, Тангун становится первым правителем государства Чосон. В результате сомнительных расчетов, опиравшихся на китайскую хронологию, приход Тангуна к власти отнесён к 2333 году до н. э. В самом начале XX века миф о Тангуне был воспринят ранними корейскими националистами. Чудесная составляющая не принималась всерьёз, но дата основания вошла в националистический дискурс, в том числе по той причине, что она вдвое превосходила официально признанный и также фантастический возраст японской монархии .

В плане автохтонности северокорейские и южнокорейские националисты разделились. В КНДР объявлено, что Корея была одной из колыбелей человечества, а корейцы всегда жили на своей нынешней территории. Изучение родственных связей корейского языка в Северной Корее запрещено. Утверждается, что родственных языков у корейского не может быть. В Южной Корее, напротив, националистами были восприняты выводы иностранных лингвистов об отдаленном родстве корейского и алтайских языков, что даёт националистам повод для имперских притязаний большого масштаба. К примеру, в книге Кеннета Ли, вышедшей в США, корейцами названы все алтайские народы Дальнего Востока — чжурчжени, тунгусы, кидани; «корейским племенем» именуются маньчжуры, представленные как подгруппа корейского племени тунгусов, в результате чего Цинская империя становится, по сути, корейской. Такой подход даёт возможность изобразить «корейскими» все дальневосточные кочевые империи. Некоторые ультранационалисты заявляют, что в глубокой древности вся территория Восточной Азии принадлежала корейским владыкам, и именно корейцы дали цивилизацию Китаю , создали иероглифическую письменность и т. д.

С ростом глобализационных­ и­ интеграционных­ процессов этногенетические мифы стали более актуальными, чем ранее .

Примечания

  1. , с. 109.
  2. , с. 298.
  3. , с. 60.
  4. , с. 225—226.
  5. , с. 297—298.
  6. , с. 233.
  7. , с. 111.
  8. .
  9. , с. 69.
  10. , с. 41.
  11. , с. 25.
  12. , с. 14.
  13. , с. 21.
  14. , с. 23.
  15. , с. 8.
  16. , с. 136.
  17. , с. 23—24.
  18. , с. 16.
  19. , с. 19.
  20. , с. 184, 193.
  21. , с. 189.
  22. , с. 192.
  23. , с. 31.
  24. , том 1, с. 102.
  25. , том 1, с. 100.
  26. , том 1, с. 101.
  27. , том 1, с. 103.
  28. , том 1, с. 104—105.
  29. , том 1, с. 105—106.
  30. , passim.
  31. , том 1, с. 191.
  32. , с. 73, 91, 96, 97.
  33. , с. 119.
  34. , том 1, с. 191—192.
  35. , том 1, с. 10.
  36. , том 2, с. 301—303.
  37. .

Литература

Источник —

Same as Этногенетический миф