Interested Article - Перламутр
- 2020-04-19
- 1
Перламу́тр (от нем. Perlmutter — «мать жемчуга » ) — внутренний слой раковин пресноводных и морских моллюсков , является органико-неорганическим композитом натурального происхождения. Жемчуг и перламутр имеют почти одинаковый состав.
Добыча
Главными местами добычи перламутровых раковин являются Персидский залив , Красное море , Цейлон , Япония , Борнео и Филиппины , некоторые тропические острова Тихого океана . Часто эти раковины являются побочным продуктом производства культивированного жемчуга.
Перламутр добывается и из некоторых пресноводных моллюсков, в частности перловицы обыкновенной .
До применения синтетических пигментов и полимеров для имитации перламутра с середины XVII века широко использовалась «жемчужная эссенция» ( суспензия вымытого из чешуи некоторых рыб, в частности уклеек , серебристого пигмента в желатине ), которая применялась в качестве перламутрового пигмента для красок, для изготовления искусственного перламутра и жемчуга .
Искусственные перламутровые пигменты изготавливаются из микроскопических частиц некоторых разновидностей слюд , стекла с нанесёнными на поверхность частиц оксидами металлов полупрозрачными слоями, мелкодисперсных порошков металлов в полимерах .
Описание
Перламутр состоит из шестиугольных пластинок арагонита (кристаллов карбоната кальция CaCO 3 ) размерами 10-20 микрон в ширину и 0,5 микрона в толщину, расположенных параллельными слоями. Эти слои разделены листами органической матрицы, состоящей из эластичных биополимеров (таких как хитин , и шёлкоподобные белки).
Свет, проходящий по оси одного из кристаллов, отражается и преломляется другими кристаллами, создавая эффект радуги. Это можно также объяснить тем, что толщина кристаллов арагонита сравнима с длиной волны видимого света и поэтому свет различных длин волн испытывает многочисленную и разнообразную интерференцию , выливаясь в различную окраску в зависимости от угла взгляда.
Применение
С древности перламутр используется для инкрустации различных предметов обихода и изготовления украшений (перламутровые нити, на Украине бусы-баламуты ). Перламутр издавна использовался для изготовления резных изделий и резки камней. Для обработки перламутра используют обычные стальные инструменты и резцы. Окончательная шлифовка и полировка осуществляется на полировальнике из ткани, кожи или фетра при помощи окиси олова, окиси алюминия, крокуса. В настоящее время высококачественные перламутровые раковины можно найти в многочисленных ручьях, реках и озёрах почти повсеместно на востоке США , в Канаде , Мексике , в Европе, Азии, Японии и других местах. В последнее время всё больше ювелиров-дизайнеров прибегают к применению перламутра различных цветов и оттенков в современных ювелирных изделиях. Перламутр хорошо сочетается как с серебром и органическими камнями (кораллом, жемчугом), так и с поделочными камнями ( малахитом , бирюзой , агатом ). Но в последних коллекциях авангардных ювелирных изделий можно увидеть сочетания перламутра и с бриллиантами , изумрудами , сапфирами , благородным опалом . Новое направление в дизайне ювелирных изделий — изготовление украшений с элементами перламутровой мозаики. Мозаика — это древнее искусство выкладывания небольших разноцветных кусочков на скрепляющую основу ( цемент , клей, эпоксидные смолы) с целью украшения поверхности.
Материалом для перламутровой мозаики служит перламутр различных цветов и оттенков, желательно одной толщины. В композиции могут также присутствовать пластины малахита, бирюзы, коралла , гагата . Размер пластин перламутра, используемых для мозаичных работ, зависит от размера мозаики. Общее правило гласит: если размер мозаики в целом меньше чем 0,3×0,3 м, размер отдельных кусочков не должен превышать 5 мм. Другое правило гласит: мозаики выглядят лучше и более профессионально, если все кусочки имеют приблизительно один и тот же размер. Для основания мозаик выполняется изделие по традиционной технологической схеме как для выемчатой или перегородчатой эмали .
Для выбора композиции перламутровой мозаики лучше ограничиваться геометрическими орнаментами. Так как каждая деталь рисунка должна быть вырезана точно по контуру, необходимо избегать в рисунке сложных изгибов, сопряжение которых с соседними пластинами будет представлять серьёзную проблему. При выборе любой композиции большое значение имеет цвет перламутра и его интенсивность.
Остановившись на определённой композиции, её делят на детали так, чтобы каждая из них могла быть сделана из одной пластины. Оригиналом руководствуются при наборе мозаики, а переведённая на бумагу копия разрезается на отдельные детали. Вырезанные из бумаги детали мозаики наклеиваются на выбранные пластины с помощью водостойкого клея. Детали мозаики вырезаются из пластин с помощью подрезной пилы, при этом припуск должен быть не менее 1,5 мм. Затем на небольшом обдирочном круге, закреплённом в шпинделе станка для резьбы по камню, стачивают все края деталей точно по линиям контура, стараясь боковую поверхность деталей шлифовать так, чтобы она составляла прямой угол с поверхностью пластины. Чем лучше будут обработаны края деталей мозаики, тем плотнее можно будет подогнать их друг к другу и тем совершеннее будет работа.
Если изготавливается небольшая мозаика, то можно слоем клея покрыть сразу все основание и тотчас же уложить на него кусочки перламутра. В том случае, если рисунок сложный, его набирают на стекле, постоянно сверяя с оригиналом, затем по стандартной схеме набор переносят на основание. Когда клей затвердеет, поверхность мозаики из перламутра шлифуют на планшайбе с применением свободного абразива и полируют.
Перламутр также употребляется как материал для изготовления пуговиц, клавиш музыкальных инструментов, в качестве основы в ювелирных изделиях и в декоративно-прикладной живописи — например, в федоскинской миниатюре на поверхности основы для живописи часто делаются вставки из перламутра. В искусстве стран Дальнего востока — Японии, Китае , Корее , Вьетнаме — перламутр занимает важное место, им инкрустируются ширмы , шкатулки , веера , гребни , различные панно .
В наши дни перламутр также применяется в косметологической промышленности, инкрустаций у музыкальных инструментов (в частности, электрогитар ).
В Древнем Риме перламутр являлся символом власти и мудрости, считалось, что он приносит счастье.
Перламутровые иконы
С XVII века в Палестине производились иконы из перламутра, выполненные в технике гравюры и резьбы. Предметы изготавливались местными жителями для продажи паломникам, посещавшим Палестину .
-
Кусок перламутра
-
Шкатулка, инкрустированная перламутром. Музейный экспонат
-
Шкатулка покрытая перламутром. Музейный экспонат
-
Современная шкатулка инкрустированная перламутром
-
Вырезание из раковины деталей для инкрустации перламутром
-
Запас раковин для изготовления заготовок
См. также
- « Майорика » — производитель искусственного жемчуга из натурального [ источник не указан 1539 дней ] перламутра.
Примечания
- Перламутр // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- // М.: АН СССР . — 1940. — 683 с. (С. 623—624).
- ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- ↑ Никитин А. М. // М.: Инфра-Инженерия. — 2016 г. — 412 с. ISBN 978-5-9729-0117-3 . (С. 280-281).
- // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
- Практическое пособие В. И. Марченкова («Ювелирное дело», стр. 241) [ уточнить ]
- Г. Черкашина. Перламутровые реликвии Палестины (рус.) // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования : журнал. — 2004. — Июль-август (№ 7-8 (19)). — С. 20-26.
Литература
- Андреева Р. П. Перламутр // Энциклопедия моды. — СПб. : Литера, 1997. — С. 282. — ISBN 5-86617-030-2 .
- : [ 15 июня 2022 ] // П — Пертурбационная функция. — М. : Большая российская энциклопедия, 2014. — С. 700. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 25). — ISBN 978-5-85270-362-0 .
- Перламутр // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М. : Государственное издательство торговой литературы, 1959. — Т. VI. — Стб. 856—857.
Ссылки
|
В статье есть список
источников
, но
не хватает
сносок
.
|
- 2020-04-19
- 1