Interested Article - Рождение Венеры (картина Боттичелли)

«Рождение Венеры» ( итал. Nascita di Venere ) — картина итальянского художника тосканской школы Сандро Боттичелли . Представляет собой живопись темперой на холсте размером 172,5 × 278,5 см. В настоящее время хранится в галерее Уффици , Флоренция .

История

Венера. Фрагмент картины

Биограф Джорджо Вазари в своих « Жизнеописаниях » (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и « Весна » хранились на ( ) под Флоренцией , принадлежавшей Козимо Медичи . Большинство историков искусства сходятся в мнении, что картина была написана для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, владевшего виллой Кастелло в 1486 году. Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи — двоюродный брат Лоренцо Великолепного , герцога Флоренции. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует.

Считается, что моделью для Венеры была Симонетта Веспуччи , родившаяся в Портовенере на лигурийском побережье. Возможно, намёк на это содержится в сюжете картины. Также есть версия, что Боттичелли написал «Рождение Венеры» не для Лоренцо Медичи, а для одного из своих знатных современников, а в собственность Медичи она попала позднее.

Описание Бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера . Овидий сообщает о его жене Хлориде , обнимающей Зефира руками и ногами. Представляется маловероятным, что Боттичелли был знатоком оригинальных греческих и римских текстов. Так, библиотека современников художника братьев Маяно ( Бенедетто и Джулиано ) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия . Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Однако через своего соседа Джорджо Антонио Веспуччи, Боттичелли был вхож в круг интеллектуальной элиты Флоренции. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. В его философской доктрине важной фигурой была Небесная Венера, которая символизировала гуманизм, милосердие и любовь, при этом её красота вела смертных на небеса.

« Диадумен » Поликлета

Полициано, «Джостра» (фрагмент):

Эгеем бурным, колыбель чрез лоно
Федиты поплыла средь пенных вод,
Создание иного небосклона,
Лицом с людьми несходная встает
В прелестной позе, глядя оживленно,
В ней девственница юная. Влечет
Зефир влюбленный раковину к брегу,
И небеса их радуются бегу.
Сказали бы: море истинное тут.
И раковина с пеной — как живые,
И видно — блеск глаза богини льют.
Пред ней с улыбкой небо и стихии.
Там в белом Оры берегом идут,
Им ветер треплет волосы златые.
Как вышла из воды, ты видеть мог,
Она, рукой придерживает правой
Свои власы, другой — прикрыв сосок,
У ног святых её цветы и травы
Покрыли свежей зеленью песок.

Даже если Полициано или Фичино не были прямыми советчиками Боттичелли, их работы подготовили общественное мнение к восприятию образа обнажённой античной богини, и художник мог работать над своим произведением не боясь осуждения или непонимания со стороны сограждан.

В 1987 году была завершена реставрация картины. С неё был удалён слой лака, нанесённый через некоторое время после того, как Боттичелли закончил работу над ней, и превратившийся за несколько веков в жёлто-коричневый налёт.

Сюжет

Картина иллюстрирует миф рождения Венеры ( греч. Афродиты ).

Обнажённая богиня плывет к берегу в створке раковины ребристой сердцевидки или морского гребешка , подгоняемая ветром. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (римский аналог — Флора ) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. На берегу богиню встречает одна из граций .

Копия « Капитолийской Венеры » Праксителя

«Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана , из белоснежной пены морских волн. Лёгкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр . Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Пышно разрастались цветы там, где ступала Афродита. Дивную богиню повели на Олимп. Громко приветствовали её боги. С тех пор всегда живёт среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная прекраснейшая из богинь.» ( Николай Кун . «Легенды и мифы Древней Греции»)

Иконография

В позе Венеры очевидно влияние античной скульптуры. То, как она опирается на одну ногу, линия бедра, целомудренный жест рукой и сами пропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты, разработанном ещё Поликлетом и Праксителем . В целом иконография картины следует классическому типу Венеры Целомудренной ( лат. Venus Pudica ) — типу статуи Венеры , изображающей богиню обнажённой или полуобнажённой перед, или после купания, входящей или выходящей из воды (тип Афродита Анадиомена ) и стеснительно прикрывающей одной рукой лоно, а другой грудь.

Рождение Венеры в древности было связано с культом, символы которого присутствуют на картине Боттичелли. Так пурпурная мантия в руках у Грации имела не только декоративную, но и ритуальную функцию. Такие мантии изображались на греческих урнах и символизировали границу между двумя мирами — в них заворачивали как новорождённых, так и умерших. В средние века такие атрибуты Венеры, как розы и раковина, стали ассоциироваться с Девой Марией . Раковина, сопровождавшая изображения Венеры, символизировала плодородие, чувственные удовольствия и сексуальность, перекочевав в иконографию Богоматери, стала означать чистоту и непорочность (например, Алтарь св. Варнавы работы Боттичелли) [ источник не указан 2591 день ] .

Алтарь св. Варнавы

В изображении дующего Зефира, летящих роз, развевающихся волос и движения, как выражения жизни и энергии, Боттичелли следовал посылкам, изложенным в работах теоретика искусства эпохи Возрождения Леона Баттисты Альберти . Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини , описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски ( васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Среди новшеств Боттичелли важным было использование холста, а не доски, для произведения столь крупного размера. Он добавлял минимальное количество жира к пигментам, благодаря чему холст в течение долгого времени оставался прочным и эластичным, а краска не трескалась. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось [ источник не указан 2591 день ] .

Розы, изображённые на картине, являются распространённым и в настоящее время старинным сортом 'Maiden’s Blush' .

См. также

«Рождение Венеры». Фреска из Помпей

Примечания

  1. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М. С. Гиляров ; Редкол.: А. А. Баев , Г. Г. Винберг , Г. А. Заварзин и др. — М. : Сов. энциклопедия , 1986. — С. 570. — 831 с. — 100 000 экз.
  2. Nancy Steen. The Charm of Old Roses. — Wellington: A. H. & A. W. Reed, 1966.

Литература

  • Burke, Peter. Culture and society in Renaissance Italy. — London, 1974.
  • Ufizzi, Studi e Ricerche 4: La Nascita di Venere e l'Annunziazione del Botticelli ristaurate. — Firenze, 1987.
  • Rose-Marie & Rainer Hagen. What Great Paintings Say. — Taschen, 2005. — Т. 1. — С. 146—151. — ISBN 978-3-8228-4790-9 .

Ссылки

Источник —

Same as Рождение Венеры (картина Боттичелли)