Interested Article - Антиной-Агатодемон
- 2021-06-05
- 2
Антиной-Агатодемон ( нем. Antinoos-Agathodaimon ) — колоссальная древнеримская мраморная статуя, изображающая греческого юношу Антиноя , фаворита и возлюбленного римского императора Адриана . Скульптура представляет собою позднюю комбинацию античных головы Антиноя и тела, вероятно принадлежавшего изображению бога Агатодемона или Диониса .
Описания
Скульптура Антиноя выполнена из белого мрамора и имеет колоссальные размеры. Её общая высота составляет 237 сантиметров, голова — 29 сантиметров .
Скульптура является узнаваемым портретом Антиноя . Её голова имеет классические иконографические черты этого юноши: лицо с несколько полными щеками, слегка изогнутые реалистичные, расчерченные волосками прямые брови, прямой нос, средний рот с пухлыми губами, копной крупных полулунных локонов, спадающих на лоб, виски и шею, закрывающие уши. По виду причёски исследователи выделяют три типа портретов Антиноя: основной, мондрагонский и египетский. Этот портрет относится к первому. Глазницы, в которых раньше были инкрустированы камни, сейчас пустые .
Идеализированное стройное мускулистое тело полностью обнажено, за исключением мантии, которая перекинута через согнутое левое предплечье несколько отведенной руки и почти полностью окутывает ноги, оголяет правую ягодицу. Этой рукой Антиной опирается на рог изобилия , из которого наверху показываются лист и гроздь винограда и который внизу опирается на пень. Вокруг рога снизу вверх вьётся большая змея, она перекидывается через предплечье и свисает с него собравшись в петлю. Левая рука является дополнением XVIII века, также реставрации подверглись нос, рот, подбородок, шея, участки мантии, часть змеи, нижняя половина рога изобилия, ствол дерева, на который он опирается, правые конечности .
На левом плече статуи вырезано латинское слово «lascivi» .
История
После трагической гибели в 130 году н. э. своего фаворита и возлюбленного Антиноя римский император Адриан . До самой смерти правителя в 138 году н. э. по всей стране создавались многочисленные скульптуры юноши. Часто это были портреты в образе какого-либо бога . Скульптура создана неизвестным автором. Она была вырезана в 130-140-хгодах н. э. .
Данных о месте нахождения скульптуры нет. В настоящий момент считается, что она состоит из головы и туловища двух ранее разных античных статуй. На иллюстрации книги «Собрание античных статуй... реставрированных Бартоломео Кавачеппи », изданной в 1768 году, можно увидеть уже целую скульптуру. Возможно голову и туловище соединил в единое целое именно этот римский антиквар .
В 1760-е годы Бартоломео Кавачеппи при посредничестве продал статую Антиноя королю Пруссии Фридриху Великому . Для немецкого правителя фигура греческого юноши имела особое значение, поскольку сам он был гомосексуалом. Скульптура Антиноя-Агатодемона была размещена в резиденции Фридриха Сан-Суси около Нового дворца . Вместе с античной статуей Асклепия она стояла по бокам аллеи, ведущей в парк. Помимо неё в Сан-Суси при Фридрихе Великом находилось ещё четыре античных и одна современная скульптуры Антиноя. В 1806 году после поражения немецкой армии Наполеон вывез статую Антиноя-Агатодемона вместе с другими произведениями искусства в Париж . Там она была выставлена в Зале Дианы императорского музея . После Венского конгресса в 1815 году скульптура вернулась в Берлин. В 1825-1826 годах статуя была отреставрирована скульптором Кристианом Даниэлем Раухом . В 1830 году она была выставлена в Северном зале недавно открывшегося берлинского Старого музея . В середине XIX века на старом месте около Нового дворца в Сан-Суси была размещена копия, выполненная тем же скульптором-реставратором. В ходе обследования в 1926 году выяснилось, что голова и тело Антиноя-Агатодемона принадлежали ранее разным античным статуям .
Во время Второй мировой войны в 1939 году древнеримская скульптура была убрана в безопасное место в целях сохранности. После поражения Германии в 1945 году советские войска вывезли скульптуру Антиноя-Агатодемона в СССР . Она была размещена в Ленинграде . В 1958 году СССР вернул скульптуру ГДР . Статуя Антиноя была передана в ведение Старого музея. Только после реставрации 2003-2004 годов её снова выставили на всеобщее обозрение в четвёртом зале верхнего этажа . Статуя Антиноя является одной из старейших скульптур античной коллекции Берлина .
-
Копия в Сан-Суси
-
Асклепий в Сан-Суси
-
Вид копии сзади
-
Бюст Антиноя . Копия с античного. Сан-Суси
-
«Антиной-Аполлон». Копия с античного. Сан-Суси
-
Беседка Антиноя в Сан-Суси
-
Идентификация
Голова статуи представляет собой портрет Антиноя. Она помещена на туловище другой статуи, изображающей, вероятно, какое-то божество, что довольно близко по духу к древней практике, в которой часто встречается сочетание портрета с божественным образом. В античные времена змея являлась символом Асклепия (Эскулапа). Рог изобилия как атрибут говорит в пользу изображения Гения или дарующего благословление бога Агатодемона . Такой интерпретации придерживались в XIX веке. Исследователи предполагали, что в утраченной левой руке статуя могла держать жертвенную чашу. Современные искусствоведы считают тело изображением бога вина Диониса . В пользу этого предположения говорит наличие рога изобилия, винограда, мотива опоры и нагота. Однако для Диониса характерны длинные волосы, ниспадающие на плечи, которых у скульптуры нет .
Когда была нанесена надпись на левое плечо учёным не ясно. Слово «lascivi» в переводе с латинского обозначает «игривый», «несдержанный», «распущенный», «развратный». Такие римские авторы как Вергилий , Овидий и Тацит использовали его с явно негативной коннотацией. Судя по грамматике, надпись можно перевести как: «будь необузданным», «я был необуздан», «необузданный» или «необузданные». Значение надписи не вполне ясно, однако исследователи считают его критическим выражением .
Примечания
- ↑ .
- ↑ , s. 8.
- Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. // Римский скульптурный портрет. — М. : Искусство , 1975. — С. 58—59.
- ↑ , s. 12.
- .
- , s. 4.
- ↑ , s. 7.
- , s. 25.
- , s. 3.
Литература
- Backe-Dahmen, Annika; Franken, Norbert. : [ нем. ] . — Berlin : Staatliche Museen zu Berlin, 2005. — 47 p. — ISBN 3-88609-495-2 .
- Meyer, Hugo. Nr I 11 // (нем.) . — München: Verlag: Fink Signatur, 1991. — P. 33-34, Taf. 9. — 427 p. — ISBN 3770526341 , ISBN 978-3770526345 .
Ссылки
- . Ident. Nr.: SK 361 (нем.) . Sammlungen Online . Staatliche Museen zu Berlin. Дата обращения: 28 октября 2023.
- . Antikensammlung Berlin (нем.) . iDAI.world . The German Archaeological Institute. Дата обращения: 31 октября 2023.
- 2021-06-05
- 2