Interested Article - Антиной Альбани

Антиной Альбани ( Антиной с виллы Альбани ) — древнеримский мраморный барельеф , изображающий греческого юношу Антиноя , фаворита и возлюбленного римского императора Адриана . После своей трагической гибели в 130 году юноша был объявлен богом. В рамках посмертного культа Антиноя в последующие восемь лет (до смерти императора) было изготовлено множество его скульптурных портретов. Этот рельеф изображает юношу в образе бога Сильвана или Вертумна . Иоганн Винкельман назвал изображение одним из лучших античных портретов. После находки барельеф был размещён на вилле Альбани , где хранится до сих пор и откуда берёт своё название.

Описание

Барельеф изображает греческого юношу Антиноя по пояс в образе бога Сильвана (или Вертумна , или «гения весны»). Эти культы почитали умирающую и возрождающуюся сущность . Голова Антиноя расположена строго в профиль, он смотрит в левую сторону. Корпус вполоборота развернут к зрителю. Юноша одет в тогу , правый край которой спущен с плеча, так что обнажается широкая рельефная мускулистая грудь. Правое плечо опущено вдоль тела, свободно выступающее над барельефом предплечье согнуто под прямым углом, на нём собрались складки одежды, большой и указательный пальцы распрямлены, остальные полусогнуты. Создаётся впечатление, что в руках юноши в древности могли быть помещены поводья лошадей колесницы, которая везёт его к апофеозу . Левого плеча не видно, предплечье поднято вверх перед собой до уровня плечевого пояса, с кисти свисает венок из лавра и цветов, перевязанный лентой. Такой же венок венчает голову юноши, его ленты спадают сзади, а потом вперёд на плечи по обе стороны от шеи, подчеркивая изящество юноши. Черты лица типичны для иконографии Антиноя: мягкие черты, меланхоличный взгляд, прямой нос, пухлые щёки, чувственные губы, выраженный подбородок, прямые, расчерченные волосками брови и пышная копна больших полулунных локонов, которые закрывают уши .

История и влияние

Барельеф предположительно был найден около 1735 года при раскопках виллы императора Адриана в Тиволи . Он был приобретён кардиналом-мирянином и меценатом Алессандро Альбани . Коллекционер разместил барельеф в своей новой резиденции в Риме . Зал в стиле роккоко , где по проекту (англ.) изображение Антиноя вмонтировали над камином, был назван в его честь залом Антиноя. В нём барельеф находится до сих пор. Перед монтажом Антиной Альбани был значительно отреставрирован: восстановлены пальцы рук, венок в левой руке, часть локонов и цветков венка на голове. То, что барельеф имеет достаточно хорошую сохранность и неправильно одетую тогу, даёт повод некоторым исследователям подозревать, что это произведение создано итальянским скульптором-реставратором Бартоломео Кавачеппи .

Пользовавшийся покровительством Альбани знаменитый историк и «отец искусствознания» Иоганн Винкельман назвал этот барельеф вместе с бюстом Антиноя Мондрагонского «славой и венцом искусства этого времени и всех времён». Благодаря такой похвале барельеф приобрёл большую известность, став одной из самых знаменитых римских скульптур. Внимание Винкельмана было привлечено в том числе в связи с тем, что сам он был гомосексуалом . На портрете художника Антона фон Марона искусствовед нарисован держащим в руках листок с изображением Антиноя Альбани. «Конкурент» Винкельмана антиквар (нем.) разделял восхищение этим произведением . Американский писатель Герман Мелвилл , который вероятно также был гомосексуалом, при посещении виллы 28 февраля 1857 года подробно описал барельеф . Гипсовые слепки с Антиноя Альбани были широко доступны, благодаря чему его слава ещё больше распространилась. Такие реплики хранятся, например, в коллекциях Лувра в Париже , (англ.) в Кембридже , Музея Эшмола в Оксфорде , Государственных художественных собраниях Дрездена и так далее . Изображение Антиноя Альбани часто использовалось при создании камей и медальонов . Знаменитая французская литейная мастерская Барбедьенна выпускала бронзовые плакеты и чаши с этим портретом . Известны реплики из драгоценных металлов .

Примечания

  1. . Accession number: WAG 5091 (англ.) . National Museums Liverpool . Дата обращения: 18 октября 2023.
  2. .
  3. Norman, Max. (англ.) // Apollo. — 2019. — 18 January.
  4. .
  5. Rambach, Hadrien J. (англ.) // LANX. — Milano: Milano University Press, 2013. — No. 15 . — P. 111—122 . — ISSN . — doi : .
  6. . Inventarnummer: ASN 4676 (нем.) . Staatliche Kunstsammlungen Dresden . Дата обращения: 18 октября 2023.
  7. // The Writings of Herman Melville, Vol. 15: Journals by Herman Melville (англ.) / Harrison Hayford, Hershel Parker, G. Thomas Tanselle. — Evanston: Northwestern University Press, 1989. — P. 469—471. — 683 p. — ISBN 0810108232 , ISBN 978-0810108233 .
  8. . [WG-B-166] (нем.) . Winckelmann-Museum Stendal . Дата обращения: 18 октября 2023.
  9. Cookson, Clive. (англ.) // Financial Times. — 2019. — 17 мая.
  10. Bracci, Domenico Agostino. (англ.) . — Florenz, 1784. — Vol. 1. — P. TXII. — doi : .
  11. . Numéro principal : OA 199 (фр.) . Louvre . Дата обращения: 18 октября 2023.
  12. Gazur, Ben. (англ.) . Art UK (9 сентября 2021). Дата обращения: 18 октября 2023.
  13. (англ.) . National Museums Liverpool . Дата обращения: 18 октября 2023.
  14. Antinous cameo. Inv. N° DS.213 (V.855). Sir John Soane’s Museum, London
  15. (англ.) . British Museum . Дата обращения: 18 октября 2023.
  16. Bronze medaillon of Antinous. GOS-Nr. KG000439, 19th century, Ferdinand Berbedienne. Deutsches Historisches Museum, Berlin
  17. . COUPE sur PIED à deux anses Le décor d'un profil à l'antique, de rinceaux, masques et palmettes Bronze doré et ciselé Signé sur le côté par deux fois H. 4,5 cm - L. 19 cm. OXIO, Paris, France (фр.) . Invaluable.com (30 марта 2023). Дата обращения: 18 октября 2023.
  18. 7. ONLINE HAT - OBJE - RESİM MÜZAYEDESİ (англ.) . Tellalzadeantiques.com/ . doi : . Дата обращения: 18 октября 2023.
  19. (англ.) . Sotheby's (10 ноября 2015). Дата обращения: 18 октября 2023.

Ссылки

  • . Gy 1474 (фр.) . Musée du Louvre . Дата обращения: 18 октября 2023.
  • . Number: 468 (англ.) . Museum of Classical Archaeology . University of Cambridge. Дата обращения: 18 октября 2023.
Источник —

Same as Антиной Альбани