Воплощённое познание
- 1 year ago
- 0
- 0
Позна́ние , когни́ция — совокупность процессов , процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях действительности.
Познание — основной предмет гносеологии . Устанавливая сущность познания, его формы и принципы, теория познания стремится ответить на вопрос, как возникает знание и как оно соотносится с действительностью. Познание изучается не только философией . Существует ряд других специальных наук и научных дисциплин, исследующих тот же предмет: когнитивная психология , научная методология , история науки , науковедение , социология знания и так далее. Однако большинство этих наук изучает познание, рассматривая только его отдельные аспекты. В целом познание остаётся особым предметом изучения именно философии .
Декарт видел цель познания в овладении силами природы , а также в усовершенствовании самой природы человека.
Говоря о формах познания, выделяют прежде всего научное и ненаучное познание , причём к последнему относятся обыденное и художественное познание , а также познание мифологическое и религиозное [ источник не указан 1799 дней ] .
Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания — это процесс получения объективного знания, направленного на отражение закономерностей константной действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений наблюдаемой действительности.
Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы .
Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия , определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология , онтология и этика . В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть ( аксиология ), то есть стремится создать идеал , содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.
Мифологическое познание характерно для первобытной культуры . Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом .
Понятие моторного познания охватывает явление познания, воплощённого в действии, при котором моторная система участвует в том, что рассматривается как умственная обработка, включая процессы, обеспечивающие социальное взаимодействие . Моторное познание принимает во внимание подготовку и производство действий, а также процессов, участвующих в распознавании, предсказании, имитации и понимании поведения других людей. Основная единица моторной парадигмы познания — действие , выраженное как перемещения, произведённые, чтобы удовлетворить намерение определённой моторной цели, или выраженное в реакции на значимое событие в физических и социальных средах. Эта парадигма получила большое внимание и эмпирическую поддержку в последние годы со стороны множества грандов исследования (Соммервиль Ж. А., Десети Дж.), включая психологию развития , познавательную (когнитивную) нейробиологию и социальную психологию .
Выделяют два уровня научного познания: эмпирический ( опытный , чувственный) и теоретический (рациональный). Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении, эксперименте и моделировании, тогда как теоретический — в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах , законах и теориях .
Всё, доступное познанию, Платон в VI книге « Государство » делит на два рода: чувственно-воспринимаемое и познаваемое умом. Отношение между сферами чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют познавать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяет узреть истину.
«Сущее либо воспринимается чувствами, либо постигается умом».
«Представления — это как бы предметы ощущения, только без материи».
«Существуют два основных ствола человеческого познания, вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня, а именно чувственность и рассудок : посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся».
В психологии познание (когнитивность) рассматривают как способность к умственному восприятию и переработке внешней информации . Это понятие применяется по отношению к психическим процессам личности и особенно к так называемым «психическим состояниям» (убеждениям, желаниям и намерениям). Данный термин также используется шире, обозначая акт познания или само знание и может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление знания и концепций, связанных с этим знанием.
Изучение типов когнитивных процессов находится под влиянием тех исследований, которые успешно использовали парадигму «когнитивности» в прошлом. Понятие «когнитивные процессы» часто применяли к таким процессам как память , внимание , восприятие , действие , принятие решений и воображение . Эмоции традиционно не относят к когнитивным процессам. Вышеприведённое деление теперь считается во многом искусственным, проводятся исследования, изучающие когнитивную составляющую эмоций. Эмпирические исследования когнитивности обычно пользуются научной методологией и количественным методом, иногда включают также построение моделей какого-то отдельного типа поведения.
Теория когнитивности, в отличие от нейрокогнитивности, не всегда рассматривает когнитивные процессы в их связи с мозговой деятельностью или какими-либо иными биологическими проявлениями, описывая поведение индивида в терминах информационного потока или функционирования. Сравнительно недавние исследования в таких областях, как когнитология (в общем смысле, наука о мышлении) и нейропсихология , стремятся перешагнуть этот пробел между информационными и биологическими процессами, используя парадигмы когнитивности для понимания того, каким именно образом человеческий мозг осуществляет функции переработки информации, а также каким образом системы, занимающиеся исключительно переработкой информации (к примеру, компьютеры) могут имитировать когнитивные процессы (см. также искусственный интеллект ).
Теоретическую школу, изучающую мышление с позиции когнитивности, обычно называют «школой когнитивизма» ( англ. cognitivism ).
Успех когнитивного подхода может объясняться, прежде всего, его превалированием как фундаментального в современной психологии . В этом качестве он заменил бихевиоризм , господствовавший вплоть до 1950-х годов.
В свою очередь, когнитивная теория, будучи весьма эклектичной в самом общем смысле, заимствует знания из следующих областей: