Философские сочинения Буридана написаны в форме комментария к произведениям
Аристотеля
. Он принимает аристотелевское определение
науки
как знания, полученного на основании очевидных, необходимых и недоказуемых
посылок
, но проводит различие между посылками логически необходимыми и посылками, очевидность которых основывается на опытных утверждениях
. Размышляя о том, как ему следует относиться к авторитету Аристотеля, Буридан пришёл к следующему выводу: «На доводы от авторитета не знаю как отвечать, иначе как отрицая авторитеты»
.
В области
механики
Буридану принадлежит развитие учения о
импетусе
(
лат.
impetus
) — движущей способности, «запечатлеваемой» в брошенном теле:
Человек, бросающий камень, движет свою руку вместе с камнем, а при стрельбе из лука тетива некоторое время движется вместе со стрелой, толкая стрелу; и то же самое справедливо применительно к праще, разгоняющей камень, или применительно к машинам, метающим громадные камни. И покуда бросающий толкает брошенное тело, находясь в контакте с ним, движение является более медленным вначале, ибо тогда лишь внешний двигатель движет камень или стрелу; но при движении непрерывно приобретается импетус, который вместе с вышеуказанным внешнем двигателем движет камень или стрелу, в силу чего движение их становится всё более быстрым. Но после отрыва от бросающего тот уже не движет брошенное тело, но движет его лишь приобретённый импетус, и этот импетус, по причине сопротивления среды, непрерывно ослабляется, и поэтому движение становится всё более медленным
Проблему
свободы воли
Буридан считал неразрешимой логически
[
источник не указан 4283 дня
]
.
Буридану приписывают и знаменитый
парадокс
о свободе выбора человека, с которым связано вошедшее в поговорку выражение «
буриданов осёл
», хотя в своих сочинениях он нигде не упоминал проблемы с ослом.
Легенды
Личность Буридана окружена легендами, среди которых — связь с
Жанной Наваррской
, женой короля Франции
Филиппа IV Красивого
и основательницей
Наваррского коллежа
. Согласно балладе
Франсуа Вийона
, по приказу королевы Буридан был зашит в мешок и брошен в
Сену
. Легенда впервые зафиксирована у Вийона и записана почти через полтора века после смерти Буридана, причем ни про флирт, ни про связь, ни имени королевы у Вийона нет. Никаких подтверждающих фактов неизвестно.
Вероятно, к легендам нужно отнести и сообщения об ударе башмаком по голове товарища по студенческим буйствам, который стал впоследствии папой
Климентом VI
.
Буридан также известен посещением горы
Мон-Ванту
.
Сочинения
Tractatus de consequentiis
Sophismata
Summulae de Dialectica
Quaestiones super libris quattuor de caelo et mundo
Questiones super octo librum Politicorum Aristotelis
Публикации сочинений
Quaestiones super libris quattuor de caelo et mundo. — Camb. (Mass.), 1942.
Klima, Gyula
(tr.) John Buridan: 'Summulae de Dialectica'. Yale Library of Medieval Philosophy. New Haven, Conn./London: Yale University Press, 2001.
(неопр.)
. Дата обращения: 6 февраля 2013.
23 сентября 2014 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 8 октября 2013.
31 января 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 8 октября 2013.
10 июня 2015 года.
Литература
, Смирнов Г. А.
Западноевропейская наука в средние века: Общие принципы и учение о движении. —
М.
:
Наука
, 1989. — 352 с. — (Библиотека всемирной истории естествознания). —
ISBN 5-02-007958-8
.
Зубов В. П.
Пространство и время у парижских номиналистов XIV в. (к истории понятия относительного движения) // Из истории французской науки. —
М.
: Изд-во АН СССР, 1960. — С. 3—53.
Ланской Г. Ю.
Жан Буридан и Николай Орем о суточном вращении Земли. Исследования по истории физики и механики. 1995—1997. —
М.
: Наука, 1999. — С. 87—98.
Лисанюк Е. Н.
Буридан и «Современная модальная логика» // Я. А. Слинин и Мы. Сборник статей к 70-летию проф.
Я. А. Слинина
/ Отв.ред. Мигунов А. И. —
СПб.
: СПбФО, 2002. — С. 280—296.
Лисанюк Е. Н.
Ж. Буридан о верификации предложений // Homo philosophans. Сборник статей к 60-летию проф. К. А. Сергеева. Под ред. Перова Ю. В. —
СПб.
: СПбФО, 2002. — С. 49—61.
Лисанюк Е. Н.
Ж. Буридан о об условиях верификации предложений и обоснованности консеквенций // Современная логика: проблемы теории, истории, применения в науке. Материалы 6-й Международной конференции, СПбГУ, 22—24 июня 2002 г. —
СПб.
: Изд-во С.-Петербургского гос. ун-та, 2002. —
ISBN 5-288-03115-0
.
. С. 343—345.
Лупандин И. В.
Жан Буридан и его вклад в развитие астрономии // Историко-астрономические исследования. — 1989. —
№ 21
. —
С. 155—163
.
Широков В. С.
Жан Буридан об апориях Зенона // Философские науки. — 1982. —
№ 4
. —
С. 94—101
.
Широков В. С.
Инфинитезимальная концепция Жана Буридана // Историко-математические исследования. — 1978. —
№ 23
. —
С. 250—269
.
Klima, Gyula.
John Buridan. — New York: Oxford University Press, 2008.
Landi M.
Un contributo allo studio della scienza nel Medio Evo. Il trattato Il cielo e il mondo di Giovanni Buridano e un confronto con alcune posizioni di Tommaso d’Aquino // Divus Thomas. — 2007. —
№ 110/2
. — P. 151—185.
Thijssen J. M. M. H.; Zupko, Jack (ed.).
The Metaphysics and Natural Philosophy of John Buridan. — Leiden: Brill, 2001.
Zupko, Jack.
. — University of Notre Dame Press, 2003.