В западной
массовой культуре
MDMA, или экстази, считается
архетипичным
социальным наркотиком, с такими распространёнными ассоциациями, как «вещество любви» (
англ.
love drug
)
:16
и «вещество объятий» (
англ.
hug drug
)
:16
.
Содержание
MDMA и экстази в средствах массовой информации
Подход традиционных западных средств массовой информации — газет и телевидения — к проблемам экстази, равно как и к другим наркотикам, часто носит стандартный характер поддержки
прогибиционистской
политики абсолютного воздержания от наркотиков, соединённой с тягой к сенсациям, что вкладывается в модель
моральной паники
. Также отмечается диспропорциональность медиа-освещения: анализ газетных репортажей Шотландии за 1990-е годы показал практически полное покрытие всех смертей, вызванных экстази, по сравнению с 1:5 для смертей от
героина
, 1:8 — от
кокаина
, 1:3 — от
амфетаминов
и 1:265
от
парацетамола
:3
.
В исследовании, посвящённом наркотическому дискурсу в СМИ, включая Интернет, специалист по
социологии СМИ
и
доктор Пол Маннинг (
англ.
Paul Manning
)
указывает вслед за социологами Палмером (
англ.
J. Palmer
) и Сондерсом (
англ.
N. Saunders
), что между реально известными в 1990-х годах частотой и вредом экстази и их
представлениями в СМИ Великобритании после смерти Ли Беттс в 1995 году
зияет достаточно существенный разрыв: СМИ сильно преувеличивают масштабы угрозы
. Главными ньюсмейкерами типично выступают государственные агентства по борьбе с наркотиками и подобные им институты, изредка уступающие лидирующую роль другим агентам. Например, это могут быть родители погибших от наркотика детей — как в случае кампании после смерти Ли Беттс — и типично они поддерживают политику полного воздержания
. Кампании после смертей 15-летней
Анны Вуд
и 18-летней
Ли Беттс
использовали один из типичных нарративов: «наркотики как угроза невинным жертвам», изображая Ли и Анну как «невинное дитя» из счастливой и благополучной семьи
. Непосредственными виновниками случившегося в таком случае назначаются не низкие моральные качества жертвы и не социальные патологии, а вредоносная сила самого наркотика и часто вдобавок к ней моральная виновность
наркодилеров
или друзей, предоставивших жертве наркотик
.
В случае кампаний 1990-х годов в Великобритании, Критчер отмечает, однако, что наряду с полномасштабной моральной паникой относительно
рейвов
, развернувшаяся паника относительно экстази носила ограниченный и неполный характер, так как в этом вопросе отсутствовал полный нормативный консенсус — само правительство с 1995 года приняло новую антинаркотическую политику Tackling Drugs Together, включавшую в себя наряду с упором на криминальность наркотиков также и некоторые прагматичные меры по снижению вреда от их употребления
. Аналогичная
моральная паника в США, развернувшаяся в конце 1990-х годов
вокруг тем юности, экстази, смерти и вреда от секса, достигла кульминации в принятии в 2003 году
, ужесточившего ответственность организаторов танцевальных вечеринок
:3—4
.
В течение 2000-х в СМИ наблюдается частичный отход от прежнего нарратива — смещение в сторону «нормализации» употребления экстази и других рекреационных наркотиков
. Гипотеза «нормализации» рекреационного употребления запрещённых веществ в современной западной культуре была выдвинута в 1998 году Говардом Паркером, Джудит Олдридж и Фионой Мишэм (
англ.
Howard Parker, Judith Aldridge and Fiona Measham
) и хотя и не является общепринятой, тем не менее структурирует анализ наркотических нарративов в культуре
. Одной из тенденций 2010-х годов становятся кампании
против
«
войны с наркотиками
», связанные с именами родителей, чьи дети погибли от MDMA: в Англии это кампания Анны-Марии Кокбёрн (
англ.
Anne-Marie Cockburn
) после смерти её 15-летней дочери Марты Фернбак (
англ.
Martha Fernback
) в 2013
, в США — кампания Деде Голдсмит (
англ.
Dede Goldsmith
) после смерти её 19-летней дочери Шелли (
англ.
Shelley Goldsmith
) также в 2013
, в Австралии — кампания Адрианы Буччьянти (
англ.
Adriana Buccianti
) после смерти её сына Даниэля (
англ.
Daniel Buccianti
) в 2012
.
Помимо этого, частой темой освещения экстази в традиционных СМИ становится, в отличие от других наркотиков, не тема преступности, совершаемой наркоманами, а тема
организованной преступности
производства и трафика препарата, часто в мировом масштабе
. Отмечается также существенная разница между
рисками
употребления наркотиков как они представляются традиционными СМИ и медицинским эпидемиологическим их выражением: для экстази и других новых наркотиков эти риски многократно преувеличиваются, а для легальных наркотиков типа
табака
и
алкоголя
— преуменьшаются, хотя в последнее время наметилась тенденция к исправлению этого диспаритета
. Под сильным влиянием этой разницы находится также и публичная политика в отношении наркотиков, которая не принимает последовательно во внимание научные оценки и аргументы и в результате иррациональна
.
В видеороликах в интернете
См. также:
Анализ видео
YouTube
на 2012 год выявил более 4000 англоязычных видеороликов, связанных с употреблением экстази, с преобладанием
:
В мобильном приложении
TikTok
распространены хвастливые видеоролики с употреблением детьми наркотиков, в том числе таких как кетамин и MDMA. И хотя
хештеги
#cocaine и #heroin запрещены на сервисе, запрет не касается многих других нелегальный наркотиков или сленговых обозначений; так, например, по состоянию на начало февраля 2020 года по хештегу #ket находятся около 14 млн результатов, #mdma — 5,1 млн, #pinging — 4,3 млн
.
Сленговое обозначение порошка MDMA —
молли
— часто встречается в песнях, а его эффекты и употребление входят в клипы популярных рэп- и поп-исполнителей 2010-х, включая
Мадонну
(выпустившую альбом
MDNA
),
Майли Сайрус
,
Рианну
,
Канье Уэста
, а также французского диджея
(автора трека «
»), группу
Sponge
(написавших песню «
»). Рэпер
Рик Росс
в песне
утверждал, что молли в сочетании с алкоголем является «
наркотиком изнасилования
», что привело к скандалу и разрыву с ним спонсорских отношений компанией
Reebok
. По оценке
Кендрика Ламара
, данной им в интервью
MTV
в 2013 году, использование слова «молли» в хип-хопе стало слишком рутинным явлением и таким образом уже выходит из моды
.
Существуют так же музыкальные группы, которые имеют название «MDMA»:
MDMA — испанская брутал-дэт-метал группа.
MDMA
— юмористическая музыкальная группа украинского комедийного проекта «
Чоткий Паца»
.
В литературе
MDMA стало главной темой нескольких книг —
научных
,
популярных
и
художественных
. Первым публицистическим исследованием стала книга американского писателя и психолога
«
Ecstasy: The MDMA Story
», вышедшая в 1989 году
и переизданная с дополнениями в 1994
, затем последовала получившая культовый статус среди английских клабберов трилогия британского активиста
«
» (1993)
, «
Ecstasy and the Dance Culture
» (1995)
и «
Ecstasy Reconsidered
» (1997)
, а потом выдержавшая два издания книга Мэттью Коллина «
Измененное состояние: история экстази и рейв-культуры
» (1998 и 2009, первое издание переведено на русский язык)
.
Научная и научно-популярная литература об MDMA начинает издаваться с 1985 года, первой ласточкой была книга Софии Адамсон и Сьюзан Буле «
Through the gateway of the heart: accounts of experiences with MDMA and other empathogenic substances
»
, за ней последовал сборник статей об MDMA 1990 года под редакцией
нейрохимика
Стивена Перотки
, книга независимого исследователя Коэна 1998 года «
The Love Drug: Marching to the Beat of Ecstasy
»
, и ещё один сборник «
Ecstasy: The Complete Guide
» 2001 года под редакцией психиатра
, названный в рецензии на него «лучшей до сих пор изданной единой книгой об MDMA»
. Вышли из печати также три социологическо-антропологических издания «
Pursuit of Ecstasy: The MDMA Experience
» (1994)
, «
Ecstasy and the Rise of the Chemical Generation
» (2002)
и «
The Varieties of Ecstasy Experience
» (2011)
.
Художественная литература также не обошла экстази вниманием: четвёртая книга
Ирвина Уэлша
— сборник из трёх повестей, называется «
Экстази
»
.
В кинематографе
См. также:
Пол Маннинг указывает, что «нормализация» употребления
каннабиса
, экстази и
галлюциногенов
прослеживается в большом количестве
фильмов
, в отличие от тяжёлых или вызывающих сильное привыкание наркотиков
.
В 2019 году было объявлено, что компании OBB Pictures и
собираются выпустить сериал о католическом священнике Майкле Клегге (
англ.
Michael Clegg
), который и придумал в 1981 году название «Экстази»
, а также построил одну из крупнейших в США сетей
распространения MDMA
. Продюсерами выступят Майкл Д. Рэтнер и двукратный лауреат премии «
Эмми
»
.
Мифы, связанные с MDMA и экстази
См. также:
Основной источник:
:Ch. 5. MDMA myths and rumors dispelled, by
Julie Holland
Антинаркотическая политика проявлялась также в исследованиях «мифов» (
городских легенд
), связанных с экстази, так, например, ряд авторов использовал разделение верований пользователей, основанных на недостаточно точной и полной базе, на «мифы» и «факты» в зависимости от того, поощряют они или наоборот, заставляют уменьшать потребление наркотиков — что затем подвергалось критике
:17—18
. Основные мифы об экстази:
Экстази является новым безопасным наркотиком
— MDMA используется как наркотик уже достаточно долгое время, с 1980-х годов, и
не безвреден
.
Экстази — препарат-убийца
— обратный к предыдущему миф, распространявшийся СМИ в 1990-х годах
. По сравнению с распространением экстази вызываемая им смертность чрезвычайно низка
:129
— вероятность умереть от приёма экстази ниже, чем получить удар молнии или выиграть крупную сумму в лотерею
, при этом большинство смертей связаны скорее с обстоятельствами, сопровождавшими употребление наркотика, чем с токсическим воздействием MDMA на организм
. Этот миф — очевидную неправду, распространяемую под видом истины — связывают с провалом антинаркотической политики, который в конце 1990-х привёл к сильному расширению распространения экстази на фоне полного недоверия к правительственным источникам о его вреде
.
Экстази выедает дыры в мозгу
— миф происходит от сюжета
MTV
, где демонстрировалась картинка
ОФЭКТ
-скана мозга женщины, много лет употреблявшей различные наркотики, на котором области пониженного кровотока были чёрными — дырами; затем в 2001 году он также был сформулирован директором
практически этими самыми словами
; при известном угнетении серотониновой системы нейронов мозга из-за использования экстази, тем не менее, объём мозгового вещества, насколько известно, не меняется
.
Экстази превращает мозг в хрящ
— экстази не вызывает таких эффектов, происхождение мифа неясно
.
Экстази приводит к высыханию спинномозговой жидкости
— возникновение мифа связывают с исследованиями вреда MDMA на животных, сопровождавшимися заборами
спинномозговой жидкости
, преломлёнными слухами
, или с ощущениями после танцевальных марафонов, когда тело (включая позвоночник) болит и хрустит, как высушенное
.
MDMA изначально считался подавителем аппетита
— миф путает
MDA
, который действительно клинически испытывался с этой целью в 1949—1957 годах, и MDMA, хотя последний действительно подавляет аппетит
.
Экстази —
наркотик для изнасилований
— под этим термином понимаются наркотики, делающие жертву беспомощной и доступной для насильника, однако экстази не вызывает
таких эффектов
, происхождение мифа неясно
.
В таблетках экстази есть героин
— происхождение связывают с
широким размахом составов таблеток
, однако использование героина в них было бы просто экономически невыгодно
.
Примечания
Kamilar-Britt P.
,
Bedi G.
The prosocial effects of 3,4-methylenedioxymethamphetamine (MDMA): Controlled studies in humans and laboratory animals
(англ.)
// Neuroscience and biobehavioral reviews. — 2015. —
Vol. 57
. —
P. 433—46
. —
ISSN
. —
doi
:
. —
.
↑
.
(англ.)
. — Inner Traditions / Bear & Co, 2001. — 454 p. —
ISBN 9780892818570
.
Roberts I. D.
,
Way B. M.
(англ.)
// Social cognitive and affective neuroscience. — 2014. —
Vol. 9
,
no. 8
. —
P. 1053—4
. —
ISSN
. —
doi
:
. —
.
, p. 26.
Rogers G.
,
Elston J.
,
Garside R.
,
Roome C.
,
Taylor R.
,
Younger P.
,
Zawada A.
,
Somerville M.
(англ.)
// Health technology assessment (Winchester, England). — 2009. —
Vol. 13
,
no. 6
. —
P. iii—iv, ix-xii, 1-315
. —
ISSN
. —
doi
:
. —
.
(англ.)
. University of Winchester. Дата обращения: 2 июня 2016. Архивировано из
2 июня 2016 года.
, p. 23.
, p. 25.
, p. 34.
, p. 35.
, p. 28.
Philip R. Kavanaugh, Tammy L. Anderson.
Neoliberal Governance and the Homogenization of Substance Use and Risk in Night-time Leisure Scenes // British Journal of Criminology. — 2016. —
doi
:
.
, p. 37.
, Ch. 1. Introduction: Cultures of Intoxication.
Mark Townsend.
(англ.)
.
The Guardian
(22 June 2014 00.05 BST). Дата обращения: 23 мая 2016.
4 октября 2015 года.
Anna Schumacher.
(англ.)
.
Cosmopolitan
(26 марта 2016). Дата обращения: 3 мая 2016.
12 апреля 2016 года.
Josh Butler.
(англ.)
.
The Huffington Post
Australia (4 января 2016). Дата обращения: 24 мая 2016.
7 мая 2016 года.
, p. 37—38.
↑
, p. 39.
. The Independent. 1 августа 2006.
из оригинала
31 мая 2008
. Дата обращения:
6 июня 2008
.
, p. 161.
, p. 164.
Paul Manning.
(англ.)
// Drugs: education, prevention and policy. —
, 2013. — April (
no. 20(2)
). —
P. 120—130
. —
ISSN
. —
doi
:
.
23 ноября 2018 года.
Thomas Burrows.
(англ.)
.
The Sun
(30 января 2020). Дата обращения: 19 апреля 2020.
3 февраля 2020 года.
.
(неопр.)
. www.ministryofrock.co.uk. Дата обращения: 5 июня 2016.
29 мая 2016 года.
↑
Carole Nowicke.
(англ.)
. Indiana Prevention Resource Center (12 сентября 2013). Дата обращения: 5 февраля 2016.
4 сентября 2015 года.
Tammy L. Anderson.
(англ.)
.
Contexts
.
American Sociological Association
(20 ноября 2014). Дата обращения: 2 мая 2016.
9 октября 2015 года.
(англ.)
. HUFFPOST ENTERTAINMENT (Sept. 8, 2013, 7:04 PM). Дата обращения: 20 мая 2016.
22 апреля 2016 года.
Телеканал «Dnestr TV».
(неопр.)
(4 апреля 2018). Дата обращения: 29 апреля 2019.
4 октября 2021 года.
Stafford P.
(англ.)
. — 3rd exp. ed. — Ronin Publishing, 1992. — P. III - 64. —
ISBN 9781579511692
.
Eisner B.
(англ.)
. — Exp. 2nd ed. — Ronin Pub., 1994. — 224 p. —
ISBN 9780914171683
.
13 января 2023 года.
Коллин М.
,
Годфри Дж.
(рус.)
/ Пер. с англ. И. Шебукова. — 2-е, доп. изд. —
М.
: Ультра-Культура, 2004. — С. 316—317. — 360 с. —
ISBN 9785980420499
.
Saunders N.
(англ.)
. — 1993. — 319 p. —
ISBN 9780950162881
.
Расширенное переиздание:
Saunders N.
,
Doblin R.
(англ.)
. — Quick American Archives, 1996. — 281 p. —
ISBN 9780932551207
.
Matthew Collin.
(англ.)
. — Profile Books, 2009. — 453 p. —
ISBN 9781847656414
.
Stafford P.
(англ.)
. — 3rd exp. ed. — Ronin Publishing, 1992. — P. III - 70. —
ISBN 9781579511692
.
Adamson S.
,
Boulet S.
(англ.)
. — Four Trees Publications, 1985. — 197 p. —
ISBN 9780936329000
.
(англ.)
/ Ed. by
Peroutka S. J
. — Kluwer Academic Publishers, 1990. — 244 p. — (Topics in the Neurosciences, v. 9). —
ISBN 9781461314851
.
Winstock A.
(англ.)
// Addiction Biology. — 1999. —
Vol. 4
,
no. 3
. —
P. 356—357
. —
ISSN
. —
doi
:
.
Cohen R.S.
(англ.)
. — Haworth Medical Press, 1998. — 92 p. — (Haworth therapy for the addictive disorders). —
ISBN 9780789004536
.
↑
Heilig S.
(англ.)
// Addiction Biology. — 2002. —
Vol. 34
,
no. 2: Special Issue: The State of Ecstasy: MDMA - Science and Policy
. —
P. 231—232
. —
doi
:
.
12 января 2014 года.
Holland J.
(англ.)
. — Inner Traditions/Bear, 2001. — 464 p. —
ISBN 9781594778728
.
Beck J.
,
Rosenbaum M.
(англ.)
. — State University of New York Press, 1994. — 239 p. — (SUNY Series in New Social Studies on Alcohol and Drugs). —
ISBN 9780791418185
.
Ditton J.
,
Hammersley R.
,
Khan F.
(англ.)
. — Taylor& Francis, 2002. — 192 p. —
ISBN 9781135137571
.
Fitzgerald J.
Book Review:
The varieties of ecstasy experience: An exploration of person, mind and body in Sydney’s club culture
(англ.)
// Thesis Eleven. — 2015. —
Vol. 129
,
no. 1
. —
P. 135—138
. —
doi
:
.
Schnee D.
(англ.)
// Dancecult. — 2015. —
Vol. 6
,
no. 2
. —
P. 70—72
. —
doi
:
.
1 июля 2016 года.
Langridge A.
(англ.)
// Nordicum – Mediterraneum. — March 2013. —
Vol. 8
,
no. 1
. —
ISSN
.
24 июня 2016 года.
Leneghan S.
(англ.)
. — Lap Lambert Academic Publishing GmbH KG, 2011. — 296 p. —
ISBN 9783845416342
.
Коллин М.
,
Годфри Дж.
(рус.)
/ Пер. с англ. И. Шебукова. — 2-е, доп. изд. —
М.
: Ультра-Культура, 2004. — С. 317—319. — 360 с. —
ISBN 9785980420499
.
Jennings, Peter
(1 April 2004).
.
Primetime Thursday
. No. Special edition.
ABC News
.
из оригинала
27 мая 2015
. Дата обращения:
20 сентября 2019
.
Patrick Hipes.
(англ.)
.
Deadline.com
(20 февраля 2019). Дата обращения: 20 сентября 2019.
20 сентября 2019 года.
McElrath K.
,
McEvoy K.
Fact, fiction, and function: mythmaking and the social construction of ecstasy use
(англ.)
// Substance use & misuse. — 2001. —
Vol. 36
,
no. 1-2
. —
P. 1—22
. —
doi
:
. —
.
Nora D. Volkow.
(англ.)
.
MDMA (Ecstasy) Abuse
(март 2006). Дата обращения: 31 января 2016.
29 января 2016 года.
↑
Deborah Hutton.
(англ.)
.
Daily Mail
. Дата обращения: 15 мая 2016.
14 февраля 2011 года.
House of Commons. Science and Technology Committee.
(англ.)
. — London, 18 July 2006.
18 апреля 2016 года.
— Отчёт английской парламентской комиссии о соответствии текущей классификации наркотиков их реальному вреду. —
из первоисточника 31 мая 2012.
↑
Freye E.
,
Levy J.V.
(англ.)
. — Springer Netherlands, 2009. — (Biomedical and Life Sciences). —
ISBN 9789048124480
.
↑
, p. 55.
Rick Doblin.
(англ.)
. MAPS (16 января 2004). Дата обращения: 16 февраля 2016.
27 декабря 2015 года.
, p. 56—57.
, p. 57.
, p. 54.
, с. 43, 93.
, p. 54—55.
Freudenmann R. W.
,
Oxler F.
,
Bernschneider-Reif S.
The origin of MDMA (ecstasy) revisited: the true story reconstructed from the original documents
(англ.)
// Addiction (Abingdon, England). — 2006. —
Vol. 101
,
no. 9
. —
P. 1241—5
. —
doi
:
. —
.
Michael White C.
How MDMA's pharmacology and pharmacokinetics drive desired effects and harms
(англ.)
// Journal of clinical pharmacology. — 2014. —
Vol. 54
,
no. 3
. —
P. 245—52
. —
ISSN
. —
doi
:
. —
.
, p. 55—56.
↑
Jansen K. L.
,
Theron L.
(англ.)
// Journal of psychoactive drugs. — 2006. —
Vol. 38
,
no. 1
. —
P. 1—12
. —
doi
:
. —
.
9 сентября 2017 года.
Holland J.
(англ.)
// Ecstasy: The Complete Guide: A Comprehensive Look at the Risks and Benefits. — Inner Traditions / Bear & Co, 2001. —
P. 54—57
. —
ISBN 9780892818570
.
Manning Paul.
(англ.)
. — Taylor & Francis, 2013. — (Routledge Advances in Criminology, V. 15). —
ISBN 978-1-315-87108-0
.