Венчание на царство
- 1 year ago
- 0
- 0
Венча́ние — главная часть чина церковного благословения брака у православных и нехалкидонитов . Название обусловлено тем, что на головы вступающих в брак возлагают венцы .
В традиционной культуре славян — один из кульминационных этапов свадебного обряда , оформляющих брак, наряду с обручением , брачной ночью . В славянских странах используют металлические венцы, иногда — из драгоценных металлов , в греческой традиции используются гирлянды цветов , иногда искусственных .
« Развенча́нием » называется объявление недействительным брачного союза, совершённого по церковному обряду .
В дохристианской Греции был широко распространён обычай украшать вступающих в брак цветами, а их головы — венками . Христианская церковь восприняла этот обычай, «очистив от языческих атрибутов и дополнив христианскими элементами, главный из которых — Причащение Святых Таин ». Христианские авторы I—II веков не оставили сообщений о том, как христиане вступали в брак, что даёт основание полагать, что они, по крайней мере отчасти, заключали браки «согласно обычаям окружавшего их общества» .
В начале II века чин церковного брака ещё не был разработан. Тертуллиан упоминал об участии христиан в обручении и бракосочетании по римской античной церемонии. «К IV веку совершение литургии в связи с заключением брака стало распространённой практикой». Церковные чины бракосочетания начали складываться в это же время. «Основу этих чинов составляют собственно христианские элементы, в первую очередь Евхаристия и священническое благословение, но употребляются также обряды, унаследованные от ветхозаветных и античных времён », к числу которых относятся «вручение невесте брачных даров, соединение правых рук жениха и невесты , ношение невестой особых одежд или покрывала, надевание на жениха и невесту венков, брачный пир, шествие новобрачных в их дом, пение гимнов во время шествия и по прибытии в дом». О надевании венков сообщал ещё Тертуллиан, который не одобрял традицию надевания венков при совершении таинства бракосочетания как заимствованную у язычников . Следует, однако, отметить, что венец (венок) как христианский символ, взятый из античного мира, был присущ христианству с самых ранних времён — этот символ встречается уже в текстах Нового завета (I век н. э.) — в том числе в Посланиях апостола Павла (см., напр., 1 Кор. 9:25, 2 Тим. 4:8 и ряд др. мест).
Лишь к концу IV века обряд венчания брака получил христианское осмысление, однако святитель Григорий Богослов упоминает о нём всего лишь как об общепринятом обычае. Но уже святитель Иоанн Златоуст даёт высокую оценку венчанию на брак и толкует его «как символ победы молодожёнов над похотью ».
Кто был целомудренным до брака, тот тем более останется таким после брака. Напротив, кто до брака научился любодействовать, тот и после брака станет делать то же самое. "Блуднику", – говорится, – "сладок всякий хлеб" ( Сир. ). Для того и возлагаются на головы венцы, – в знак победы, что они, не будучи побеждены, вступают в брачный чертог, – что они не были одолены похотью. Если же кто, увлеченный сладострастием, предался блудницам, то для чего после этого он имеет и венец на главе, когда он побежден? .
К концу V века в Восточном христианстве брачное венчание христиан становится обычным. На Западе в это же время венчанию брака соответствует обряд « velatio » . В последующем церковный чин вступления в брак на Западе развивался иначе, чем на Востоке, «и венчание не стало основным его обрядом» .
Народный обряд венчания был христианами переосмыслен, но далеко не сразу он стал частью церковного благословения брака. Вероятно, в первое время венчание стало обязательной частью церковного чинопоследования лишь при бракосочетании византийских императоров , а также высокопоставленных чиновников. Подробное описание церемонии состоявшегося в 582 году бракосочетания императора Маврикия показывает, что «в VI веке среди простых людей обряд брачного венчания ещё был связан не с церковным чином, а с праздничной трапезой » .
Таинство брака может совершаться только в разрешённые дни.
Канонически (Гл. 50 Номоканона ) не позволяется венчать браки в следующие дни и периоды:
Однако правящий епископ вправе разрешить совершить венчание и в то время, в которое его обычно устав запрещает совершать. Если же, в нарушение всех правил, священник совершит венчание в запретное время — то оно постфактум всё равно будет признано действительным . В царской России между помолвкой и венчанием производился « брачный обыск ».
Порядок совершения церковного обряда таинства брака находится в требнике . Церковное бракосочетание в христианстве состоит из трёх основных обрядовых форм:
После́дование быва́емое о обруче́нии:
По Боже́ственной литурги́и, свяще́ннику стоя́щу в святи́лищи, предстоя́т хотя́щии спряга́тися пред святы́ми две́рьми: му́ж у́бо одесну́ю, жена́ же ошу́юю. Лежа́т же на десне́й стране́ святы́я трапе́зы пе́рстни и́х два́, златы́й и сре́бряный, сре́бряный у́бо уклоня́яся к десны́м, златы́й же к ле́вым, бли́з дру́г дру́га. Свяще́нник же назна́менует главы́ новоневе́стных три́жды, и дае́т и́м свещы́ возже́нны, и вве́д я́ вну́трь хра́ма, кади́т крестови́дно, и глаго́лется от диа́кона: Благослови́ влады́ко...
Следует мирная ектения с добавлением особых прошений и две небольшие молитвы священника с возгласами . Священник идёт в Алтарь , где берёт на блюде кольца, освящённые на Престоле , возвращается в притвор к брачующимся и золотой перстень и надевает мужу на безымянный палец правой руки со словами:
Обруча́ется ра́б Бо́жий (имя жениха) , рабе́ Бо́жией (имя невесты) , во и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ами́нь.
Жене же священник надевает серебряное кольцо произнося:
Обруча́ется раба́ Бо́жия (имя невесты) , рабу́ Бо́жию (имя жениха) , во и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ами́нь.
При этих возгласах священник кольцами трижды крестообразно осеняет головы обоих молодожёнов и налага́ет я́ на десны́х и́х пе́рстех. Свидетели- восприе́мники изменя́ют пе́рстни новоневе́стных. И, наконец, в третий раз брачующиеся сами между собой обмениваются кольцами.
После третьей молитвы, более продолжительной, сугубая ектения с возгласом. Затем полагается отпуст , но обычно сразу же следует шествие на венчание из притвора на середину храма. Священник с кадилом торжественно ведёт взявшихся за покрываемые епитрахилью руки брачующихся с пением стихов Пс. и повторяющегося запева к ним:
Сла́ва, сла́ва, сла́ва тебе́ Бо́же на́ш, сла́ва тебе́ Бо́же на́ш, сла́ва тебе́ Бо́же на́ш, сла́ва тебе́.
Здесь, после поучительного слова о тайне супружества и богоуго́дного честного жи́тельства перед святым Крестом и Евангелием венчающиеся, стоя на рушнике , публично клянутся в верности друг другу:
Иерей вопрошает жениха: Имеешь ли (имя жениха) произволе́ние благо́е и непринужде́нное, и кре́пкую мы́сль, взять себе́ в жену́ эту (имя невесты) , которую зде́сь пред собо́ю ви́дишь?
И жених отвечает: Име́ю, честны́й о́тче. (Здесь можно ответить утвердительным « Да! » )
Иерей продолжает: Не обеща́лся ли друго́й неве́сте?
Жених: Не обеща́лся, честны́й о́тче. (Можно ответить отрицательным « Нет! » )
Иерей теперь обращается к невесте: Имеешь ли произволе́ние благо́е и непринужде́нное, и тве́рдую мы́сль, взять себе́ в му́жа сего́ (имя жениха) , его́же пред тобо́ю зде́сь ви́дишь?
Невеста отвечает: Име́ю, честны́й о́тче. (Можно ответить утвердительным « Да! » )
Иерей: Не обеща́лась ли друго́му му́жу?
Невеста: Не обеща́лась, честны́й о́тче. (Можно ответить отрицательным « Нет! » )
Получив нужные ответы брачующихся священник начинает венчание возгласом Божественной Литургии :
Благослове́нно Ца́рство Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во вéки векóв.
Далее следует:
Затем священник водружает венец на жениха со словами:
Венча́ется ра́б Бо́жий (имя жениха) , рабе́ Бо́жией (имя невесты) , во и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ами́нь.
Так же венчает и невесту:
Венча́ется раба́ Бо́жия (имя невесты) , рабу́ Бо́жию (имя жениха) , во и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха.
И троекратно благословляет новобрачных словами:
Го́споди, Бо́же наш, сла́вою и че́стию венча́й я.
Поскольку в церк.-слав. ѧ — винительный падеж местоимения « они́ », то на современный русский язык эта фраза может быть переведена:
Го́споди, Бо́же наш, сла́вою и че́стью венча́ешь их! .
Эти слова имеют Тайносовершительное значение в чинопоследовании венчания, а положением венцов на головы венчающихся человек прославляет царя творения, так как семья, по христианским воззрениям, является образом малой церкви, и на всю последующую жизнь новобрачные становятся друг для друга царём и царицей. Кроме того, венчание символически выражает чествование мучеников, так как путь к Богу — это путь Христа, а значит, распятие в себе «ветхого человека», преисполненного греха , эгоизма и похоти. Новобрачные обязуются перед Богом блюсти целомудрие супружества, прежде всего отсутствие прелюбодейных помыслов, потому как грех прелюбодейства рождается в сердце.
Муж и жена в браке, по мнению христиан, навечно становятся одной плотью (если не разрушат таинство единения грехом прелюбодеяния ), а также несут обоюдную ответственность за сохранность брачного союза, потому как по словам Иисуса Христа:
И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. ( Мф. )...
но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведённой прелюбодействует. ( Мф. )
Чтец и хор попеременно поют прокимен :
Положи́л еси́ на глава́х и́х венцы́, от ка́меней честны́х, живота́ проси́ша у тебе́, и да́л еси́ и́м.
Иса́ие лику́й, Де́ва, име́ во чре́ве, и роди́ Сы́на емману́ила, Бо́га же и челове́ка, восто́к и́мя ему́: его́же велича́юще, Де́ву ублажа́ем.
Святи́и му́ченицы, до́бре страда́льчествовавшии, и венча́вшиися, моли́теся ко Го́споду поми́ловатися душа́м на́шым.
Сла́ва тебе́ Христе́ Бо́же, апо́столом похвало́, му́чеников ра́дование, и́хже про́поведь, Тро́ица единосу́щная.
Иногда в этом месте вставляются две молитвы на разрешение венцов в восьмой день (некоторые священники читают эти молитвы к самом конце перед отпустом , или вообще не читают). Снимая венец с жениха священник произносит:
Возвели́чися женише́ я́коже Авраа́м, и благослови́ся я́коже Исаа́к, и умно́жися я́коже Иа́ков, ходя́й в ми́ре, и де́лаяй в пра́вде за́поведи Бо́жия.
С невесты венец снимается со словами:
И ты́ неве́сто, возвели́чися я́коже Са́рра, и возвесели́ся я́коже Реве́кка, и умно́жися я́коже Рахи́ль, веселя́щися о свое́м му́же, храня́щи преде́лы зако́на, зане́ та́ко благоволи́ Бо́г.
Следуют две небольшие молитвы и отпуст с вводной фразой.
После окончания венчания священник ведёт новобрачных на Амвон, где они целуют иконы Спасителя и Божией Матери при открытых Царских вратах , благословляет венчавшихся свадебными иконами, поздравляет их, вручает им « Свидетельство о венчании », ещё раз говорит наставление к семейной жизни и разворачивает молодожёнов к собравшимся, чтобы перед всеми первый раз поцеловались и принимали поздравление от своих родственников и знакомых. Затем коллективная фотография с батюшкой на фоне открытых царских врат. Свадебную процессию при выходе из храма сопровождает колокольный звон .
Если во время венчания венцы одеты непосредственно на головы жениха и невесты , то после завершения венчания священник снимает венцы с головы жениха и невесты, принимают венцы восприемники при браке, или свидетели . Восприемники при браке являются молитвенными хранителями этого брака, духовными наставниками , поэтому «должны быть православными и боголюбивыми» .
В Российской империи , когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, венчание православных христиан обязательно совершалось при поручителях — в просторечии их называли дружка , подружие или шафер , а в богослужебных книгах (требниках) — восприемники . Поручители подтверждали своими подписями акт венчания в метрической книге ; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения женихом и невестой вокруг аналоя удерживали венцы от падения.
Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть — по желанию вступающих в брак.
В Русской православной церкви существует три чина совершения чинопоследования брака:
В прошлом [ когда? ] славянский обряд венчания включал и некоторые народные обряды, в том числе совершавшиеся в другие моменты свадьбы — соединение молодых (связывание рук, обмен кольцами, отдельное угощение и совместная еда и питьё). Обходу молодых вокруг аналоя в церкви в народном обряде соответствовал их обход (см. посолонь и противосолонь ) вокруг стола (или печи, колодца, дуба, дома, амбара и др.) на свадьбе у невесты или по приезде к жениху; вставанию на подножник, на пояс перед алтарём , соответствовало благословение родителями на кожухе или на поясе; брачным венцам — венок свадебный .
Ряд ритуальных действий символизировал соединение жениха с невестой и скрепление брачных уз. Отправляясь к венчанию, в пути или при входе в церковь молодые шли, схватившись за концы платка ( украинцы , нижегородцы , архангелогородцы ), рушника ( гродненцы ), со связанными вместе руками ( кубанцы ). Одновременно переступали церковный порог, чтобы быть неразлучными ( добруджцы ), одновременно крестились, «чтобы жить любовнее», и разом задували свечи, чтобы жить и умереть вместе ( русские ). Во время венчания священник набрасывал на них плат ( гуцулы , македонцы ), соединял ( лужичане ) или связывал руки платком, рушником ( украинцы , белорусы , сербы ), двумя веночками со ( тарнобжегцы ), у алтаря соединяли ( поляки ) или сталкивали молодых головами ( македонцы ). Молодые вставали на один расстеленный подножник ( восточные славяне , поляки ), на одну половицу ( пермяки ), на вытканный невестой красный пояс ( белорусы ). В конце венчания молодые обходили алтарь, держась за платочки ( мазовшане ), невеста пряталась за алтарь, откуда её выводили «дружбы» (дружки) и вручали жениху ( поляки ); молодым давали по половине разломанного бублика ( тарнобжегцы ), калача и яблока ( словаки ). Выходя из церкви, молодые переступали через замок, который замыкали и бросали в реку, «щоб життя молодих було навіки замкнуте» ( днепряне ) .
Коронация православных государей России , Болгарии , Греции , Румынии , Сербии , Грузии называлась Венчанием на царство . Кровавые потрясения XX века уничтожили и заменили последние православные монархии социалистическими или демократическим правительствами , при которых было запрещено церковное Венчание на царство .