Interested Article - Головной убор
- 2020-04-20
- 2
|
|||||
Головные уборы. Рисунки из « ». |
Убор головной — термин, включающий как способы собственно причёски , так и способы убранства и покрытия головы .
И те и другие в высшей степени разнообразны в зависимости от места, эпохи, религии , степени развития культуры. Тем не менее, в основе многочисленных форм головных уборов лежит несколько базовых разновидностей.
История
Коренной мотив забот об убранстве головы — функциональный . Прежде всего, волосы, падая в беспорядке на лицо, уши, шею, плечи, не только причиняют общее неприятное ощущение, но мешают видеть, слышать, есть и косвенно — правильности труда, напр. при охоте, рыбной ловле, шитье, борьбе, представляя иногда и серьёзную опасность , например при прохождении через густые заросли, при бегстве. (См. Причёска .)
Голова покрывается не только для скрепления волос (лобные повязки, косынки, тюрбаны , мешочки, сетки, кошельки), но, главным образом, чтобы защитить от климатических и атмосферных влияний (от зноя, холода , дождя, ветра). Отсюда, смотря по цели и месту, разнообразие форм и материала головного покрова.
Для удержания волос в порядке южноамериканский тегуельга, айн, чернорабочий японец, памаки, готтентоты и т. д. довольствуются простой лобной повязкой, на Суматре боец с той же целью надевает охватывающее голову деревянное кольцо. Батаки (тоже на Суматре) носят платок в виде тюрбана .
Гречанки и римлянки носили косынки или дорогие сетки из золотых и серебряных ниток; для защиты от тропической жары на Борнео женщины надевают соломенные шляпы с полями шириною в метр, таганы — целые шаровые сегменты, бедуин , суданец, индус окутывает голову тюрбаном , южноамериканский индеец набрасывает на голову цветное влагалище пальмы . Житель Сахары туарег , защищая себя от обжигающего ветра пустыни, обертывают себя (платок, оборачивающийся вокруг всей головы, оставляя на лице открытым только кончик носа, и закрепляющийся на затылке узлом).
Наоборот, жители холодных стран пользуются головными покровами из меха ; жители стран с дождевым летом, как гиляки , гольды — защищают себя вместо зонтика известными коническими шляпами из бересты и т. д., а во многих местах, где климатические условия допускают, покров употребляется весьма редко. Даже греки и римляне прибегали к головным покровам только во время путешествий, охоты, рыбной ловли и т. д.
Уже у самых первобытных народов религиозные мотивы играли огромную роль в формировании как причёски, так и головного покрова.
Культ тотемов вызвал религиозный обычай одеваться с головой в шкуры почитаемых животных, украшать себя перьями священных птиц, цветами и листьями священных деревьев — обычай , практиковавшийся не только во время религиозных церемоний, но и во время военных действий, играющих такую роль в повседневной жизни первобытных обществ.
Отсюда известные головные уборы индейских воинов из перьев , рогов и изображений животных у шаманов, шляпы и диадемы из чешуи аллигатора в Средней Америке, такие же уборы из чешуи маниса у малайцев, фантастические уборы рукуйеннов ( Центральная Америка ) из перьев, украшенных надкрыльями жуков, с ниспадающим по спине мозаичным из цветов изображением лягушки , военные маски с ушами животных у южноамериканских индейцев.
Головные уборы из шкур голов зебр и диких кошек в Юго-Восточной Африке , короны египетских фараонов или столь высоко ценящиеся в Полинезии Головные уборы из красных хвостовых перьев священной птицы фаэтон , венки из скромных листьев священных деревьев лавра и дуба , изображения тех или других животных на головных уборах жрецов , царей и воинов и т. д. — всё это примеры достаточные, чтобы понять огромное влияние примитивного культа на головные уборы
Параллельно с религиозным фактором действовал и исконный обычай украшать себя трофеями зверей и убитых врагов, одним из многих результатов которого явились военные парики из волос убитых врагов, украшение убора реликвиями зверей и врагов, рогами, зубами , скальпами , эмблемами из животного мира и т. д.
Дальнейшее развитие
Из сферы религиозной и военной причудливые уборы перешли и в обыденную жизнь, постепенно утрачивая своё прежнее назначение и становясь предметом украшения. Дальнейшее развитие уборов получилось под влиянием расширившегося обмена , когда у отдельных лиц стали появляться портативные ценности, которые первобытный человек любит не только выставлять напоказ, но и непосредственно навешивать на себя.
До каких пределов может дойти это тщеславное стремление, показывает оригинальнейший женский убор у южноафриканских гереросов — кожаный шлем, увешанный до пяток нитками бус из слоновой кости и железа весом до 10 кг. По обилию украшений с ним может поспорить и сеекеле наших киргизок. Впрочем, шляпы европейских женщин часто не уступают по вычурности своих размеров и форм уборам самых первобытным.
Достаточно вспомнить дамскую остроконечную шляпку XV век . из Фландрии , так напоминающую киргизскую , или шляпку Марии Антуанеты à la frégate, или навеянную военными уборами шляпку в виде абажура времен Бонапарта . О любви к ценным диадемам и дорогим украшениям, в которой цивилизация превзошла самое причудливое тщеславие варвара , и говорить нечего.
Кроме всех указанных мотивов (утилитарность, религиозные воззрения, военные и социальные обычаи, инстинкты тщеславия и пр.) действовали и мотивы эстетические, стремление комбинировать, подражать прекрасному в природе (пристрастие к перьям, цветам, блестящим камням и т. п.), мотив, создавший из головного убора предмет украшения .
Головной убор также являлся олицетворением статуса владельца: короны , тиары, обручи были (и есть по сей день) символом власти. Богато украшенные головные уборы издалека могли сказать о положении его владельца, в то время как бедные слои зачастую использовали более утилитарные вещи.
Головной убор стал наконец предметом особого искусства, и благодаря его ранней специализации, развитие форм убор. достигло даже у первобытных народов самых вычурных размеров. Тщеславие , рутина, праздность высших классов, этикет сделали из убора объект самого тщательного культивирования, серьёзной жизненной заботы.
Важным фактом в истории уборов в позднейшие периоды явилось влияние центральной власти и примеры, подаваемые отдельными правителями. Дважды в новейшее время явилась реакция в пользу простоты уборов В первый раз она вышла из пуританского движения, требовавшего простоты во имя смирения перед Богом . Это движение оставило в наследство обычай коротко стричь волосы у мужчин и гладкой прически у женщин.
В XIX веке протест вышел из демократически-феминистического движения, требовавшего во имя человеческого достоинства женщины освобождения от рабства перед нарядами и перехода к серьёзности и простоте (отсюда короткие по-мужски волосы, простота покрова). В XIX век мужской головной убор в достаточной мере упростился, — феминистская пропаганда одержала победу над теми вычурными головными уборами, которые уже в XIX век . являлись полнейшим анахронизмом , результат отчасти рутины, отчасти ненормального положения женщины в обществе.
Головные уборы головы можно подразделить на прически и покровы в собственном смысле и Головные уборы специальные , каковы короны , У. духовенства разных исповеданий, военные головные уборы , , каски, папахи и т. д., маски .
Головные уборы у исторических народов
Для иллюстрации генезиса уборов рассмотрим некоторые из них.
Уже первобытным людям был известен целый ряд разновидностей У. — меховые или кожаные шапки и капюшоны , диадемы, налобные повязки.
Арабы . Покрывала, состоявшие из платка или косынки (красной для молодых девушек, чёрной — для замужних), служили не украшением, а для защиты от солнца. Сначала их носили только горожанки из желания сохранить белизну лица. После принятия ислама ношение покрывала ( хиджаба ) было вменено в обязанность всем мусульманкам . Фасон и манера ношения покрывала у каждого народа, исповедующего ислам, своя, определяемая местными обычаями и традициями (например, в Средней Азии вплоть до 20-х гг. XX в. принято было носить паранджу — головную накидку с декоративными рукавами и чачван — сетку из конского волоса, закрывавшую всё лицо). Однако женщины кочевников , а также крестьянки, и сейчас лица обычно не закрывают.
Ассирийцы . Голова покрывалась диадемой, украшенной розетками или конической тиарой (цари); богов изображали с таким же убором, украшенным сверх того четырьмя или шестью рогами коров. Свободные замужние женщины, выходя на улицу, были обязаны набрасывать на голову покрывало ; напротив, рабыням и проституткам это запрещалось под страхом сурового наказания.
У древних евреев простолюдины накидывали на голову шерстяные платки (как у современных арабов ) или же перевязывали волосы шнурком, а знатные мужчины покрывали голову тюрбаном или капюшоном . Ходить с непокрытой головой не полагалось. Женщины носили всевозможные повязки, тюрбаны, скрепляли волосы сеткой и украшали её кораллами, жемчугом и металлическими бляшками. Носили также золотые венцы с изображением Иерусалима , которые так и назывались — «золотой город». Замужние женщины в обязательном порядке должны были скрывать волосы под накидкой. В более поздние времена у замужних еврейских женщин вошло в обычай носить парик , в некоторых общинах замужние женщины бреют голову.
Индусы
Наголовьем служило нечто вроде персидской митры .
Греки
Наголовья, употреблявшиеся мужчинами только во время путешествий или для защиты от солнца, состояли из шапочек из войлока, кожи или соломы и шляп с широкими полями. Шапочки были конической формы (у беотян) или полуовальной у моряков. Характерна фессалийская войлочная мягкая и круглая шапочка (petasos), один край которой был широкий, подвижной, спускавшийся, как зонтик; употреблялась охотниками, путешественниками и солдатами. Всякий головной убор был принадлежностью только свободного человека. Женщины носили сетки-чепчики, мешочки, охватывавшие волосы и голову и завязывавшиеся на затылке. Были в ходу также остроконечные шапочки. Для скрепления волос употреблялись ещё ленты и диадемы . Самыми популярными видами диадем были стефана , похожая на старинный русский кокошник и калаф , напоминавший корону.
Римляне
Что касается женщин, то в древнейшие времена завязывали волосы на затылке, применяя для прически двоякого рода иголки, одни ( discriminales ) для распутывания волос и другие (comotoriae), металлические или из слоновой кости, оканчивавшиеся изображениями Венеры , — для скрепления волос. Обычным головным покровом служила мягкая шляпа с широкими полями, употреблявшаяся, впрочем, только во время игр и для защиты от солнца. Ещё Август носил подобную шляпу во время общественных празднеств. Моряки, рыбаки носили шапочки соломенные, кожаные или войлочные. Во время жертвоприношений голову накрывали тогой, а фламины надевали род остроконечной каски, привязывавшейся под подбородком. Часто в употреблении были венки (см. Корона ).
Женщины носили покрывало (rica), укреплявшееся на макушке и падавшее на плечи; в качестве собственно уборов головы, как и у греков, употребляли косынки или маленькие мешочки, заменявшие ночные чепцы и сетки ( reticula ), из золотых и серебряных ниток. Новобрачные в день свадьбы и матроны носили светло-желтое, иногда красное покрывало ( flammeum ).
Галлы и германцы при Людовике Благочестивом и Карле Рыжем стали брить волосы на висках и затылке и носить меховые шапочки. Главным головным покровом с начала XII века служили шапочки, бархатные для дворянства, суконные для горожан, на которые в дурную погоду накидывался капюшон. Молодёжь надевала вокруг головы металлические обручи, украшенные драгоценными камнями. Были в употреблении также остроконечные шляпы, шапки со сборками (toque) или английские твердые шляпы, украшенные павлиньим пером.
См. также
Примечания
- Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
Литература
- Головные уборы // Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. — М. : Государственное Научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1959.
- Ратцель , «Народоведение» и др. общие сочинения по этнографии и культуре.
- Штернберг Л. Я. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Racinet . «Le costume historique», (6 т., П., 1888).
- Hermann Weiss . «Kostümkunde. Geschichte der Tracht und des Geräthes» (Шутгарт, 1872).
Ссылки
- от 18 октября 2012 на Wayback Machine .
- 2020-04-20
- 2