Interested Article - Прет-а-порте
- 2021-12-08
- 2
Прет-а-порте́ ( фр. prêt-à-porter , букв. «готовое к носке» ) — модели готовой одежды , поставляемые крупными модельерами в массовое производство . Одежда продаётся как в маленьких магазинах — бутиках , так и в крупных универсальных магазинах . Эти модели могут быть созданы вне салонов мод, для массового производства, но также в более эксклюзивном порядке по дизайнам ведущих модельеров.
История
Производство готовой одежды имеет давнюю историю, и считается, что она имеет даже более давнюю традицию, чем история высокой моды . Историки костюма отмечают, что ещё во времена Великой французской революции , после того как были отменены цеховые ограничения, получили распространение конфекционные магазины, торгующие готовой одеждой. Во время англо-американской войны 1812—1815 годов в США серийно выпускалась готовая военная форма. В 1820—1830-х годах, сначала во Франции, а затем и в других европейских странах функционировали предприятия, производящие конфекционную одежду. В этих случаях речь идёт прежде всего о серийном изготовлении практически только мужского платья, так как женские наряды требовали более индивидуальных характеристик. Распространению производства готового платья способствовало появление бумажных выкроек и первых универсальных магазинов и особенно появление швейных машинок. Начиная с 1850-х годов усовершенствованные швейные машинки стали массово применяться в пошивочных ателье. Распространению индустрии готового платья способствовали Первая мировая война и, как результат, массовое применение женского труда в промышленности, что вызвало необходимость в массовой, практичной и недорогой одежде. Становлению линий готового платья способствовало также создание системы лицензирования продаж одежды. Кризис индустрии от-кутюр был вызван Второй мировой войной , когда многие дома моды были вынуждены отказаться ориентироваться только на вкусы богатой клиентуры. Постепенно они стали ориентироваться на более демократичную публику, что привело к производству под своей маркой линий готового платья, различных аксессуаров, галантереи и т. д. Несмотря на это, во Франции сохранялся индивидуальный пошив одежды, в отличие от США, где производство готовой одежды приобрело массовый характер. В 1950-х годах понятие «прет-а-порте», происхождение которого связывают с дизайнером Альбертом Ламперером, вытеснило термин «конфекция», так как оно стало ассоциироваться с невысоким качеством .
Начало развития современной индустрии прет-а-порте связывают со второй половиной 1940-х годов, когда сначала в США , а затем и в Европе стали появляться производители и линии одежды готового платья, которые призваны были заменить продукцию низкого качества. Габриэль Шанель , которая считала копирование своих моделей проявлением признания общества, не сопротивлялась идее «выпустить моду на улицу» и в 1955 передала авторские права промышленной корпорации на тиражирование её по всему миру. В связи с этим она конфликтовала с Палатой Высокой моды и в 1958 даже написала заявление об отказе от членства в ней . Первым из кутюрье модели прет-а-порте создал Пьер Карден в 1957 году, за что был исключён из (до 1973 года назывался Профсоюз высокой моды), но в 1960-х годах уже почти все дома мод начали создавать аналогичные коллекции, и прет-а-порте переросло в самостоятельную моду, учитываемую всем рынком одежды . В 1966 году Ив Сен-Лоран окончательно закрепил позиции прет-а-порте, запустив свою линию готовой одежды Saint Laurent Rive Gauche (с фр. — «Левый берег»). Это название является символическим, так как левобережная часть Парижа, где традиционно находилась богемная молодёжь, считалась менее престижной частью города . Как правило, модели прет-а-порте маркируются либо именем кутюрье , либо модного дома .
С появлением новых бутиков, независимых модельеров, дизайнеров, разветвлённых сетей модной готовой одежды система моды претерпела существенные изменения. К наибольшим преобразованиям в системе моды 1960—1970-х годов можно отнести появление организации «Создатели и производители» ( фр. Créateurs et Industriels ), представляющей собой альянс промышленных компаний и дизайнеров одежды. Этот альянс был создан Дидье Грюмбахом ( фр. Didier Grumbach ), который в то время был топ-менеджером компании, задействованной в изготовлении продукции для Saint Laurent Rive Gauche , Givenchy , Valentino , Chanel . Он считал, что молодые дизайнеры должны пользоваться теми же привилегиями, что и кутюрье, и могут ставить свои имена на моделях и собственных линиях одежды. Целью этих преобразований, инициированных Грюмбахом, было по-новому позиционировать готовую одежду, созданную на дизайнерском уровне, а также привлечь значительные инвестиции в парижскую моду. Появляется термин «createur» («тот, кто создаёт»), что стало соотноситься с дизайнерами, которые разрабатывают модную одежду высокого класса. В 1971—1973 годы произошло окончательное отделение одежды, созданной «createur», от более консервативной группы модельеров традиционной высокой моды . В 1973 году в Париже прошла первая неделя прет-а-порте . Карден в 1977 году запустил линию одежды «Полу-кутюр» ( фр. Demi Couture ), пытаясь совместить высокую моду и одежду, ориентированную на более массовую клиентуру, — после чего эту идею подхватили и продолжают другие модельеры. В 1980-х годах положение группы Haute Couture ещё более пошатнулось в связи с приходом в прет-а-порте целой группы дизайнеров новой формации: Кельвин Кляйн , Донна Каран , Ральф Лорен , Джанни Версаче , Джорджо Армани , Гуччо Гуччи , Иссэй Миякэ , Кендзо Такадо , Ханае Мори .
В 1994 году Роберт Олтмен выпустил ироническую комедию под французским названием « Prêt-à-Porter », посвящённую миру моды. В США фильм демонстрировался под названием «Ready to Wear» (перевод оригинала на английский язык), а в России он получил название «Высокая мода», что противоречит понятию прет-а-порте.
В начале XXI века, а также в период экономических кризисов элитная группа от-кутюр пострадала от значительных финансовых убытков. Чтобы соответствовать экономическим реалиям и запросам клиентов, модные дома стали выпускать «гибридные» линии продукции, направленные на дальнейшую демократизацию luxury-сегмента, что привело к формированию такого сегмента рынка, как «masstige» (производное от слов «массовое» и «престижное»), объединяющего в своём классе элементы высокой моды, прет-а-порте и массового рынка. Престижные фирменные марки домов высокой моды теперь стали появляться на базовых предметах одежды широкого круга потребления (футболки, носки, чулки, хлопчатобумажное бельё и т. п.)
Одежда, которая представляется на Неделях моды , становится основой коллекции де люкс, то есть является штучным товаром, изготавливаемым лишь в нескольких экземплярах. Одежда в более низкой категории выпускается в количестве 100—200 экземпляров. Линии повседневной одежды (свитера, джинсы, спортивная одежда), как правило, не имеют лимита выпуска. В настоящее время два раза в год коллекции прет-а-порте представляются в Париже, по четыре раза в год в Дюссельдорфе, Кёльне, Милане, Нью-Йорке, Токио, Лондоне. Некоторые дизайнерские компании выпускают только массовые линии одежды, которые поступают в продажу в крупные универмаги, а линии де люкс распространяются в фирменных магазинах и бутиках .
См. также
Примечания
- ↑ Демшина А. : [ 7 октября 2022 ]. — СПб. : Астерион, 2009. — ISBN 9785457237308 .
- . Энциклопедия моды .
- Демина Т. В., Климов А. В., Мерзлякова А. Н. : [ 20 декабря 2016 ] // Сервис в России и за рубежом. — 2014. — Т. 56, № 9. — С. 16—23. — ISSN .
- ↑ Мода и модельеры / ред. группа М. Шинкарук, Т. Евсеева, О. Леспяк. — М. : Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2011. — С. 68. — 183 с. — ISBN 978-5-98986-491-1 (Мир энциклопедий Аванта+), ISBN 978-5-271-34536-4 (Астрель).
- ↑ Леонова К. І. Становлення та розвиток рангової групи одягу прет-а-порте як демократичної альтернативи високої моди // Українська культура: минуле, сучасне, шляхи розвитку. Мистецтвознавство. — 2015. — № 21 (1) . — С. 180—187 .
- Ермилова Д. Ю. : [ 21 декабря 2016 ]. — М. : ИЦ «Академия», 2003. — С. 264. — ISBN 5-7695-1064-1 .
- Кошелева Д. С. : [ 20 декабря 2016 ] // Вестник СПбГУКИ. — 2014. — Т. 18, № 1. — С. 32—35. — ISSN .
- Фогг Марни. Мода. Всемирная история. — М. : Магма, 2015. — С. 383. — 576 с. — ISBN 978-5-93428-100-8 .
- 2021-12-08
- 2