Привиле́гия
—
системное
преимущество (
привилегия
), получаемое
индивидом
(группой, сословием и так далее) в силу его принадлежности к той или иной доминирующей
социальной группе
и дающее ему непропорционально большой, по сравнению с
маргинализованными
индивидами, доступ к
материальным ресурсам
и
институциональной власти
.
Классическими примерами привилегий являются
сословные
,
белые
и
мужские
привилегии
; современные исследователи также анализируют привилегии, связанные с
классом
,
сексуальностью
, возрастом и другими системами господства
, и изучают их взаимодействие и взаимовлияние
. Привилегии позволяют членам привилегированных групп избегать системных ограничений и препятствий, с которыми сталкиваются члены угнетённых групп
. В отличие от многих других преимуществ, привилегии возникают не как результат индивидуальных способностей или достижений, а лишь по факту принадлежности к господствующей социальной группе
.
История
Вероятно, история привилегий как концепта восходит к книге американского социолога и историка
У. Б. Дюбуа
«
» (1903). В ней он писал, что, хотя
афроамериканцы
видели жизнь
белых американцев
и осознавали
*
, белые американцы мало думали как об афроамериканцах, так и о последствиях расовой дискриминации
. В 1935 году Дюбуа написал о так называемой «зарплате за белизну» (
wages of whiteness
), которую получают белые американцы. Он писал, что она включает в себя вежливость и почтение, беспрепятственный доступ ко всем общественным мероприятиям, снисходительное обращение в суде и доступ в лучшие школы
.
В 1988 году американская
феминистка
и
антирасистка
опубликовала книгу «Белые привилегии и мужские привилегии» (
англ.
White Privilege and Male Privilege: A Personal Account of Coming to See Correspondences through Work in Women’s Studies
). В ней Макинтош описала сорок шесть привилегий, которые она, как белый человек, имела в Соединённых Штатах. Например:
«Я могу быть уверена, что, если мне понадобится юридическая или медицинская помощь, моя раса не сработает против меня»
и
«мне не нужно учить своих детей осознавать
системный расизм
для их повседневной физической защиты»
. Макинтош описала
как «невидимый пакет незаработанных активов», которые
белые люди
не хотят признавать и которые приводят к тому, что они чувствуют себя уверенно, комфортно и не обращают внимания на расовые проблемы, в то время как люди других рас становятся неуверенными, испытывающими неудобства и отчуждёнными
. Эссе Макинтош было признано за стимулирование академического интереса к привилегиям, которые с тех пор широко изучались на протяжении десятилетий
.
Характерные черты
Для привилегий характерны следующие основные черты:
-
Привилегии невидимы для своих обладателей. Как социальный и культурный механизм привилегии структурируют социальную реальность таким образом, что люди, пользующиеся привилегиями, этого не замечают
.
-
Привилегированная группа обладает властью определять
социальную норму
. Привилегированные группы становятся образцом нормативных отношений, относительно которых представители
маргинализованных
групп определяются как отклонение или исключение. В отношении
это явление носит название «
андроцентризм
»
, в отношении гетеросексуальных — «
гетеронормативность
», в отношении цисгендерных — «
циснормативность
».
-
Социальные разделения на привилегированные и маргинализированные группы натурализируются. Социальные разделения по признакам пола,
гендера
,
расы
,
класса
,
сексуальности
описываются и осознаются как естественные, имеющие божественное или природное происхождение. Убеждения в естественности
социальных иерархий
оправдывают эти иерархии и освобождают господствующие группы от ответственности за
социальное неравенство
.
-
Представители привилегированных групп ощущают себя вправе занимать более высокое положение. Они верят, что имеют право на признание, уважение и поощрение на основании своей принадлежности к привилегированной группе
.
См. также
Примечания
-
↑
, p. 502.
-
, p. 105.
-
, p. 4.
-
Privilege, Male
//
/ O'Brien, Jody (ed.). — SAGE, 2008. — 1032 p. —
ISBN 9781452266022
.
26 августа 2016 года.
-
, p. 108.
-
↑
, p. 503.
-
Shannon Sullivan.
:
[
англ.
]
. — Indiana University Press, 2006. — P.
—123. —
ISBN 978-0-2532-1848-3
.
-
Rabaka Reiland.
W.E.B. Du Bois and the Problems of the Twenty-First Century: An Essay on Africana Critical Theory. — Lexington Books, 2007. — P. 3. —
ISBN 978-0739116821
.
-
Scott Appelrouth.
:
[
англ.
]
. — SAGE Publications, 2007. — P.
—305. —
ISBN 978-0-7619-2793-8
.
-
Joe L. Kincheloe.
Critical Pedagogy Primer :
[
англ.
]
. — Peter Lang International Academic Publishers, 2008. — P. 60—62. —
ISBN 978-1-4331-0182-3
.
-
George Yancy.
(англ.)
. — Rowman & Littlefield Publishers, 2008. — P. 56. — 289 p. —
ISBN 978-0-7425-5297-5
.
21 мая 2021 года.
-
S. Kimmel.
Privilege: A Reader :
[
англ.
]
. — Westview Press, 2009. — P. 1, 5, 13—26. —
ISBN 978-0-8133-4426-3
.
-
O'Brien, Jodi A.
Encyclopedia of Gender and Society :
[
англ.
]
. — SAGE Publications, 2008. — P. 418. —
ISBN 978-1-4129-0916-7
.
-
, p. 112.
Литература
-
Bailey, Alison.
(англ.)
// Journal of Social Philosophy. — 1998. —
Vol. 29
,
no. 3
. —
P. 104—119
.
23 января 2022 года.
-
Case, Kim (ed.).
(англ.)
. —
Routledge
, 2013. —
ISBN 978-1-1361-7617-3
.
от 2 февраля 2017 на
Wayback Machine
-
Case, Kim A., Jonathan Iuzzini, and Morgan Hopkins.
(англ.)
// Journal of Social Issues. — 2012. —
Vol. 68
,
no. 1
. —
P. 1—10
.
13 июня 2021 года.
-
McIntosh, Peggy.
White Privilege and Male Privilege
//
(англ.)
/ Michael S. Kimmel, Julie-Anne Sykley (eds.). — Read How You Want, 2010. — P. 3—25. —
ISBN 978-1-4587-6169-9
.
от 27 мая 2021 на
Wayback Machine
-
Pease, Bob.
Privilege
//
(англ.)
/ Michael Flood, Judith Kegan Gardiner, Bob Pease, Keith Pringle. —
Routledge
, 2007. — P. 502—504. —
ISBN 978-1-1343-1707-3
.
от 23 октября 2020 на
Wayback Machine
Ссылки
Rothman, Joshua.
(англ.)
.
The New Yorker
(12 мая 2014). Дата обращения: 11 августа 2016.
2 августа 2014 года.
Ссылки на внешние ресурсы
|
В библиографических каталогах
|
|