Interested Article - Карачи (цыгане)

Карачи́ ( азерб. qaraçı ), самоназвание «дом», — азербайджанские цыгане , субэтническая группа цыган-дом , разговаривающие в основном на азербайджанском языке .

История и быт

Пути миграции цыган в Европу

В 1887 году в своей книге «Цыганы», заведующий кафедрой восточных языков Санкт-Петербургского университета Керопэ Патканов писал о наречиях закавказских цыган-карачи, которым посвятил отдельную главу.

У кавказоведа Жан-Мари Шопена , считавшего их средневековыми мигрантами из Бактрии , также встречаются сведения о цыганах-карачи.

Расселение

Согласно данным Патканова, в Нахичевани обитали 518 карачи, в Геокчайском уезде — 1750, в селении Карачи Кубинского уезда — 131 человек. В общей сложности к тому времени их было 2399 человек. «Карачи» их называли местные азербайджанцы , сами же себя они называли «дом» (вариант «ром»).

До Карабахской войны цыганские общины существовали в Шуше и Джебраиле . В Хачмазском районе Азербайджана сохранилось село Карачи. В Евлахе , как и в некоторых апшеронских сёлах, существует целый квартал, который в народе называется «гарачылар мехеллеси». Что касается города Худат Хачмазского района, то местные цыгане являются выходцами из Ирана .

Язык

Как писал Патканов, азербайджанские цыгане в общении использовали собственный язык наряду с «татарским» (так в то время назывался азербайджанский язык ) и татским . Патканов поместил в свой очерк более сотни фраз языка гарачи, который является отдельной ветвью среди цыганских языков и не понятен европейским и азиатским цыганам:

— Саламаликим баро, кефой кыбра? — Здравствуй, брат, как поживаешь?
— Каста машгул астой? — Чем занимаешься?
— Ма дом астум! — Я цыган!
— Кити дом астак? — Сколько вас цыган?

Для сравнения, те же фразы на цыганском языке:

— Састипэ, пхрало, сар сан? — Здравствуй, брат, как поживаешь?
— Со кэрэса? — Чем занимаешься?
— Мэ ром сом! — Я цыган!
— Кицик ромэн сан? — Сколько вас цыган?

Занятие населения

В прошлом карачи занимались дрессировкой животных и выступлениями с ними перед публикой, были странствующими музыкантами и танцорами. В настоящее время продолжают музыкально-танцевальную деятельность . Женщины в основном занимаются гаданием, знахарством. В крупных населённых пунктах часто занимаются попрошайничеством.

Цыгане-карачи вели кочевой или полукочевой образ жизни, в основном снабжая сельских жителей товарами типа сит, подков, игл и т. д. По религии карачи официально являлись шиитами . Самым крупным населённым пунктом этих людей было село Карачи в Мушкурском округе Кубинского уезда.

Традиции

В ходе социологического исследования, проведённого азербайджанской Ассоциацией «Женщина и прогресс» в городе Худате Хачмазского района , выяснилось, что у карачи ранние и близкородственные браки (между двоюродными и троюродными братьями и сёстрами) — обычное явление. Молодые семьи опекаются старшими родственниками. Если девушка до 20 лет не успела выйти замуж, эта семья считается нарушившей обычаи и достойной презрения.

У карачи нет обычая давать детям полное среднее образование. Девочек забирают из школы после 1—2-го класса, а мальчиков — после 4—7-го класса средней школы. Конфликты, как правило, разрешаются старейшинами, чей авторитет непререкаем. Разводов нет.

Было также опрошено 10 цыганских семейных пар. Муж и жена в 9 парах были знакомы друг с другом с детства, и только в одной паре познакомились за 3—4 года до брака. Цыганские семьи не многодетны, как это было раньше. Большинство опрошенных рекомендуют иметь 2—3 детей. Все единодушно отвергают добрачную сексуальную связь . Женщины берут на себя все семейные функции, кроме материального обеспечения семьи, что является прерогативой мужчин. Уровень жизни в цыганских семьях намного ниже, чем в среднем по Азербайджану. Ежемесячный доход цыганской семьи колеблется в интервале 30—140 манатов . О венерических заболеваниях цыганки не знают или знают понаслышке.

В кинематографе

« Цыганка » ( азерб. Qaraca qız — Чернушка ) — фильм студии « Азербайджанфильм » 1966 года, снятый режиссёром Шамилем Махмудбековым по одноимённому рассказу Сулеймана Сани Ахундова из сборника «Страшные сказки» .

Примечания

  1. 27 сентября 2007 года.

    До Карабахской войны цыганские общины существовали в Шуше и Джебраиле.

  2. 27 сентября 2007 года.

    Цыгане Худата — выходцы из Ирана

  3. . Дата обращения: 12 октября 2009. Архивировано из 26 мая 2010 года.
  4. (недоступная ссылка)

Ссылка

Литература

  • Ouseley, William. Travels in Various Countries of the East, More Particularly Persia. London, 3 vols., 1823, III, pp. 400—401.
  • Патканов К. П. Цыганы. Несколько слов о наречиях закавказских цыган: Боша и Карачи. СПб., 1887.
  • Patkanoff K.P. Some Words on the Dialects of the Transcaucasian Gypsies // Journal of the Gypsy Lore Society, N.S 1, 1907-8, pp. 229-57; 2, 1908-09, pp. 246-66, 325-34.
  • Marushiakova, Elena and Vesselin Popov. 2016. Gypsies of Central Asia and Caucasus . London: Palgrave Macmillan.
Источник —

Same as Карачи (цыгане)