Влахи (цыгане)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ру́сские цыга́не , также севернору́сские цыга́не (самоназвание ру́ска рома́ , также ру́сска рома́ ) — цыганская этническая группа , входящая в группу цыган- рома .
Руска рома сформировалась в Северо-Западной части Российской империи из иммигрировавших в XVIII веке в страну немецких и польских цыган . Являются первой и самой многочисленной этнической группой цыган, появившейся в России . Делятся на территориальные подгруппы, название которых происходит от русского наименования местности, например: псковска рома, смоленска рома, сибиря́ки ( сиби́рска рома́ ) , забайкáльцы, бóбры.
Изначально были известны как халадытка рома (то есть «армейские цыгане», «цыгане-солдаты», от цыганского слова халадэ — русские, солдаты; единственное число халадо ), пока не выделились в особую цыганскую группу. В настоящее время этот этноним выходит сейчас из употребления .
Традиционно вели полуоседлый образ жизни, зимуя в крестьянских домах . В настоящее время большинство оседлы. Традиционно основными занятиями была торговля лошадьми у мужчин и гадание, сопровождавшееся попрошайничеством — у женщин . Также — музыкальное исполнительство . Большой популярностью у русского населения пользовалось цыганское пение, и хоры давали цыганам во многих городах средства к существованию . При советской власти — торговля товарами потребления . В настоящее время распространена торговля автомобилями . В настоящее время русские цыгане — одна из самых образованных цыганских этногрупп с широким спектром профессий. Заметно отличились в музыкальной области; стоят у истоков цыганского романса .
Русские цыгане являются потомками синти , которые пришли из Германии через Польшу и из Швеции , предположительно, сначала на территорию Смоленщины , входившей в состав Великого княжества Литовского , откуда в конце XVII или начале XVIII века расселились по всей России . Проживая в западных странах, цыгане этой общности нанимались в армию, в России они некоторое время сохраняли эту традицию .
В России цыгане были приписаны к крепостным и обложены налогом, хотя никаких принудительных мер для обеспечения этого не было предпринято. Цыганам было позволено кочевать, торгуя лошадьми .
В 1774 году граф А. Г. Орлов-Чесменский выписал в Москву из княжества Валахии первую цыганскую капеллу, которая впоследствии развилась в Соколовский хор , по имени своего первого руководителя, главы цыган Ивана Соколова, и положила начало профессиональному цыганскому исполнительству в России, существенно повлиявшему на развитие русской народной музыкальной и романсовой культуры . Солистка первого цыганского хора Степанида носила фамилию Солдатова, что свидетельствует о её происхождении из солдатской семьи .
В начале XIX века крепостные цыганские хоры были освобождены и начали самостоятельную деятельность в Москве и Санкт-Петербурге . В течение всего XIX века, а также в начале XX века они были в России в большой моде. Известны случаи, когда дворяне брали хоровых цыганок в жёны. Руска рома составили основу цыганских хоров, а позднее — цыганских ансамблей . В 1931 году в Москве был создан цыганский театр « Ромэн ». Среди его основателей — русские цыгане, так же, как и большая часть его актёров .
В 1812 году цыгане Соколовского хора записались в кавалерийские части . В 1812 году, в связи со вторжением французских войск , общины русских цыган Москвы и Санкт-Петербурга добровольно жертвовали крупные суммы денег на содержание российской армии, а также лучших коней для кавалерии. Цыганская молодёжь отправилась служить в уланские полки.
В 1870 году российская газета писала: « В рядах нашей армии есть много солдат из этого племени… хорошие солдаты, красивые, стройные, знающие своё дело » .
В конце XIX века в Малом театре даёт представления цыганская театральная труппа Н. И. Шишкина . К этому времени русские цыгане уже значительно интегрированы в российское общество и представлены в таких сословиях, как крестьянство , мещанство , купечество . Множество семей ведут оседлый образ жизни.
Отдельные представители цыганской молодёжи после революции участвовали в Гражданской войне как на стороне Красной армии , так и на стороне Белой армии . В результате прихода к власти большевиков многие оседлые купеческие семьи бросают имущество и уходят в кочевье — кочевых цыган власть автоматически относит к категории бедноты.
В конце 1920-х — начале 1930-х годов в СССР происходит выработка литературной цыганской нормы на базе диалекта русских цыган. У истоков появившейся цыганоязычной литературы и прессы стоят в основном русские цыгане.
Начиная с 1933 года цыгане подвергаются репрессиям со стороны властей. Цыганоязычная пресса и литература в 1930-х закрывается.
Во время Великой Отечественной войны советские цыгане, включая руска рома, по призыву и добровольно отправлялись в армию. Они участвовали в боевых действиях в качестве рядовых, офицеров, танкистов, артиллеристов, лётчиков, шофёров, кавалеристов, разведчиков, медицинских работников. Подростки и старики участвовали в партизанских отрядах. Цыганские артисты (в основном, женщины) выступали на передовой, давали шефские концерты в госпиталях. Большое количество цыган, в том числе русских, на оккупированных территориях стали жертвами организованного нацистами и их пособниками геноцида . Многие погибли на фронте и в блокадном Ленинграде .
После войны растёт популярность цыганской музыки. Театр « Ромэн », цыганские певцы и цыганские ансамбли процветают. Цыгане СССР начинают воспринимать культуру русских цыган как базовую цыганскую культуру.
После указа о запрете кочевья 1956 года происходит вторая волна оседания русских цыган.
В 1980-х годах ряд представителей цыганских артистических семей внесли заметный вклад в «неформальную» музыку: джаз ( Валентина Пономарёва ), Нора Иванова, рок (Валентина Пономарёва, Михаил Жемчужный-младший ), шансон (Алексей Дулькевич-младший).
Русские цыгане родственны немногочисленным в России группам польска рома , белору́сска ромá и лотфитка рома (в Латвии и Литве), в России проживающим в основном на сопредельных с Прибалтикой территориях, хотя отдельные их семьи проживают и во внутренних регионах России. Эти группы имеют общее происхождение и традиционно назывались халады́тка рома́ .
Диалект русских цыган (северо-восточный диалект ) отличается преобладанием заимствований немецких , польских и русских слов, а также использованием некоторых заимствованных из русского языка приставок и суффиксов.
Современный язык русских цыган отличается большим количеством русских заимствований .
Помимо родового деления, присутствует деление на территориальные подразделения (смоленские, псковские цыгане и др.), что явилось следствием долговременной привязки групп цыган к определённому ареалу кочевания и традиционным зимовкам , а в случае с сибирскими цыганами (сибирска рома) — также результатом ссылок на поселение. В Вологодской и Архангельской областях также выделяется группа вэши́тка ромá («лесные цыгане»). Роль территориального деления в отчасти связана с распадом родовой организации и сужением круга осознаваемого родства .
Проживают небольшими дисперсными группами внутри русских поселков либо отдельными семьями в сельской и особенно в городской местности. Компактно расселены в ареале первоначального распространения в Смоленской, Псковской, Брянской областях, на северо-западе и севере Европейской России: Ленинградская, Вологодская, Архангельская области, и по всей центральной России до Курска , на Урале и в Сибири, где они составляют преимущественное цыганское население .
Для русских цыган до середины XX века была характерна региональная модель кочевой культуры, свойственная для большинства других старожильческих групп .
Руска рома являются наиболее адаптированной к русской культуре цыганской группой . По вероисповеданию преимущественно православные . В некоторых районах Белоруссии исповедуют католицизм . Очень многие явления своей культуры и обычаев русские цыгане заимствовали от русских . Со времени своего появления на территории России стали носить русскую одежду и петь русские песни .
Традиционный костюм русского цыгана копировал русскую купеческую моду, и состоял из свободных штанов, свободной рубахи, жилета, сапог и картуза ; сейчас его можно увидеть на артистах, за исключением картуза. Сапоги считались отличительным признаком юношей и мужчин, мальчики их не носили. Ещё одним признаком считался кнут . Его не покупали, а делали сами или получали в дар. Кнут считался ценным наследством. По поверьям, в нём сохранялась удачливость барышника .
Традиционный костюм русской цыганки состоит из рубашки и юбки (или нескольких юбок), может также дополняться накинутой на плечи или повязанной на корпус или бёдра шалью . Замужняя русская цыганка носила также платок на голове и фартук. Очень ценился цветочный узор ткани. Цыганок, носящих традиционный костюм, можно встретить и в наши дни.
Музыкальное и танцевальное искусство русских цыган значительно развито, оно заметно отличается от музыки и танцев других цыган. Танцы и песни русских цыган исполняют многие цыгане России, Украины и Белоруссии. В то же время, оно молодо и появилось и развилось в течение XIX—XX веков; многие авторы песен, считающихся народными, всё ещё живы.
В областях наиболее плотного расселения и сохранения общинных традиций руска рома сохраняют в наибольшей степени соционормативные основы своей традиционной культуры, в первую очередь этнический суд .
Семьи руска рома, имеющие давние традиции оседлости, занимаются разведением домашнего скота и огородничеством . В советский период работали в колхозах. Не считая сэрвов , у русских цыган раньше и сильнее других этнических групп проявился распад традиционной социальной организации, что выразилось, в частности, в укорочении родовой памяти с 10 до 3—4 поколений. У руска рома встречается наибольшее количество семей, хорошо интегрированных в русскую культуру, и лиц, имеющих среднее профессиональное и высшее образование, что, однако, остаётся нечастым явлением. В большей степени распространено использование письменных форм коммуникации, чтение печатной продукции .
Свадебный обряд русских цыган воспроизводит традиционную русскую свадьбу и включает элементы таких ритуалов как сватовство, рукобитье, выкуп и др. В то же время свадьба обладает этнической спецификой. Имеется локальная вариативность традиции. Свадебная обрядность с одной стороны сохраняет традиционный комплекс, а с другой является развивающейся системой, включающей инновации, которые адаптируются согласно потребностями сообщества .