Культура цыган
- 1 year ago
- 0
- 0
Одним из основных занятий цыган является музыка . Репертуар включает собственные таборные песни, а также песни других народов и популярные композиции из европейской профессиональной музыки XVIII—XIX веков, которые вошли в репертуар цыганских капелл, и др. Цыгане не обладают единой музыкальной культурой, однако цыганская музыка и исполнительство обладают общими чертами: гемиольные звукоряды ( венгерская , или цыганская , гамма ), микротоновая мелизматика и глиссандирование, гортанная подача звука. Таборная музыка характеризуется преимущественно как вокальная одноголосная, основными жанрами являются протяжные и быстрые танцевальные песни; и на те, и на другие оказал влияние фольклор окружающих народов. Ряд заимствованных песен также считаются таборными .
В среде венгерских цыган распространены инструментальные ансамбли (применяются скрипки, цимбалы, контрабас) и жанры ( вербункош , чардаш ). В Молдавии и Румынии обладают высоким исполнительским мастерством цыгане — лэутары .
В России в XVIII—XIX веках имели распространение так называемые цыганские хоры, поющие в русской подголосочной манере, но с сохранением характерной для таборной музыки ладовой окраски и в сопровождении гитар. Первый такой хор был создан в 1774 году по распоряжению граф А. Г. Орлова-Чесменского в Пушкино . Он получил известность как Соколовский хор , по имени своего первого руководителя, главы цыган Ивана Соколова. Как и другие цыганские хоры, Соколовский хор пел в русской подголосочной манере, однако с сохранением характерной для таборной музыки ладовой окраски и в сопровождении гитар . Крепостные цыгане получили свободу в 1807 году, и Соколов стал первым в династии цыганских хормейстеров . Хор выступал в престижном московском ресторане « Яр » («Соколовский хор у Яра»)
До настоящего времени сохраняется пение на эстраде цыганского романса . В Москве действует цыганский театр « Ромэн ». К числу известных российских цыганских музыкантов принадлежат скрипач Михаил Эрденко , певец Николай Сличенко .
Темы семейной и этнической лояльности, типичные для цыганской музыки, помогли сохранить определённые представления, однако некоторые исполнители из числа более молодых и талантливых оказались привлечены материальным вознаграждением во внешнем мире .
О цыганском фольклоре советский филолог и индолог А. П. Баранников (1931) писал: «Воровство и вытекающие из него последствия являются богатейшей и излюбленной темой цыганской песни. В огромном количестве песен… воровство рассматривается… как занятие весьма похвальное, проявление удали и молодечества, даже героизма, и отсутствие умения воровать цыганская песня рассматривает как крупный и постыдный недостаток». В доказательство учёным приводятся четыре песни, записанные им на Украине . Приведённые Баранниковым четыре цыганских украинских песни не зафиксированы другими исследователями, и само их существование сомнительно, поскольку сэрвы (украинские цыгане) почти не имеют собственно цыганского фольклора и поют украинские народные песни . В другой работе Баранников приводит ещё 17 песен, полученных от одного и того же неизвестного информатора, некой «цыганки из Льгова ». Вопреки утверждению Баранникова об огромном количестве цыганских песен, воспевающих воровство, в русско-цыганском , кэлдэрарском и ловарском фольклоре процент песен, где упоминается кража , чрезвычайно мал (10 из 302, включённых в анализ) , причём тема криминала в них чаще не главная, а побочная. Фольклор восхваляет не кражу, а мену лошадей. Часто герои песен именно покупают еду, одежду, украшения, повозки и предметы обихода. Большое число фольклорных текстов посвящёно тому, что злодеи отняли последнее у цыгана. В кино фильмах могут присутствовать цыганские песни, воспевающие воровство, однако их тексты создавалась или видоизменялась для выполнения определённой творческой задачи фильма, а не является отражением цыганской культуры. Например, текст народной песни «Бричка» для фильма « Табор уходит в небо » (1975) был переделан: вместо строки «Ай, бричка , бричка э тачанка » появилась фраза «Ай, бричка, бричка мэ чорава» («бричку украду я»). Знаменитая песня из фильма « Неуловимые мстители » (1966): «На семь замков запирай вороного — Выкраду вместе с замками…» — и вовсе не имеет отношения к цыганскому фольклору, а была написана не цыганом .