Interested Article - Форнарина
- 2021-07-14
- 2
- Это статья о натурщице. Для информации о её портрете обратитесь к статье Форнарина (картина) .
Форнарина ( итал. La Fornarina, «Булочница» ) (1500—1522) — полулегендарная возлюбленная и натурщица выдающегося итальянского художника эпохи Высокого Возрождения Рафаэля Санти . Настоящее имя девушки, как считается, Маргерита Лути ( итал. Margherita Luti ), а своим прозванием она обязана профессии своего отца-булочника ( итал. fornaio, fornarino — пекарь). Исторический миф о Форнарине, частично основанный на действительных фактах, сложился в XVIII — XIX веках . Однако его детали до настоящего времени являются предметом споров историков искусства.
Форнарина в жизни Рафаэля
Согласно мнению большинства историков искусства , Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля — « Форнарина » ( 1518 — 1519 ) и « Донна Велата » ( 1516 — 1515 ). Отмечено также, что она вероятнее всего послужила прототипом « Сикстинской мадонны » , а также некоторых других женских образов в творчестве Рафаэля римского периода. Называют, например, « Мадонну делла Седиа » и «Фригийскую сивиллу» , а также фигуру в Станце д’Элиодоро и Психею на фреске Виллы Фарнезина в Риме.
Основная версия истории её жизни рассказывает, что Форнарина была дочерью Франческо Сенезе, пекаря по профессии. Отца отождествляют с Франческо Лути по прозвищу Сенезе (Senese), потому что он родом из Сиены . Жил в Риме в районе Трастевере , затем на Виа дель Говерно Веккьо (Via del Governo Vecchio) близ Пьяцца Навона, где до сих пор показывают дом с «окошком Форнарины» , Via Santa Dorotea 20). Художник и его прекрасная модель познакомились в то время, когда Рафаэль работал над росписями виллы банкира Киджи Фарнезина в Риме , а Маргерита приносила туда свежевыпеченный хлеб. Согласно легенде, банкир Киджи хотел выгнать дочь пекаря, отвлекающую художника, но Рафаэль пригрозил ему в этом случае прекратить работу . Считатеся также, что Рафаэль выкупил её у отца за 3000 золотых и снял ей виллу (как утверждают, в Via di Porta Settimiana) .
Форнарина оставалась возлюбленной и натурщицей Рафаэля на протяжении двенадцати лет, до самой смерти художника. Верностью полюбившему её Рафаэлю, как утверждали современники, она не отличалась. В частности, отмечается, что она стала любовницей Агостино Киджи , для которого Рафаэль расписал виллу Фарнезина , а также обращала внимание на учеников художника. Источники указывают, что когда папский посланник прибыл к ложу умирающего Рафаэля, то он потребовал, чтобы рыдающую девушку удалили из помещения, так как передавать папское напутствие в её присутствии он считает несообразным.
Получив по завещанию после ранней кончины 37-летнего Рафаэля (сплетня гласит, что ему стало плохо в её постели) достаточное состояние, тем не менее, Форнарина якобы продолжала вести распутную жизнь и стала, как утверждали, одной из самых знаменитых римских куртизанок .
Согласно другому варианту легенды Форнарину и Рафаэля связывала истинная и чистая любовь, их взаимное чувство не имело себе равных, и всё сказанное — досужие сплетни. Современные исследователи полагают, что причиной смерти художника стало респираторное заболевание и связанная с этим высокая температура. Роковую роль сыграла врачебная ошибка — присланные папой доктора, неправильно поставив диагноз, пытались снизить температуру кровопусканием, что является опасным при сильных простудах (в XVI веке об этом уже было известно) .
В 1897 году Антонио Валери обнаружил документ, свидетельствующий об уходе Маргариты в монастырь Сант-Аполлония-ин-Трастевере, произошедшем через несколько месяцев после смерти Рафаэля. В документе говорится: «18 августа 1520 года, сегодня в наш приют была принята мадам Маргарита Ведоа, дочь quodam Франческо Лути Сиенского» . Поэтому предполагалось, что Рафаэль и Маргарита тайно поженились и что она, после смерти мужа, решила обратиться к монашеской жизни. По мнению П. П. Муратова после смерти Рафаэля она была насильно пострижена в монастырь , где вскоре и умерла .В XIX веке образ Маргариты повлиял на романтическое воображение художников, и её стали называть музой Рафаэля, но без доказательств это всего лишь прекрасная метафора.
Форнарина в произведениях других мастеров
Именем Форнарины традиционно обозначают два портрета, написанных учениками Рафаэля — Себастьяно дель Пьомбо и Джулио Романо . На протяжении нескольких веков они приписывались самому мастеру, и лишь позднее их истинное авторство было установлено. Полуобнажённая фигура на весьма слабом в художественном отношении портрете работы Джулио Романо окутана прозрачной тканью. На коленях натурщицы была написана светло-синяя драпировка, которая приоткрывала только краешек её левого колена. Эта странная деталь послужила поводом к расчистке картины от предполагавшейся позднейшей записи в реставрационных мастерских Музея изобразительных искусств в Москве под руководством П. Д. Корина в 1933 году, куда картина была передана из коллекции Эрмитажа . (недоступная ссылка)
Копиями рафаэлевской «Форнарины» являются так называемая «Форнарина Боргезе» (La Fornarina Borghese), написанная в 1530 году Рафаэллино дель Колле и «Портрет женщины, называемый ла Форнарина, или Витториа Колонна» (Portrait of a Woman, Called La Fornarina or Vittoria Colonna), созданный в середине XVI века неизвестным художником римской школы . «Форнарина Боргезе» повторяет рафаэлевскую картину, но без пейзажного фона .
-
-
Рафаэль Санти . Мадонна делла Седиа, или Мадонна в кресле . 1514. Дерево, масло. Палаццо Питти , Флоренция
-
-
Джулио Романо . Дама за туалетом, или Форнарина. 1518—1520. Холст, масло (переведена с дерева). Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
-
Ж. О. Д. Энгр . Рафаэль и Форнарина. 1814. Холст, масло. Музей Гарвардского университета, Массачусетс
Тема изображения влюблённой пары: «художник-натурщица» стала пользоваться вниманием живописцев XIX века, в эпоху романтизма и историзма . Образ Форнарины с одноимённого портрета Рафаэля использовал художник XIX века, академист Ж. О. Д. Энгр в картинах « Большая одалиска » и «Рафаэль и Форнарина» (5 вариантов), а также Франсуа Эдуар Пико в картине «Рафаэль и Форнарина» . Изображение влюблённой пары можно найти на ювелирных изделиях и прочих украшениях 1880-х годов .
Серию ироничных рисунков на эту тему выполнил Пабло Пикассо в 1968 году , сюжетом которых является изображение резвящейся парочки, за которой подглядывают папа римский, Микеланджело и другие из-под кровати или из-за занавеси.
В опере А. С. Аренского «Рафаэль» Форнарина — главное действующее женское лицо . В 1944 гjle в Италии был снят фильм «Форнарина» . Маргерита Лути — один из трёх персонажей французского эротического фильма 1979 года «Три аморальные женщины» (Les Héroïnes du mal), режиссёр Валериан Боровчик .
Диана Хэгер в романе «Рубин Рафаэля» для построения конспирологической теории использует тот факт, что рентген позволил обнаружить на руке модели в картине «Форнарина» рубиновое кольцо, возможно обручальное, позже записанное. Латышский писатель в 1964 году написал роман «Форнарина».
Ссылки
См. также
Примечания
- . Дата обращения: 24 декабря 2007. 26 октября 2008 года.
- . Дата обращения: 22 декабря 2007. Архивировано из 3 марта 2009 года.
- Sgamellotti А., Lapenta V., Anselmi Ch., Seccaroni С. Raffaello in Villa Farnesina. Galatea e Psiche. —Roma, 2020. — ISBN 978-88-948-1052-3
- . Дата обращения: 23 декабря 2007. Архивировано из 28 февраля 2008 года.
- .
- Valeri А. Nelle feste di Urbino, Chi era la Fornarina?, in La vita italiana, III, Roma 1897, n° 17, Рp. 353—363
- . Дата обращения: 22 декабря 2007. 19 апреля 2017 года.
- . Дата обращения: 24 декабря 2007. 28 декабря 2007 года.
- . Дата обращения: 24 декабря 2007. 17 ноября 2009 года.
- . Дата обращения: 24 декабря 2007. Архивировано из 19 декабря 2007 года.
- . Дата обращения: 24 декабря 2007. 14 апреля 2011 года.
- . Дата обращения: 22 декабря 2007. Архивировано из 28 декабря 2007 года.
- 2021-07-14
- 2