Interested Article - Мефодий Олимпийский

Мефо́дий Пата́рский ( греч. Μεθόδιος Πατάρων ), или Мефо́дий Олимпи́йский (около 260 312 ) — христианский богослов , автор сочинений против Оригена , нравственных поучений и толкований Священного Писания . Сочинения Мефодия включены в 18-й том Patrologia Graeca . Почитается в лике священномучеников , память в Православной церкви 20 июня (по юлианскому календарю ), в Католической церкви 20 июня по григорианскому календарю .

Жизнеописание

Сведения о жизни Мефодия крайне скудны. Имеются разногласия относительно того, какую кафедру он занимал. Греческая традиция считает его епископом города Патара в Ликии . Иероним Стридонский в своём сочинении « О знаменитых мужах » пишет, что Мефодий был « епископ Олимпа в Ликии, а затем Тира » . Иероним сообщает о его мученической смерти:

В конце последнего гонения или, как утверждают другие, в годы правления Деция и Валериана он получил венец мученичества в Халкиде, в Греции .

Димитрий Ростовский сообщает, что Мефодий был усечен мечом язычниками. Однако сообщение о его мученичестве ставится исследователями под сомнение .

Известность Мефодий получил своими многочисленными богословскими трудами, он стал первым, кто выступил с критикой учения Оригена . Леонтий Византийский в VII веке включал Мефодия в число знаменитых учителей и Отцов Церкви , живших до правления Константина Великого .

Сочинения

  • « Пир десяти дев или о девстве ». Написано в форме подражания диалогу Платона « Пир ». Содержание составляют произносимые девами похвалы девству (целомудрию). Текст завершается гимном Иисусу Христу . Сочинение представляет собой свод доникейской теологии и христианской доктрины Диалог Мефодия послужил предметом пародии для Боккаччо в его « Декамероне » .
  • « О свободе воли ». Написано против валентиниан , в нём Мефодий опровергает гностический дуализм и их учение о зле, рассматривает понятие свободы человека. Сочинение сохранилось в отрывке на греческом языке.
  • « О воскресении ». Написано против Оригена , сохранилось в отрывке на греческом языке. Посвящено критике оригенского понимания Воскресения Христова и умаления им значения тела. В славянском переводе сочинение завершается молитвой, содержащей выражения, характерные для авторов доникейской эпохи.
  • « О сотворенном ». Написано против Оригена, сохранилось в отрывке на греческом языке. В нём Мефодий опровергает учение оригенистов, что мир не имеет начала и совечен Богу.

В славянских переводах сохранились два сочинения Мефодия, направленные на истолкование с точки зрения христианства иудейских обрядовых предписаний: « О различении яств и о телице, упоминаемой в книге Левит , пеплом которой окроплялись грешники » и « О проказе ».

В средневековой рукописной традиции было распространено приписываемое Мефодию эсхатологическое апокрифическое сочинение « Откровение Мефодия Патарского », созданное в VII века на сирийском языке . Это произведение почитается в старообрядческих церквях — «Слово святого отца Мефодия Патарского о последних временах» .

Примечания

  1. Ante-Nicene Fathers. Fathers of the Third Century: Gregory Thaumaturgus, Dionysius the Great, Julius Africanus, Anatolius, and Minor Writers, Methodius, Arnobius. — Grand Rapids, MI: Christian Classics Ethereal Library, 2004. Vol. 6. p. 511.
  2. . Дата обращения: 26 июля 2008. 15 сентября 2008 года.
  3. Иероним Стридонский .
  4. Леонтий Византийский . De sectis. Act. III. § 1.
  5. Трощенко Ю. И. от 9 января 2009 на Wayback Machine
  6. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  7. Дмитриев Л. А. от 22 марта 2022 на Wayback Machine // Словарь книжников и книжности Древней Руси : [в 4 вып.] / Рос. акад. наук , Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) ; отв. ред. Д. С. Лихачёв [и др.]. — Л. : Наука , 1987—2017. Вып. 1 : XI — первая половина XIV в. / ред. Д. М. Буланин , О. В. Творогов . 1987. — С. 285—283.
  8. Заболотный Е. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2017. — Т. XLV : « Мерри Дель Валь — Михаил Парехели». — С. 139—142. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-052-3 .
  9. . Дата обращения: 8 января 2015. 28 января 2015 года.

Литература

  • // свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М. : Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. X: Июнь, День 20.
  • Bracht Katharina . Volkommenheit und Vollendung. Zur Anthropologie des Methodius von Olympus. — Tübingen: Mohr Siebeck, 1999.
  • Patterson L.G. Methodius of Olympus: Divine Sovereignty, Human Freedom, and Life in Christ. — Washington: Catholic University of America Press, 1997.
  • Williams Rowan . «Methodius von Olympos». — Theologische Realenzyklopädie XXII (1992). pp. 680—684.
  • Bonwetsch G. N. Die Theologie von Methodius. — Berlin, 1903.
  • Михаил (Чуб) , архиеп. Св. священномученик Мефодий и его богословие // Богословские труды. 1973. № 10. — С. 7-58; № 11. — C. 5-54.
  • Михаил (Чуб), архиеп. К вопросу об источниках богословия св. священномученика Мефодия. Священное Писание в творениях св. Мефодия // Богословские труды. 1975. — № 13. — С. 172—180.
  • Михаил (Чуб), архиеп. Предание Церкви в богословии св. Мефодия // Богословские труды. 1975. — № 14. — С. 126—133.
  • Михаил (Чуб), архиеп. Греческая философия и литература в творениях св. Мефодия // Богословские труды. 1975. — № 14. — С. 134—143.

Ссылки

Источник —

Same as Мефодий Олимпийский