Interested Article - Тинктуры
- 2020-04-27
- 2
Тинкту́ры (ед. тинкту́ра от лат. tinctura — окрашивание) — название красок и покрытий (металлов, цветов и мехов) гербовых тел в геральдике .
Особенности и правила
В классической геральдике признаются два металла: золото и серебро ; пять цветов ( финифтей , эмалей): червлень , лазурь , зелень , чернь и пурпур . Также применяются два меха : горностаевый и беличий . В виде исключения допускаются дополнительные цвета (финифти, эмали), где это необходимо, например: телесный цвет , оранжевый , коричневый .
Один из важнейших принципов геральдики (т. н. правило тинктур ): не помещать финифть на финифть, а металл на металл. Если же случалось отдельное отступление от этого принципа, то было абсолютно необходимо обозначить ( фр. enquerir ) уважительную причину нарушения правила. Это установление возникло в средневековье , когда от быстрой идентификации рыцарей зависела жизнь. К примеру, золото на серебре или лазурь на черни будут трудноразличимы на поле битвы. Правило допускает лишь частичное проникновение на гербах со сложной композицией. Самым известным исключением являлся средневековый герб Иерусалимского королевства с золотыми крестами на серебряном фоне, однако некоторые герольды предполагают, что кресты изначально являлись червлёными, но средневековые технологии крашения и окисление материалов привело к изменению изначального цвета. Возможен также вариант, что исключение из правила возникло специально, чтобы подчеркнуть особое положение и святость города.
Показательным примером соблюдения правила тинктур служит пример одиночных, однородных и/или однотипных фигур помещаемых в разноокрашенные поля. На границе указанные фигуры меняет свою окраску с металлической на эмалевую (и наоборот), переменную с полями металла и финифти. Исключением являются ординарные (геральдические) фигуры, которые «старее самого правила о тинктурах» ; покрытые мехами или натурального цвета финифтями; сюда же относятся и составленные (многократно разделённые) фигуры; значимые атрибуты гербовых фигур, выделенные цветом, например, языки , когти , клювы , чешуя и т. п.; элементы субординарных гербовых фигур. Случались и явные исключения-казусы, когда на старых гербах золото от времени краснело, а серебро становилось синим или чёрным.
Тинктуры разделяются на естественные и искусственные: к первым, например, относится покрытие части человеческого тела, изображённой в гербе естественным цветом, а также, порой, меха. К искусственным тинктурам причислены металлы и финифти. Если цвет гербового тела совпадает с его прототипом, например — чёрная собака, то в этом случае естественный и искусственный цвета почитается за один. Допускается наложение на гербовые тела тинктур, отличных от их подлинников. Например, зелёный лев , золотой осёл и т. д. Полутона и оттенки геральдикой отвергаются.
Даже простой окрашенный щит без любых фигур на нем может являться гербом. Так, например:
- золотой щит — герб немецкого рода Боссенштейн;
- серебряный щит — герб польского рода Биельских ;
- червлёный щит — герб безымянного поэта-рыцаря, упоминаемого цюрихским « Манесским кодексом » (XIV век);
- зелёный щит — герб испанского рода Прадо;
- чёрный щит — герб французского рода ;
- синий щит — герб французского рода de Barge.
Применение тинктур позволяет разнообразить число вариантов традиционно немногочисленных в геральдике фигур, привнести оттенки смысла в их трактовку. Удачный выбор красок позволяет добиться удобочитаемости герба на дальнем расстоянии и при уменьшении на печати , его лёгкого запоминания и узнаваемости.
В реальных гербах использовались натуральные материалы или соответствующие по цвету и виду заменители. В описании герба (блазоне) тинктуры всегда обозначаются строго определёнными терминами, вне зависимости от оттенка, сорта краски, конкретного металла, посредством которых они символически переданы на рисунке.
Основные тинктуры и их символика
Классические металлы
Русское название | Французское/английское название | Шраффировка | Цвет |
---|---|---|---|
Зо́лото | Or | все оттенки жёлтого | |
Серебро́ | Argent | все оттенки белого и светло-серого |
Классические финифти (эмали)
Русское название | Французское/английское название | Шраффировка | Цвет |
---|---|---|---|
Че́рвлень | Gueules/Gules | все оттенки красного | |
Лазу́рь | Azur/Azure | все оттенки синего и голубого | |
Зе́лень | Vert | все оттенки зелёного | |
Чернь | Sable | чёрный или тёмно-серый | |
Пу́рпур | Pourpre/Purpure |
фиолетовый
, холодно-малиновый,
сиреневый и цвет запёкшейся крови |
Символика тинктур
Одна из возможных трактовок символики геральдических цветов приведена в книге французского автора, масона Жерара де Сорваля «Потайной язык герба» :
Дополнительные тинктуры
В западноевропейской (в основном в английской) геральдике есть, помимо классических, также несколько редких тинктур, вошедших в употребление с 1600 года: Orange, Tenne, Murrey, Sanguine и прочие, причём в некоторых источниках Orange отождествляется с Tenne, а Murrey с Sanguine. Есть разночтения и в их графическом обозначении.
Стандартные английские финифти (эмали)
Русское название | Французское/английское название | Шраффировка | Примечание |
---|---|---|---|
Оранжевый | Orange | Изображается вертикальными пунктирными линиями. Может отождествляться с tenné. | |
Коричневый | Brunatre (Tenne) / Brown (Tawny) | Показывается пересекающимися диагональными линиями справа, как зелень, и вертикальными линиями, как красный. |
Прочие западноевропейские финифти (эмали)
Русское название | Французское/английское название | Шраффировка | Примечание |
---|---|---|---|
Коричневый (оранжевый) | Tenné | Показывается пересекающимися диагональными линиями слева, как пурпур, и горизонтальными линиями, как лазурь, (или диагональными линиями справа, как зелень, и вертикальными линиями, как красный). Может отождествляться с коричневым. | |
Багрово-пурпурный | Murrey | Показывается пересекающимися правыми и левыми диагональными полосами. | |
Кровяной | Sanguine | Показывается пересекающимися горизонтальными линиями, как лазурь, и диагональными линиями справа, как зелень. Может отождествляться с багрово-пурпурным. | |
Небесно-голубой | Bleu-celeste | В классических геральдических правилах оттенки цветов игнорируются. Цвет обычно отождествляется с лазурью. | |
Пепельно-серый | Cendree | ||
Розовый | Rose | В классических геральдических правилах оттенки цветов игнорируются. Цвет обычно отождествляется с пурпуром. |
Эти тинктуры не принадлежат ни к финифтям, ни к металлам, ни к мехам и классифицируются как оттенки, «натуральные цвета». В геральдике, когда речь идёт о фигуре, окрашенной такими цветами, всегда применяется термин натурально окрашенная. В классической геральдике действует принцип, согласно которому вместо натуральных цветов подбирались наиболее подходящие к ним по характеру геральдические тинктуры. Использование этих нестандартных цветов нежелательно.
Дополнительные металлы
В геральдике некоторых стран присутствуют дополнительные металлы. Так в польской геральдике встречается сталь, а в канадской — медь.
Русское название | Французское/английское название | Шраффировка | Примечание |
---|---|---|---|
Сталь | |||
Медь |
История
Некоторые исследователи проводили зависимость между употреблением основных цветов в средневековой турнирной геральдике и применением таковых же у римлян и византийцев в цирковых играх, где партии соперников различались цветами своих одежд. Подобные игры вошли в обычай также в римских провинциях.
Согласно трактату «L’arbre des batailles», времен французского короля Карла V (XIV в.) изначально в геральдике использовались лишь четыре цвета: красный, синий, белый и черный. Вскоре прибавились зеленый, желтый (золотой), и пурпурный, а в английских гербах, кроме того, появился оранжевый . В связи с распространением обычая украшения щитов золотом и серебром, около 1400 года утвердилось разделение тинктур на благородные металлы и финифти. Белый и жёлтый, заменявшие металлы, как самостоятельные цвета более не именовались.
Изучение частоты использования цветов и металлов во Франции показало, что, если в средневековье преобладающим цветом считался красный, то начиная с XIII века происходил стабильный рост в употреблении на гербах синего цвета, который в XVII веке стал первенствовать за счёт применения его в гербах простолюдинов- (хотя в гербах знати доминирующим остался красный). Сегодня синий остаётся предпочтительным цветом в европейской геральдике, оставляя прочие тинктуры далеко позади, хотя в Древнем Риме он считался «варварским», а в эпоху царствования Карла Великого никакой представитель знати не позволил бы себе появиться прилюдно в одежде синего цвета, так как она обычно предназначалась для будней. Синий стал восприниматься как изысканный только во времена Людовика Святого . Самым редким цветом в геральдике (из основных) во все времена являлся зелёный.
Примечания
- Gérard de Sorval. . — Париж: Albin Michel, 1981. — P. 108-109. — 232 p. — ISBN 2226010920 . 11 мая 2021 года.
- Жерар де Сорваль, изд. 1981 года, стр. 95
- Определены средневековым теологом Бонавентурой (Джованни Фиданца; ок. 1218—1274)
- O. Neubecker. «Heraldry». London, 1977
- Пастуро М. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола. — М. : Молодая гвардия, 2001. — С. 114. ISBN 5-235-02410-9
Литература
- Арсеньев Ю. В. Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907—1908 году. — М. : ТЕРРА — Книжный клуб, 2001. — 384 с. ISBN 5-275-00257-2
- Винклер П. П. Гербы городов Российской империи. — СПб, 1900.
- Пастуро М. Геральдика / Пер. с фр. А. Кавтаскина. — М. : Астрель: АСТ, 2003. — 144 с. ISBN 5-17-019779-9
- Слейтер С. Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия / пер. с англ. И. Жилинской. — 2-е изд. — М. : ЭКСМО, 2005. — 264 c. ISBN 5-699-13484-0
- Фрайер С., Фергюсон Д. Геральдика. Гербы — Символы — Фигуры / пер. с англ. М. Б. Борисова. М. : АСТ: Астрель, — 2009. — 208 с. ISBN 978-5-17-061418-9
Ссылки
- // Методические рекомендации по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований (Раздел 2, главы I—VII). Геральдический совет при Президенте РФ, 03.09.2006.
- Медведев М. Ю. // Геральдика или истинная наука о гербах. — СПб. : Гербы и флаги, 2008.
- 2020-04-27
- 2